Мастер – класс для педагогов на тему:

«Использование кукол в ознакомлении детей

дошкольного возраста с моделью года»

Цель мастер- класса: Формирование представлений педагогов о разнообразии использования кукол в ознакомлении детей дошкольного возраста с моделью года.

Задачи мастер-класса:

- Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению дидактического пособия.

- Помочь педагогам сделать обычное – интересным.

- Дать практические знания и умения по использования кукол в ознакомлении детей дошкольного возраста с моделью года;

- Привлечь внимание педагогов к использованию кукол в ознакомлении детей дошкольного возраста с моделью года;

Назначение мастер-класса: Мастер-класс предназначен для педагогов МАДОУ.

Участники мастер-класса: Педагоги, воспитатели .

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

Я принесла с собой волшебный сундучок

В сундучке я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

1 слайд  Ведь не зря в народе говорят: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал».

2 слайд  В куклы дети играли раньше, играют  сегодня и будут играть всегда.

·               3 слайд  Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку;

·               В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

4 слайд  Традиционная тряпичная кукла не устаревает.  К кукле относились бережно.

5 слайд  Непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела лица. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасным для ребенка.

 

6 – 8 слайды  Но все же, самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души.

 

 

9 слайд  В группе был проведен  проект «Куклы из бабушкиного сундучка», в ходе которого у нас появлялись всё новые и новые куклы.

10 слайд   Работа показалась нам интересной, и мы решили продолжить работу с куклами, изготовив многофункциональное дидактическое пособие   по ознакомлению с  моделью года. И вот что у нас получилось.

11 слайд  День за днем сменяет год

Вот и вышел хоровод.

Посмотрите-ка по кругу,

Протянув друг – другу руку,

Встали куклы на показ

Вот о них и будет сказ.

12 – 13 слайды   Фанерный круг разделен на 4 сектора и обтянут тканью, соответствующей  каждому месяцу. Каждый сектор можно отделить друг от друга, т.к они собираются как пазлы.

14 слайд  С  помощью родителей сделали кукол на каждый месяц. Названия старались связать с характерными особенностями данного месяца. Каждая кукла имеет название на русском и коми языке.

Например:

15 слайд  Куколка «Рябинка» (Пелысь). Олицетворяет месяц – сентябрь. Используя эту куколку,  знакомлю детей с сезонными изменениями в природе, с ягодами, которые поспевают осенью. Также  наблюдаем за рябиной и другими деревьями.

16 слайд  Например, на февраль сделали куклу «Метелица» (Турöб). С этой куклой мы знакомим детей с природными явлениями: метель, пурга, вьюга. Говорим о  приметах в природе, связанных с февральской погодой.

17 слайд  На июль мы сделали куколку «Покосница» (Турун пуктысь). Мы знакомим детей с трудом взрослых летом, основной  из которых- сенокос.

Работая с куклами, совместно с детьми сочиняем сказки, стихи, игры.

У каждой нашей куклы есть атрибут, которым она отличается от других кукол. Дети так легче запоминают, что происходит в этом месяце (наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, сельхозработами).

Кукол одного сезона объединяют общие элементы.

Вначале знакомились с куклами посезонно. Это:

18 слайд  Кукла «Матушка Зима» (Мамӧ тӧв). Знакомила детей с зимушкой – зимой.

19 слайд  Кукла «Веселая весна» (Гажа тулыс). Символ новой жизни, весны.  Это момент пробуждения природы. Солнце, птицы, растения просыпаются, возвращаются к людям. Кукла как бы говорит нам: "Все в ваших руках. Захотите – и наступит Весна".

20 слайд  Куколка «Разноцветное лето» (Уна рӧма гожӧм). В этом месяце рассказывала детям о живой и неживой природе; о работе людей в летний период.

21 слайд  Куколка «Осень золотая» (Зарни Ар). Наступает богатая золотистая осень. Осень – это проводы лета, проводы птиц в теплые края, проводы солнца животворящего, начало посиделок, желанных встреч, незатейливых игр.

Такое пособие может легко видоизменяться. Куклы могут быть обрядовые, по профессиям (учитывая календарные праздники) и народные.

Основную работу по ознакомлению с годичным календарем провожу со старшей группы.

И так, мы знакомим детей с каждой куклой. Теперь я предлагаю вам поиграть. Для игры мне надо 12 человек.

1,2,3,4,5

Будем с вами мы играть.

Поскорее выходите,

Кукол в руки вы возьмите….

Первая игра «Разложите  кукол соответственно месяцам года».

Ваша задача: поставить кукол на основу календаря, соответственно месяцу.

Следующая игра «Найди куклу, объединяющую по сезону». Для этой игры приглашаю еще 4 человек.

Задание: найти куклу, которая объединяет между собой трех кукол одного сезона.

Все внимание на экран.

 Игра « Отгадай, к какому сезону относится картинка». Перед Вами картинка. Как вы думаете, какая кукла олицетворяет данное явление природы - осенний листопад?

«Музыкальный хоровод»

А теперь приглашаю всех в хоровод. Надо внимательно прослушать музыку и решить, соответствует ли она вашему времени года. Сезонные куклы приглашают свои кукол в хоровод.   И так куклы каждого сезона. В конце- общий хоровод кукол.

Уважаемые коллеги, благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что наша совместная деятельность пробудила в вас желание творческого поиска, вызвала интерес к данной теме. На память о нашей работе я хочу вам подарить буклеты.

Спасибо!!!