Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРИРОДУ»

Форма проведения: путешествие.

Дата проведения: 12.04.2016г.

Место проведения: МОУ ДСОШ СУИОП

Количество участников:

 

Пояснительная записка

Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играют общение с природой.

Природа - это одно из наших богатств, и к ней нужно относиться бережно и с любовью. Поход в лес за грибами, ягодами, просто на пикник или прогулку - занятие, безусловно, приятное, но не всегда люди понимают, как правильно себя вести. Правила поведения в лесу разъясняются нам еще на школьных уроках, и теоретически мы даже можем их воспроизвести вслух. Но, как показывает практика, на деле они практически никогда не выполняются.

Данное мероприятие предполагает   изучение правил поведения в лесу, а также плодов деревьев и растений, растущих в нашем регионе.

ЦЕЛЬ:

·         образовательный аспект - расширение знаний о многообразии растительного и животного мира;

·         воспитательный аспект - формирование навыков культуры общения,

·         интереса к окружающему миру и бережного отношения ко всему живому;

·         развивающий аспект - развитие умений сравнивать,

·         делать выводы, простейших навыков рефлексии.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ - ЗАНЯТИЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ.

Методы и приемы:

эвристическая беседа, эмоционально-психологический настрой, рассказ с элементами иллюстративного сопровождения, ТСО /, игровые моменты.

Участники мероприятия: педагог, обучающиеся.

Возраст детей 6-8 лет

Условия проведения: кабинет.

Реквизит и борудование: презентация, муляжи фруктов.

 

Методические советы на подготовительный период. Предварительно  подбираются загадки, фото животных, деревьев, плодов.

План мероприятия

 

I этап занятия — подготовительный.

Цель - погружение в занятие, эмоциональный настрой детей.

Методы педагогической деятельности: эвристическая беседа, эмоциональная установка на занятие.

Ожидаемый результат: готовность учащихся к восприятию предлагаемого материала.

II этап занятия - игра на внимание.

СТАНЦИЯ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цель - стимулирование внимания учащихся.

Методы: игра «Зоопарк».

Ожидаемый результат: концентрация внимания учащихся, быстрое построение смысловой цепочки ответа.

III этап занятия - разгадывание загадок.

СТАНЦИЯ «ЦВЕТОЧНАЯ»

Цель — мотивация познавательной активности детей, привитие эстетических и мыслительных навыков. Методы: организация мыслительной деятельности через загадки, мини-рассказ, обобщение знаний через создание проблемной ситуации.

Ожидаемый результат: приобретение навыков построения логически-смыслового ответа по заданным признакам природного объекта.

IY этап занятия - физкультминутка

Y этап занятия - конкурсы эрудитов.

СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ»

Цель: организация и осуществление мыслительных операций, привитие навыков рационального поведения в природе.

Методы: викторина, игра «Словесный портрет животного», игра на внимание, игра «С какой ветки эти детки?», правила поведения в лесу.

Ожидаемый результат: умение концентрировать внимание на одном предмете, строить логические цепочки, устанавливать причинно- следственные связи, осознание бережного отношения к природе.

YIэтап занятия — заключительный.

Цель: подведение итогов занятия, рефлексия учащихся.

Методы: репортаж, подведение итогов путешествия.

 Ожидаемый результат: заинтересованность учащихся к занятию, умение оценивать и высказывать свое мнение, сопереживание, эмоциональный подъем.

Ход мероприятия.

Здравствуйте ребята - мы все являемся жителями планеты Земля, друзьями природы, такой удивительной и необычной.

Ребята, что такое природа?... Да, природа это все, что нас окружает. А давайте совершим путешествие в природу. Закройте глаза, положите руки на колени и послушайте меня:

Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух

 Колышутся травы на лугах,

Над нами гордо кружат птицы.

Нам хорошо и приятно.

Мы очень рады, что скоро встретимся

С удивительным миром природы.

Мы хотим жить в согласии с ней

И быть друзьями и защитниками всему живому.

Открываем глаза и отправляемся в путешествие на нашем веселом поезде. А везти нас будет вот этот паровозик из Ромашкова. (Песенка паровозика)(2слайд)

Первая станция «Дикие животные».

Так как мы с вами живем в городе, давайте подумаем, где мы можем их увидеть? ....

Правильно, в зоопарке.

А сейчас мы с вами поиграем.

Я буду называть некоторых обитателей зоопарка. Вы с ними, конечно же, знакомы. Если я буду называть верно, этих животных и действия, которые происходят с ними, то говорите слова: «Видели, видели, ну конечно видели!» А если же не верно, то говорите: «Нет». И так, будьте внимательны.

         За решеткой у ворот спит огромный бегемот, (видели)(3 слайд)

         Вот слоненка тихий сон охраняет старый слон, (видели)(4слайд)

         Черноглазая куница - замечательная птица! (не видели) (5слайд)

         На хвостах висят мартышки, то-то рады ребятишки, (видели)(6слайд)

         Злой, презлой серый волк на ребят зубами щелк, (видели) (7слайд)

         Полетели вдруг пингвины выше ели и осины, (не видели) (8слайд)

         Пони, маленькие кони, до чего забавны пони, (видели) (9слайд)

         А зеленый крокодил важно по полю ходил.(не видели) (10слайд)

Наш поезд не может дальше ехать. Путь закрыт. Дежурный по станции просит собрать цветик - семицветик. Для этого вы должны вспомнить семь названий цветов. Давайте впишем в каждый лепесток один цветок. И поезд сразу же отправится.

/На доске нарисована ромашка с семью лепестками/.

Молодцы, ребята!

Вот зеленый свет горит, ехать дальше нам велит.

Поезд мчится, мчится, мчится.

Ну а нам пора взбодриться.

Физкультминутка.

Я прошу сейчас всех встать, что скажу, то повторять:

«Руки вверх и потянулись, наклонились, разогнулись,

Чтобы ноги не болели, дружно вместе все

присели,

Вдох и выдох - улыбнитесь, потихонечку садитесь».

Паровозик нюхает ландыш. (11 слайд)

Наш поезд прибывает на станцию «Цветочная».

Давайте поговорим о цветах, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. Очень много цветов в природе, они различной окраски, аромата, растут на клумбах и полянках в лесу

Многие цветы - это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечиться от недугов.

Все цветы нуждаются в охране, собирать в букеты их не надо, пусть они радуют нас в естественных для них условиях. Цветы - это чудо природы. Давайте отгадаем загадки о них.

Был цветочек золотой, за неделю стал седой,

А денёчка через два облысела голова.

(12слайд)\Одуванчик/

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

Но с пашни как сорняк он изгнан беспощадно.

Цветочек темно-синий и длинный стебелек,

Но кто его не знает? Это ....

Колосится в поле рожь.

Та, во ржи, цветок найдешь.

Ярко синий и пушистый, только жаль, что недушистый

(13 слайд)/Василёк/

На поляне у реки гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки, белоснежные ....

Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке,

Но совсем не горечи солнца белые лучи

(14 слайд)/Ромашка/

Ручьями очищается и хвоя, и валежник и первым   появляется в проталине ...

(15 слайд)/Подснежник/

 Жемчужный колокольчик пришёл в леса весной, По лесу он разносит чудесный запах свой.

Нам запах свежести лесной приносит позднею весной

Цветок душистый нежный из кисти белоснежной.

                                                                                                               (16слайд)/Ландыши/

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк.

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный....

Солнце жжёт мою макушку.

Хочет сделать погремушку,

Голова на ножке, в голове горошки.

(17Слайд)/Мак/

Внимание, вот и станция «Лесная».

Отправимся в лес, но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами!

 А какие в лесу могут быть чудеса?

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою взобралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

В чаще леса мы можем встретить разных животных. Сейчас, ребята, я буду задавать вам вопросы об обитателях леса, к которым прилагаются несколько ответов, вы должны выбрать правильный. На правильный ответ говорите - да, неправильный - нет.

1.    Какой зверёк вьёт гнездо на траве и в кустах?

(заяц, ёж, мышь-малютка)(18сайт)

2.    Какие звери летают? (19сайт)

(волки, летучие мыши, белки)

3.    Какой зверь самый хитрый? (20сайт)

(лиса, белка, медведь)

4.    Какой лесной зверь спит всю зиму вниз головой? (медведь, барсук, летучая мышь) (21сайт)

5.    Назовите травоядное животное?

(волк, лиса, лось) (22сайт)

6.    Какой лесной зверь строит себе дом?

(заяц, барсук, олень) (23сайт)

7.    Какой зверек самый трусливый в лесу?

(ласка, белка, заяц) (24сайт)

8.    Назовите лесного зверя - героя многих народных сказок?

(кабан, лиса, бобр) (25сайт)

9.    Какой зверек всю жизнь проводит под землей?

(Выдра, крот, хорь) (26сайт)

Ребята! Мы получили письмо из леса. Давайте откроем конверт и узнаем что же там интересного.

Лесовик прислал фотографию невиданного животного. Он его так и называет чудо-чудное, диво-дивное. Он очень просит вас ответить на вопросы. Поможем ему? Я запишу ваши ты на диктофони отошлю их лесовичку.

(27сайт)/демонстрация фотографии тигра/.

            Как называется это животное?

            В лесу, траве или воде оно живет?

            Большое ли это животное?

            Что оно ест?

            Питается ночью?

            Оно охотится?

            Пугливое это животное или смелое?

            Сердитое или доброе?

            Опасно ли оно для человека?

            Легко ли приручается?

            Кто враги у этого животного?

            Кто его друзья?

            Любит ли оно своих детёнышей?

            Содержат ли его в зоопарке?

            Выступает ли оно в цирке?

Молодцы! Вы много знаете о животных.

Вопросы лесовичка.

          Как называется это животное?

          В лесу, траве или воде оно живет?

          Большое ли это животное?

          Что оно ест?

          Питается ночью?

          Оно охотится?

          Пугливое это животное или смелое?

          Сердитое или доброе?

          Опасно ли оно для человека?

          Легко ли приручается?

          Кто враги у этого животного?

          Кто его друзья?

          Любит ли оно своих детёнышей?

          Содержат ли его в зоопарке?

          Выступает ли оно в цирке?

 

ПРАВИЛА ЛЕСОВИЧКА.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, конечно громко петь.

Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Птичек ты не обижай гнезда их не разоряй.

Ветки дуба не ломай.

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

 Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, хлопать, топать, палкой бить

Я думаю, что все вы любители природы и конечно знаете растительный мир нашего края? Я буду называть рйзные деревья и кустарники, а вы хлопаете в ладоши, если они у нас растут. А если нет - молчите.

Итак, да - хлопок, нет - молчок.

ЕЛЬ,

ЯБЛОНЯ,

ГРУША,

БАОБАБ,

ОБЛЕПИХА,

МАЛИНА,

МИМОЗА.

БЕРЕЗА

ЛИПА,

ЧЕРЕШНЯ,

ВИШНЯ,

КЛЕН,

БАМБУК

ЛИМОН,

МАНДАРИН.

АПЕЛЬСИН.

СЛИВА, ОСИНА, КАШТАН.

КОФЕ, РЯБИНА, ПЛАТАН.

ДУБ, КИПАРИС,

АЛЫЧА.

ТОПОЛЬ, СОСНА, КАЛАНЧА.

А сейчас, я предлагаю вам игру «С какой ветки эти детки?»

Условия игры: участник с завязанными глазами должен

определить, какие деревья и кустарники вырастут из

предложенных плодов.

(Корзина с плодами и поднос).

Идет игра... Давайте скажем нашим участникам «Ай, да молодцы!»

Ребята, в конверте есть еще какой то листок. Лесовичок

напоминает нам правила поведения в лесу, говорит, что в

природе все очень тесно взаимосвязано и человек своим

поведением не должен нарушать гармонию.

Послушайте правила лесовичка.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, и конечно громко петь.

Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, хлопать, топать, палкой бить.

Наше занятие-путешествие подходит к концу. Я хочу написать о

нем репортаж. Но для этого мне нужно узнать ваше мнение.

Было ли вам интересно в пути? Я включаю микрофон и  прошу вас ответить на вопросы:

 ИМЯ... Что тебе больше всего понравилось в нашем путешествии?

ИМЯ... На какую ещё станцию живой природы ты бы хотел отправиться?

ИМЯ... Что ты хочешь узнать нового о живой природе?

Спасибо. Я благодарю вас за ответы, вы многое знаете об окружающей нас природе.

Наш веселый поезд прибыл на конечную остановку. Расставаясь

с вами, мне хочется, чтобы вы запомнили слова паровозика из

этого мультфильма:

Нам обязательно нужно увидеть первый ландыш, чтобы узнать о приходе весны!

Услышать первые трели соловья, чтобы узнать о приходе лета!

Увидеть рассвет, каждый рассвет единственный, чтобы узнать,

что начался новый день, а он принес нам жизнь, а жизнь без

трели птиц, без зеленой травки и ярких цветов просто на

возможна!!!И поэтому мы должны оберегать и любить свою природу!!

Ребята, я благодарю вас за активное участие в нашем путешествии.

До свидания, до новых встреч!

Методические советы организаторам и постановщикам. Для проведения мероприятия желательно заранее подготовить фото растений, животных, деревьев, плодов. Заранее подготовить класс, расставить парты паровозиком.

Методические советы на период ближайшего последействия. Участникам мероприятия предлагается наблюдать за изменением в природе весной.