Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

города Севастополя

«Балаклавский дом детского и юношеского творчества»

 

 

 

Методическая разработка

на тему:

«Изготовление флористических картин с элементами живописи»

Автор:

 педагог дополнительного образования,

 руководитель изостудии «Фантазия»

 

Воронина  Нина Николаевна

2015 год

 

 

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

 

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

 

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

Через одно мгновенье. 

Вадим Шефнер

 

 

      Флористика была и остается самым современным видом декоративно-прикладного искусства. Она актуальна и молода  в любые исторические времена, поскольку она неотрывна  от природы, а человеку всегда хотелось запечатлеть, сохранить красоты природы, дать им вторую жизнь. Искусство дарить растениям вторую жизнь – в этом и заключается своеобразие флористики.

 

      Искусство создавать флористические картины с элементами живописи – это непростое, но очень увлекательное занятие.

Чтобы создавать такие картины, у ребенка обязательно должна быть определенная база знаний, навыков и умений по основам композиции и рисунку, живописи и цветоведению, традиционным народным промыслам и современной флористике.

     Живописные картины ( еще их можно назвать 3D- картины) создаются поэтапно:

I.                   Подбор и поиск флористического материала.

II.                Творческий поиск: идея и создание эскиза будущей картины.

III.             Обработка , подготовка флористического материала в соответствии с эскизом и размерами  будущей картины.

IV.            Работа над дальним планом картины: живописная прорисовка в соответствии с эскизом.

V.               Работа над средним планом картины: живописная прорисовка, приклеивание элементов и деталей флористики, имеющих плоские и небольшие рельефные формы.

VI.            Работа над ближним планом картины: постепенное выклеивание всего ближнего плана флористическими элементами, имеющими полуобъемные и объемные формы.

VII.         Завершение картины: уточнение, прорисовка-дорисовка деталей, завязывание всех элементов картины в единую целостную композицию в ритмичной колористической гамме.

Технология и этапы создания картины «Ясная поляна».

       Идея создать картину «Ясная Поляна» возникла  после экскурсии в родовое имение Л.Н. Толстого,  усадьбу Ясная Поляна Тульской губернии, где писатель родился в 1828 году и где прожил более 50 лет. С 1921 г. усадьба превращена в государственный музей – заповедник, она  объявлена национальной собственностью государства. Сегодня Ясная Поляна — одни из крупнейших литературно- мемориальных музеев мира. Усадьба сохраняется по 1910 году— последнему году жизни Л.Н. Толстого. Все, что возникало в Ясной Поляне и формировало творческое видение писателя-художника, бережно сохраняется и в наше время.

Впечатления от увиденного и прикосновения к биографическому прошлому писателя не прошли бесследно – родилась идея, а впоследствии – картина «Ясная Поляна».

    I. На первом этапе создания картины особое внимание  уделяется заготовке и поиску флористического материала. Флористический  материал можно заготавливать в любое время года и в самых разнообразных местах. Он доступен для каждого и найти его можно в любых местах и уголках природы. Тем более,  что таким материалом часто служат высохшие цветы, травы и отмершие части растений (ветки, корни, семена, плоды и т.п.). Часто уже на первом этапе, при заготовке природного материала зарождаются сюжеты  будущих картин. Так же произошло и в нашем случае: заготавливали травы сухостоя, засохшие без листочков ветки, собирали мох в осеннем лесу – родилась идея создать картину «Ясная Поляна» в зимнее время года.

      II. Основой для создания эскиза картины «Ясная поляна» послужили многочисленные фото разнообразных видов усадьбы  Л.Н. Толстого.

 

Вот некоторые из них:

Эскиз картины «Ясная Поляна»

 

    III. После создания эскиза и определения размеров картины  (так как вид панорамный, определились с размером: 1.20х60),  необходимо вернуться к заготовленному флористическому материалу. Его надо подготовить, чтобы на разных этапах работы приклеивать на картину:

- высохший мох, травы сухостоя очистить, подрезать – это будущие кустарники ;

- веточки деревьев очистить от пыли, мелких чешуек коры, некоторые подкрасить – они будут нести функцию  деревьев на среднем и ближнем планах;

- ветки высохшей туи подрезать  под форму елочек, обработать клеем ПВА, подкрасить  зеленой, светлой  и темной краской (в соответствии с эскизом) – это будущие елочки, растущие в лесу на среднем и ближнем планах;

- сухие ветки деревьев (толщиной 0,5- 10 мм) очистить, ошкурить, при необходимости подкрасить, обрезать  - из них будут выкладываться крестьянские домики на среднем и ближнем  планах;

- высохшие листья злаков очистить и обрезать – это крыши (имитация соломы)  крестьянских домиков;

- дымом, который вьется из труб, будет служить тонкий слой ваты;

- пищевая поваренная соль (мелкая) будет использована на картине для передачи  снежного покрова  на среднем и ближнем планах.

 

IV. V.  После подготовки всего материала приступаем к прорисовке дальнего  и среднего планов.

Материалы, используемые на данном этапе:

- загрунтованный картон (ДВП) размером 1.20х60;

- краски масляные;

- кисти «колонок», «щетина» и «синтетика» разных размеров.

Для выполнения этой части работы необходимо проявить все свои способности и навыки в области живописи.

     После завершения  прорисовки  среднего плана приклеиваем елочки и деревья – как бы продлеваем нарисованный на дальнем плане лес. Из веточек-палочек выкладываем домики . Приклеиваем возле домов кустарники и деревья. Получается красивый переход от нарисованного (на дальнем плане)  в живой (приклеенный – на среднем плане).

 

     VI. На ближнем плане наносим все основные цветовые пятна краской:

снег – белый, кустарники – темные, домики – темные.

 После высыхания краски, на эти места начинаем приклеивать заготовленный заранее флористический материал:

- выкладываем домики из палочек, покрываем их крыши соломой (заготовленные листья злаков);

- приклеиваем самые объемные елочки (из веток туи) – завершение растущего леса в правой части картины;

- приклеиваем кустарник, растущий вдоль дороги.

После того, когда будут приклеены все растения, начинаем процесс «высыпания солью». (Материалы: клей ПВА, соль).

На тонкий слой клея высыпается соль:

на среднем плане – это ровный белоснежный покров на поляне и припорошенные снегом крыши, на ближнем – это кустарники и ели, засыпанные снегом,  и сугробы вдоль дорог. После того, когда первый соляной слой высохнет, при необходимости соляные сугробы можно увеличить таким же способом.

 

Средний и ближний планы картины.

 

 

I.                   Последний завершающий этап – это уточнение и прорисовка  всех элементов картины: на дальнем плане дорисовываются элементы кустарников и деревьев (повторение элементов ближнего плана), на ближнем и среднем планах  подкрашиваются деревья, кустарники,  снег и дороги в такой же цветовой гамме, как и на дальнем плане, приклеивается дымок над избой.   После этого картина должна выглядеть как единая целостная композиция в зимней холодной колористической гамме.

       Работа по созданию картины была увлекательной и в определенной степени познавательной. В законченном виде она произвела много впечатлений своим панорамным зимним видом и приятным сочетанием снега и «соляного покрова».

 

      Живописная композиция «Ясная Поляна» получила свое завершение: из флористического материала был создан портрет Л.Н. Толстого.

Список использованной литературы:

Н. Рудин Таблицы и задачи по цветоведению. М. Просвещение. 1984

Г.Г. Бродерсен Секреты мастеров. М. 2001

Б. Дубровин Русские самоцветы. М.2006

С. Газарян  Прекрасное своими руками. М. 2001

Л.А. Ерлыкин  Поделки своими руками. М. 2002

В. Елкин  Дерево рассказывает сказки. М. 2004

М.И. Нагибин  Природные дары для поделок и игры. Минск. 1991

Э.П. Луканский Сотвори радость. М. 2005

А.Б. Салтыков Самое близкое искусство. М. 2001

Серия журналов Сделай сам. М. 1996

П. Асманин  Современная флористика. М. 2006

З.П. Кудрячева Рождение букета. М. 2006

Е. Успенская и др. Флористика. М. 2001

Н.К. Яковлева Свет и цвет в живописи. М., сб. Аврора. 1999

О.Ю. Соколова Секреты композиции. М. 2003

Хосе М. Паррамон Как копировать. Минск. 2000

Интернет-ресурсы:

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-tvorcheskoe-obedinen/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-kruzhok-narodnykh-khudozhestve/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-istoki-narodnogo-is/3/

 

 

     Н.Н. Воронина 2015 год