Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 городского округа г.Уфа РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект развлечения в средней группе № 6

«День славянской письменности»

 

 

 

 

Провела: воспитатель

Закирова  Гузель

Мухаметнуровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа, 2015

Празднование Дня славянской письменности в детском саду

 

Цель: воспитывать  любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к истории и народным традициям.

Задачи:

1.     Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа, формировать нравственное отношение к окружающему миру;

2.     Развивать речь, мышление, познавательную активность воспитанников;

3.     Воспитывать уважение, толерантное отношение к  русской культуре,  славянским традициям.

Оборудование: группа оформлена в соответствии с тематикой праздника, музыкальное сопровождение, стол, свитки с надписью из кириллицы, русской азбука, буквы, вырезанные из цветного картона.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок, заучивание потешек, прибауток, пословиц, дидактическая игра «Наша Родина».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  Звучит праздничная музыка. Дети парами заходят в зал и рассаживаются на стулья. Ведущий  в национальном русском костюме становится в центре.

Ведущий:  В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.

Из глубокого колодца  (руки “О”)
Солнце медленно встает. (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется, (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется, (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет  (руки вниз широко)

Ведущий:  Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности.  Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство. Ребята, а в какой стране мы с вами живем? (Ответы детей).

Ведущий:  Правильно, мы живем в России. Мы - россияне. Россия  - большая страна, ее населяют разные народы, но большинство из них говорит на русском языке. Наш основной язык, русский, красивый, богатый и могучий.

 

Ведущий:  Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом (С.Баруздин)

 

Ведущий:  В давние времена, когда люди еще не знали письменности, они передавали информацию из уст в уста. Как вы это понимаете? (Ответы детей).

Ведущий:  Правильно, в давние времена губы назывались устами, люди, общаясь, запоминали то, что им рассказывали и передавали следующему поколению. Так появилось устное народное творчество. В нем, богатом, выразительном, метким словом воспевались народная мудрость, ловкость, смекалка и трудолюбие русского народа. Как вы думаете, какой жанр произведений относится к устному народному творчеству? (ответы детей).

Ведущий:  Верно, к устному народному творчеству относятся сказки, легенды, прибаутки, сказания, загадки, потешки и многое другое. И сегодня я хочу рассказать вам одну давнюю историю…

Ведущий: Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.  (Раскрывает свиток, показывает азбуку). 24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

 

Ведущий: Эта азбука называется Кириллица!  А названа она так в честь Кирилла, её создателя. Посмотрите повнимательней на эти буквы. Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Ведущий: Каждая буква в древней славянской азбуке была   особенной. Она имела своё имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глагол… Названия букв напоминали людям об их жизни: «добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.  Пусть эти старинные буквы оживут с помощью нашей  волшебной азбуки.

Звучит веселая музыка. Появляется скоморох.

Скоморох:  Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фома. (Дети здороваются).

Скоморох: А почему вы здесь собрались?

Ведущий:  Фома, мы сегодня празднуем День славянской письменности. Сегодня мы отдаем дань памяти тем людям, благодаря труду которых мы умеем писать и читать.

Ведущий:  По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

 Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

В Украине, Хорватии, Сербии.

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Великих своих просветителей.

Скоморох: Ух, ты! А я совсем и не знал, что алфавит  придумали Кирилл и Мефодий…

Скоморох: ребята, а вы вот такие маленькие, и уже умеете читать? (ответы детей)

Ведущий: Фома, ребята наши, конечно, еще не умеют читать, но очень хотят научиться. Правда, ребята? (ответы детей).

Скоморох: Ребята, и правда, пройдет совсем немного времени, и вы обязательно научитесь читать и узнаете много-много интересного, нового. А сейчас я предлагаю поиграть в веселые игры! Поиграете со мной? (ответы детей).

Игра «Поиграем в слова».

Скоморох: Ребята, слушайте правила игры: я называю какое-нибудь свойство, например «красное», а вы должны подобрать к нему подходящие существительные –яблоко, платье и т.д.

Игра «Собери больше букв». (На полу рассыпаны  буквы, каждая по 5-6 шт.)

Скоморох: Каждому игроку раздается определенная буква. Выиграет тот, кто соберет большее количество букв.

Скоморох: Ребята, какие вы молодцы! Все внимательные, быстрые ловкие. Но мне пора возвращаться домой, наверное, моя мама меня потеряла. До свидания, ребята!

Ведущий: До свидания, Фома! А чтобы ты нас не забывал, мы хотим на прощание тебе подарить азбуку.

Вот азбука – начало все начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!

Скоморох уходит.

Ведущий:  После смерти братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. В книгах, журналах их всегда изображают вместе.  В столице нашей Родины, в городе Москве, на Красной  Площади есть замечательный памятник Кириллу и Мефодию.

 Ведущий: Слава Кириллу, слава Мефодию – братьям святым! Ребята, а сейчас мы послушаем песню, посвященную создателям славянской азбуки. Слова к этой песне написал Михаил Розенгейм, а музыку – Владимир Главач. Песня называется “Слава вам, братья славян просветители”.

 

Подведение итогов. Прощание.