Тематика: Народный календарь

Тема: «Архаичный праздник древних карел»

Цель: Познакомить учащихся с праздником «Кегри» и его основными элементами.

Задачи:

·        Дать представление об этом дне и о мифологическом существе Кегри

·        Принять участие в обряде ряжения. (В зависимости от возраста школьников, им предлагается определённая интерпретация целей обряда и способов достижения этих целей.  Кроме специфической формы общения и  сотворчества, обряд может стать способом выработки активного отношения ребёнка ко всему, что происходит в окружающем мире.)

·        Рассказать о работах, которые нужно было выполнить до празднования дня Кегри  и  научиться элементарным приёмам прядения шерсти.

Рекомендуемый возраст: 6-15 лет

Продолжительность: 1 час

Место: Просторный класс или помещение стилизованное под карельскую избу.

Словарь:

Веретено- приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая остриём к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Кегри- мифологическое существо

Кудель- вычесанный и перевязанный пучок льна или шерсти.

Лён- многолетние сельскохозяйственное растение.

Прялка- орудие труда на котором пряли нити. Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывают кудель и горизонтальной- донца, где садится пряха

Ухват- длинная деревянная палка с металлической рогаткой на  конце, ухватом захватывали и ставили чугунки в печь ялка.

Вещный ряд: Старинные прялки, веретено, ухват, короб из бересты.

Методический репертуар: Интерактивное занятие с привлечением детей в познавательную активность. Групповое занятие  предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.

Научно-методические пособия: презентация

 

 Сценарий внеклассного занятия в курсе музыкального фольклора

 -Добрый день дорогие друзья. Наше с вами занятие я хочу посвятить

знакомству с древним праздником карел « Keqrin paiva – пугало день».

- Вы знакомы с этим праздником?

- Ответы детей.

-Первое упоминание о Кегри как об одном из дохристианских “карельских божеств”, который прибавлял рост скота, принадлежит Микаэлу Агрикола. Отголоски этого праздника сохранились до нашего века среди карел средней Карелии, у Тверских карел, в пережиточной форме следы этого дня отмечены и у финнов.

-День Кегри отмечался 1-2 ноября, в субботу перед Дмитриевым днём, первоначально это был языческий праздник смены года. Смена года происходила осенью после сбора урожая. Затем праздник стал отмечаться как праздник сбора  урожая, это время совпадало с окончанием полевых работ и началом нового сельскохозяйственного года и женских работ по обработке шерсти и льна.

-Праздник начинался с поминального обряда. Среди карельско-финского населения восточных районов Финляндии в конце ХIХ в. бытовала традиция вечером, накануне праздника Кегри, топить баню для покойных предков и сородичей. Покойным предкам готовили воду, веники, чтобы они могли попариться и помыться. В избе, тем временем, накрывали праздничный стол. Спустя некоторое время, в баню шли хозяева, а покойные, согласно традиционным представлениям, приходили в дом и приступали к ужину. Затем наступал черед ужинать живым, а мертвые шли якобы спать на заранее подготовленные для них постели. В день Кегри до обеда следовало поститься. За обед садились помолившись, трапеза была поминальной: к ней обязательно готовилась овсяная или толокняная каша.

-После обеда по деревне ходили ряженые. В этом участвовала обычно молодежь. Основным элементом обряда в день Кегри у  карел было пугание, поэтому ряженые мазали лица сажей, приклеивали усы и бороды из кудели, надевали маски из картона и тряпок. Одевались в вывернутые наизнанку шубы, головными “уборами” служили корзины, решета, подойники. В некоторых фигурах можно было узнать коней и коров. За спину надевали корзину “чтобы забирать в нее детей”. В руках у ряженых были ухваты, кочерги, дубинки. Ватага ряженых обходила дома, их угощали пирогами, блинами, хлебом.

-Кегри  -  в некоторых источниках представляется как языческое божество, которое оберегало домашний скот. В других источниках даётся следующее описание :  копна сена с рогами, поросшее шерстью существо.

-Мы с вами тоже попробуем пофантазировать, описать и нарисовать это существо.

-Ответы детей

-Я хочу вам рассказать одну историю, которую помнят бабушки из села Михайловское.

 «Морозная ночь, ярко светит месяц. Уставшая женщина прядёт, так как ей надо одеть многочисленных детей. Вдруг распахивается дверь и на пороге появляется копна сена, держащая в руках двенадцать веретён. Существо ударяет женщину по пальцам: « Бог спустился на землю, а ты прядёшь! Чтобы до утра спряла на все эти веретена!». Пряха испугалась, и времени уже мало осталось, и кудель заканчивается. Но она нашла выход: напрядёт немного  на веретено и на лавку положит… Уже к концу работа приближается… Петух пропел!...Дверь скрипнула, существо пропало! С тех пор во время праздника не прядут и никакую грязную работу не делают.»[1]

-И мы сейчас с вами попробуем поучаствовать  в обряде ряжения и пугания.

(выбираем детей и обряжаем их, разыгрываем обряд)

-А как вы думаете почему именно непослушных детей уносили ряженные Кегри?

-Ответы детей.

-Так родители пытались научить своих детей послушанию, чтобы не капризничали и старательными в работе были.

Ещё одним важным элементом этого праздника было: напрясть определённое количество пряжи для Кегри. И первому вошедшему ряженному нужно было подарить моток пряжи, чтобы он не посадил в корзину и не унёс.

В д.Поросозеро к примеру считали, что в субботу, накануне праздника, надо было положить клубок ниток или моток льна на окно. Kegri kerazen kyzyy kegrisnovattan pannah ikkunale pelvaspivo libo liinukerä. В Паданах предупреждали, что Кегри перемелет жерновом пальцы тому, кто не напрял ни клубка. Kegri sormet jauhou kivel kelei ole keriä kerrättyy

В Вешкелице считали что женщины должны были успеть летний лён спрясть в маток, иначе Кегри привяжет к дереву. Haiziel pidi suaja kezä pelvahat kegri viyhtile ku kegri ei puuh sido.[2]

-Скажите вы знаете как называется этот предмет?(Показать прялку)

-Ответы детей.

-Прялка – один из самых нарядных предметов крестьянского быта. Сейчас ими уже не пользуются. Но мы с ребятами фольклорного отделения сумели найти несколько женщин, которые показали нам как надо прясть.

Тщательно подготовленные волокна сворачивали в рулон, который назывался куделью. Кудель привязывали особой длинной лентой. Часто вверх кудели обвязывали косынкой, от этого прялка приобретала некое женское подобие. Женщина садилась на донце. Из кудели вытягивали тонкую струйку волокна, подкручивали пальцами и завершали скрутку веретеном. Когда длина готовой нити достигала размаха руки, её наматывали на веретено.

(Выбрать несколько детей и поучить их элементарным приёмам прядения)

Итог занятия

-Утратив свое обрядовое значение Кегри - пяйвя в изменённой форме

существовал в виде полузабавы довольно долго.

·        В ходе занятия мы попытались выяснить как представляли образ Кегри наши предки

·        Воссоздали обычай ряжения в день Кегри

·        Познакомились с прялкой  и  учились прясть

 

Данное занятие мы проводится уже второй год, осенью, на отделение фольклора в нашей школе. Первое занятие мы оформили в виде праздника и провели его совместно с учащимися общеобразовательной школы. Дети принимали активное участие в подготовке праздника, искали костюмы для ряжения, у многих в семьях нашлись старинные прялки, ухваты, лопаты, корзины. Праздник удался. С фрагментом праздника мы принимали участие в фестивале « Мы добрые соседи, мы добрые друзья» п. Вешкелица.

 

                                     Список  литературы:

1.                       Конкка А. П. Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988

2.                       Конка А.П. Календарные обряды карел. Святочное ряжение / А.Конкка// Финно-угры и соседи. Проблемы межэтнических контактов на территории балтийского и барец-регионов. СПб., 2002.

3.                       Клементьев Е.И. Календарная обрядность и праздники карел  / Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003

4.                       Духовная культура Сегозерских карел конца 19 в. Л. 1980

5.                       Маслов Г.С. Кегрин-пяйвя у карел Калининской области  с.150-153/ Советская этнография №4. 1937.

6.                       Маслов Г.С. Материалы по аграрному календарю карел юго-западной Карелии / Полевые исследования Института этнографии.1978. М., 1980.

7.                       Огнева О. Праздники и будни карельский народный календарь Петрозаводск., verso. 2013.

 

 

 


[1] Маслов Г.С. Кегрин-пяйвя у карел Калининской области  с.150-153/ Советская этнография №4. 1937

[2] Конка А.П. Календарные обряды карел. Святочное ряжение / А.Конкка// Финно-угры и соседи. Проблемы межэтнических контактов на территории балтийского и барец-регионов. СПб., 2002.