Развитие коммуникативных навыков средствами устного народного творчества.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Фольклор предполагает овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.

Фольклор отражает устное народное творчество, национальный менталитет и культурно - исторические традиции. Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора.

Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» – потешки, песенки, заклички, считалочки, коротенькие сказки. Их использование позволяет реализовать идеи «воспитания оптимистического мироощущения», традиции «доброжелательного, активизирующего отношения к ребенку, как объекту и субъекту совместной жизни», «связи с народом», идеи «самостроительства личности ребенка». В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами фольклора решается комплекс задач нравственного, эмоционального, познавательно - речевого развития:

1.    Приобщать детей к народным традициям.

2.    Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.

3.    Развивать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.

4.    Формировать понимание основного содержания фольклорных произведений.

5.    Развивать исполнительские умения детей на материалах фольклорных произведений.

6.    Развивать творческие способности детей.

7.    Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это даёт возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений, так как на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т.д.[1, с. 47].

Учитывая особенности возраста, мы начали работу по использованию малых фольклорных форм для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми. С этой целью нами был создан театр «Удивительные перчатки», который позволил провести работу по развитию коммуникативных навыков и умений у детей раннего возраста.

В процессе игры учимся:

- сочетать речь и движения, используя художественные произведения;

- подражать взрослым;

- понимать смысл речи;

- развивать навыки диалогической речи;

- развивать тактильную чувствительность;

- обогащать сенсорный опыт;

- мелкую моторику пальцев рук;

- развивать творческие способности;

«Удивительные перчатки» используем при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешек вызывает у ребенка радость, желание слушать и повторять их.

Особое значение придаем малым фольклорным формам в ходе игр - занятий, на которых ставятся обучающие задачи, чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки. Все занятия, как правило, строятся на материале песенок, потешек, пальчиковых игр и т.д. Дети проговаривают слова и сопровождают их движениями рук. Использование этого материала стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению материала благодаря непроизвольному запоминанию [прил. 1].

На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы:

Наглядность – упражнений (артикуляционных, пальчиковой гимнастики и др.) подтверждает объяснение и помогает правильно их выполнять.

Постепенность и последовательность обучения – ребенок ненавязчиво и поэтапно совершенствует движения.

Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса.

Доступность – деятельность с персонажем строится с учетом возрастных особенностей детей.

Не секрет, что существует прямая связь развития речи с уровнем развития мелкой моторики. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Сорока-сорока...», «Ладушки-ладушки...», «Идет коза рогатая...»,

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка, они содержательны и увлекательны. Поэтому стараемся подбирать  игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Во время знакомства с игровым персонажем, дети учатся выполнять простые действия с ним: зайка прыгает, мишка топает и так далее. Все эти упражнения проделывают на столе, на сенсорных ковриках или тактильных дорожках. В процессе таких упражнений у детей развивается тактильная чувствительность, координация движений, малыши учатся сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью. При выполнении каждого упражнения необходимо вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой [3, с. 7].

Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Когда дети осваивают пальчиковые игры, то у них появляется желание придумать новую инсценировку для других песенок и потешек, а так же русских народных сказок. Все произведения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»). Такие игры вызывают интерес к театрализованной игре, способствуют формированию умения участвовать в совместной деятельности детей и взрослых, умения добиваться результатов.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие,  является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

В дальнейшем будем пополнять новыми персонажами театр «Удивительные перчатки»,  эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора.

 

Конспект организованной образовательной деятельности

«Гуси-гуси»

Цель. создавать эмоционально положительное отношение к игре с тренажером-игрушкой; развивать коммуникативные навыки.

Задачи: формировать умение добиваться результатов; воспитывать желание участвовать в совместной деятельности детей и взрослого; активизировать действия пальцев рук; развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы; активизировать речь (га-га, гуси); развивать тактильную чувствительность.

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек с изображением гусей, беседа о характерных особенностях птицы (тонкая длин­ная шея, тело, покрытое перьями, красный клюв, лапки с перепонками; любит и умеет плавать в реке, в пруду, шипит, может ущипнуть клювом того, кто «не нравится», т.п.)Чтение стихов, потешек о гусях, подвижные игры.

 

Ход занятия

Под музыку русской народной песни «Два веселых гуся» воспитатель вносит в группу корзинку с перчатками, гуси прикреплены к перчатке.

Воспитатель: Кто к нам в гости пришел? (Ответы.)

Правильно, гуси! Как гуси говорят? (Га-га! Га-га-га!)

Ребята, вы будете моими гусятами? (Да!) А я буду Бабуся. (Воспитатель надевает перчатку «бабушка», помогает детям надеть перчатки «гуси».)

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый,

Два веселых гуся.

Воспитатель. Ребята, а гуси очень любят купаться.

 

Пальчиковая игра

Где ладошка? Тут? Тут! (Показывают ладошки.)

На ладошке пруд? Пруд.

Стали гуси лапки мыть,

Весело плескаться («топочут» пальчиками по ладошке).

Воспитатель. Искупались гуси и пошли травку щипать.

 

Упражнение на сенсорном коврике

Гуси-гуси, га-га-га,

На дворе растет трава.

Клювики все открывают,

Гуси травку здесь щипают.

(действуют в соответствии с текстом)

В заключение проводится игра «Гуси».

—Гуси, гуси!

—Га-га-га!

—Есть хотите?

—Да-да-да!

—Так летите же домой!

—Серый волк под горой. Не пускает нас домой!

—Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

Воспитатель. Вот как быстро гуси улетели. Никого волк не поймал!

Бабушка с гу­сями прощается и уходит.

 

Список литературы

1. Е.С. Бабунова. Образовательная программа «Наш дом Южный Урал»: учеб. Пособие. – Челябинск: Арбис, 2014 – 255с.

2. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание. – 1990 – №12 с. 42 – 46

3. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. Играем пальчиками – развиваем речь:учеб.пособие – М.: Рипол классик, 2008, – 249 стр.

 

4. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста. Метод. разработка. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/02/27/ispolzovanie-malykh-form-folklora-v-razvitii-rechi-detey