Разработка

занятия  в изостудии

на тему: «Роспись на бересте»

педагога дополнительного образования,

 руководителя изостудии «Фантазия»

 

Ворониной Нины Николаевны

2015 год



Мой предок далекий, когда-то бумаги не знал,
И в жизни ему помогали березы родные.
На их бересте он в историю нашу вписал
Послание древней Руси для Великой России.

 

С. Андропов

Тема занятия: Роспись на бересте.

 

Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная работа.

Цель и задачи занятия:

1. Завершить  работу над картинами по бересте.

2. Закрепить  и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.
3. Закрепить  первоначальные умения и навыки росписи на бересте.

4. Развивать умение самооценки и оценки завершенных работ.

5. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

6. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

7. Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.

8. Прививать любовь к традициям и народным промыслам своей страны.

9. Прививать желание работать в коллективе, команде.

Материально-техническое оснащение:

а) учебно-наглядные пособия:

-  набор инструментов и материалов для художественной росписи  бересты;

-  выставка  готовых картин из бересты;

-  СД-диск  
«Этапы создания картины на бересте»;

-  раздаточный материал (карточки с тестами-заданиями)

б) оборудование, приспособления и инструменты:

-  кисти,

-  темперные краски,

в)  материалы:

-  незаконченные картины на бересте;

 - ватман, закрепленный  на доске.

 

 

План занятия:

1. Организационный момент – 1-2 мин.

2. Закрепление пройденного материала – 5-8  мин.

3. Завершение картин на бересте – 15 мин.

4. Презентация работы «И быль, и сказка».– 10 мин.

5. Оценка законченных работ – 5 мин.

6. Подведение итогов урока – 3-5 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного материала.

     Ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о волшебном дереве – березе! Мы с вами имеем представление о берестяном промысле и его разновидностях. Судя по вашим работам, вижу, что красота берестяных изделий не оставила вас равнодушными.  А ведь материал для их изготовления так прост и так доступен. Именно за свои замечательные качества и полюбили бересту народные умельцы: легкая, пластичная, гибкая, прочная, непромокаемая, устойчивая к гниению, красивая и …дешевая.
Ребята, сегодня мы с вами постараемся закончить ваши картины на бересте, которые близки к завершению.

Но сначала давайте ответим на вопросы, вспомним наши предыдущие занятия.

Раздаются карточки-тесты по разделу «Береста и народные промыслы» (Приложение № 1) с заданиями разного уровня.

 Ребята самостоятельно отвечают на вопросы.

      Ребята, у вас было домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки, загадки о русской красавице-березе. Следующее задание- коллективное:  на доске висит чистый лист ватмана – на нем вместе с вами мы создадим стилизованный рисунок березы. Начинать рисунок будет тот, кто первым отгадает загадку и объяснит ее смысл:

Есть дерево: скрип унимает, тепло добавляет, больных исцеляет?

(Ответ: береза; дает деготь (на скрип телеги), дрова  и береста(отопление домов), сок березовый, гриб чага(для лечения).

Первый ученик начинает рисовать березу черным маркером на ватмане (ствол дерева).

Дальнейшая работа: ученик называет загадку, пословицу или поговорку о березе (приложение № 2) и идет рисовать следующие детали дерева и т.д.

 Получается стилизованный рисунок березы:

 

3. Завершение картины на бересте

Вопросы.

1.      Какие приемы надо использовать, чтобы завершить вашу работу?

(лессировка, прорисовка деталей, уточнение деталей, добавление мелких деталей).

2.      Какие кисти  и краски можно использовать для выполнения этой работы? (колонок - № 0, 1, 2; белка, щетина; краски – темпера).

3.      В основном какими цветами красок вы будете пользоваться? (темными и белыми).

Самостоятельная работа по завершению картины на бересте.

(Звучит мелодия А.Вивальди «Времена года»)

Завершенные картины определяются  на выставочный стенд.

4. Презентация лучшей работы «И быль, и сказка» - автор Сирук Маргарита (Приложение № 3)

5.Оценка законченных работ.

Каждый из учащихся вытаскивает номер, который соответствует какой-нибудь картине учащихся. Учащиеся рассматривают картины и дают им оценку по следующим критериям:

Критерии и система оценки творческой работы (пятибальная система):

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы.
  4.  Аккуратность всей работы.
  5. Творческий подход.

6. Подведение итогов занятия – 3-5 мин.
    Учитель озвучивает  оценки работ, которые выставили ребята, дает собственную оценку всем работам, обращает внимание на прекрасную выставку из завершенных работ (Приложение № 4), дает рекомендации по подбору рамок и оформлению картин.

 

Список использованной литературы:

  1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.

3. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.

 4. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980 г.

5.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984 г.

 6.Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950) Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. "

 7. Темерин С. М. Русское прикладное искусство.

 8.Замятин Е.И. Психология творчества.

 9.Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.

 10.Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г. 11.Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.

 12. Каталог - альбом "Художественные промыслы земли нижегородской" .

13. Альбом "Художественная роспись по дереву. Городец" серия "Шедевры народного искусства России".

14. Интернет-ресурсы: http://dimych.com/?page_id=324, http://www.ruspromysel.ru/, http://rukodelkino.com/beresta/izdeliya_beresta/370-dekorativnaja_rospis_na_bereste._pticy.html, http://dodcenter.edu35.ru/hobby/maserrospis
http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%E0%F0%F2%E8%ED%FB+%ED%E0+%E1%E5%F0%E5%F1%F2%E5/

 

 

Приложение № 1

Тесты по разделу «Береста и народные промыслы»

    

I уровень

1.      Задание на опознание

 

Ты согласен с тем, что…

Да

Нет

1

2

3

4

 

5

6

…бересту нельзя заготавливать с живых берез

 … береста не подвергается гниению             

 … из бересты изготавливают мазь              

 … чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде 

… наружный слой бересты называется лицевым  

… из бересты варили кашу

 

2. Тест – аналогия

Соедини стрелкой способ обработки бересты и название промысла:

Пермогорская  береста           лаковая  роспись

Уральская  береста                 роспись в красно-зеленой тональности

Борецкая  береста                   прорезной растительный узор

 

3. Задание на классификацию

В 1 колонку запиши, что пригодится для обработки и росписи бересты,

а в другую –что не пригодится:

канцелярский  нож, рубанок, иголка, клей, дырокол, лопата, линейка, зубило

Пригодится

Нет

 

 

 

 

 

 

II уровень

1.      Вставь слово

а) кора березы  

 

 

 

 

 

 

 

б) из бересты для сбора грибов и ягод плели  

   

 

 

в) смазка для колес, которую делают из бересты

 

 

 

 

 

 

                           

             

 2.Дополни текст

1. В древней Руси слово «береза» означало ______________________

2. Из бересты крестьяне делали:  туеса, корзины, ____________________________________________________________

3. В строительстве бересту использовали в качестве ________________________

4. По бересте можно выполнять:  резьбу, теснение, ______________________

        

 3. Типовая задача

Расположи в нужной последовательности этапы выполнения

 Росписи на бересте :       

расписывать бересту в соответствии с эскизом

приклеить бересту на твердый картон

разметить детали

почистить бересту – подготовить под роспись

нарисовать   эскиз на бумаге

перевести рисунок на бересту              

подобрать бересту по цвету и фактуре

 

Ответы к тесту  по разделу  «Работа с берестой»

I уровень

1.      Задание на опознание

Ты согласен с тем, что…

Да

Нет

1

2

3

4

 

5

6

…бересту нельзя заготавливать с живых берез

 … береста не подвергается гниению           

   … из бересты изготавливают мазь              

 … чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде 

… наружный слой бересты называется лицевым  

… из бересты варили кашу

+

+

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

2. Тест – аналогия

Соедини стрелкой способ обработки бересты и название промысла:

Пермогорская  береста -          прорезной растительный узор

Уральская  береста  -                         лаковая  роспись

Борецкая  береста   - роспись в красно-зеленой тональности

 

3. Задание  на классификацию 

В 1 колонку запиши, что пригодится для выполнения  сувениров из бересты,

а другую – что не пригодится:

нож, рубанок, иголка, шило, дырокол, лопата, ножницы, топор.

Пригодится

Нет

Канцелярский нож, иголка, клей, линейка        

Рубанок, дырокол, лопата, зубило

 

II уровень

     1. Вставь слово

а) кора березы                  

б

е

р

е

с

т

а

б) из бересты для сбора грибов и ягод плели  

н 

а

б

и

р

у

ш

к

а

в) смазка для колес, которую делают из бересты                            

д

е

г

о

т

ь

 

2.      Дополни текст

1. В древней Руси слово «береза» означало «светлый и белый».

2. Из бересты крестьяне делали:  туеса, корзины, туески, набирушки, лукошки, детские погремушки-шаркунки, солонки, плошки, ступни.

3. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости.

4. По бересте можно выполнять:  резьбу, теснение, выжигание, аппликацию,  роспись.

 

3. Типовая задача

Расположи в нужной последовательности этапы выполнения

 аппликации из бересты :       

7

 расписывать бересту в соответствии с эскизом

2

 приклеить бересту на твердый картон

4

разметить детали

3

 почистить бересту – подготовить под роспись

5

нарисовать   эскиз на бумаге

6

 перевести рисунок на бересту              

1

подобрать бересту по цвету и фактуре

 

Приложение №2
Загадки, пословицы и поговорки о березе:

- "Стоит дерево утром зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье (веник), второе – людям колодец (березовый сок), третье – от тьмы свет (лучина), четвертое – дряхлым пеленанье (береста на разбитые горшки)."

- Стоит в поле дерево древанское, на этом дереве семь угодьев, Первое угодье – в избе обиходье, Другое угодье – в кругу вертится, Третье угодье - старому и малому потешка, Четвертое угодье – на церкву крыша, Пятое угодье – по дорожке след, Шестое угодье – на всю ночь свет, Седьмое угодье – всему миру масло.( Береза ) Еще одна хорошая пословица, которой можно окончить главу: « Кабы не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался».

- Взявши лычку отдай ремешок
- Бела береста, да деготь черен.
- Кабы не лыко, да не береста, так бы мужичок рассыпался.
- Баба не горшок: берестой не повьешь, коли неосторожно поколотишь.

- В огне крещается, берестой повивается (горшок).

- Взлезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь?
березовица [вернее: мезга березовая; когда сок выступит под кору, для образования блони, то густеет, и его, содрав бересту, соскребают ножом].

- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит
- Для врага и береза – угроза.
- Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
- Береза ума дает (о розгах) .
- Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.