Учебная тема проекта:

«Театрализованная деятельность»

Тема проекта:

«Волшебный мир театра»

Участники проекта:

Воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации:

Январь с 18.01 по 29.01

Тип проекта:

Творческий

Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Проблема:

Низкий уровень знаний  воспитанников о  мире духовной красоты, отсутствие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

Актуальность проблемы:

           В условиях введения ФГОС в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

         Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

         Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

         Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

Цель проекта:

Развитие творческих способностей воспитанников дошкольного возраста  средствами театрализованного искусства.

Задачи проекта:

Для воспитанников:

·         расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

·         способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

·         развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

·         формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)

Для педагогов:

·         создавать условия для развития творческой активности воспитанников в театральной деятельности;

·         обеспечивать условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном  педагогическом процессе.

 

Для родителей:

Повышать уровень компетентности по использованию театрально-игровой деятельности  в развитии ребенка.

 

Второй этап

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Виды деятельности

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность в развивающей среде

1. Познавательно-исследовательская

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

с ними) 

Беседы:                                             «Что такое театр?» (просмотр театрализованных уголков в других группах)                    

«Виды театра»                   

«Правила поведения в театре»  

«За кулисами»   

«Главные волшебники театра: актеры, режиссеры» театральная игра: Актер и режиссер.                         

 Просмотр презентаций:                           «Как вести себя в театре» «Театрализованные профессии»   Рассматривание карточек с изображением эмоций.  Игра: «Угадай эмоцию»  

Дидактические игры:    «Играем в театр» «Театральное лото»  «Театральные предметы»                  

Систематизация предметов: «Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)      

1. Оформление книжного и театрального центра.

 

2. Подбор книг, иллюстраций, фотографий с видами театра, актеров, костюмов.

 

3. Рассматривание иллюстраций:

«Здания театра»

 

4.Конструирование

из кубиков: «Большой театр»

 

5. Настольно-печатные игры:

- «Сказки»

- «Собери сказку»

- «Что лишнее»

- «Лото»

2.Коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками)

1. Составление творческих рассказов:

«Я работаю в театре»

«Я сказочный герой»

2. Пересказ сказок по мнемотаблицам:

«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»,

«Волк и семеро козлят»

3. Творческая речевая деятельность:

«Разговор по телефону» - развитие диалогической речи. Темы разговора: «Какая сегодня погода?», «Давайте познакомимся».

«Звукорежиссеры» - Оживляем картинку из сказки (диалог между героями сказки).

5.Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Волк - полицейский», «День рождения козлят».

1. Словесно-дидактическая игра:

- «Сравни зверей»

- «Козлята и зайчик»

- «Кто где живет?»

 

2. Д/игры:             

«Закончи предложение»;

«Что лишнее?»                 

 

3.Дидактические игры:

«Назови ласково»,

«Слушай и показывай»

«Разрезные картинки»

«Найди пару»

 

4.Игра – имитация: «Догадайся, о ком я говорю»

3. Двигательная деятельность детей

1.Физкультурные занятия;

 

2. Прогулки с элементами театрализованных игр;

 

3. Подвижные игры:

- «Рыжая лиса»

- «Мишка бурый»

- «Волк и козлята»

 

4. Утренняя и бодрящая гимнастики с использованием сказочных физминуток

- «Если нравится, тебе-то делай так»

- «Буратино»

- «Бабушка яга»

1.Спортивные упражнения:

- «Балерина» - упражнения на развития равновесия

- «Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед

- «Петрушки» упражнения на развитие координации

 

2. Игровые упражнения:

- «По тропинке шел медведь»

 

3. Подвижные игры:

- «Мы веселые ребята»

- «Хитрая лиса»

4.Изобразительная

1. Иллюстрирование прочитанных сказок

Pисование:

«Избушка зайца"»,

«Рыжая лиса»,

«В гостях у козлят» 

2. Лепка из пластилина:

 «Заяц и лиса»

3. Творческая мастерская

«Герои из сказок»

                 

1. Рисование:

«Мой любимый сказочный герой»; «Моя любимая сказка»

2. Рисование с помощью трафаретов:                     «Сказочные животные»;

3. Раскрашивание раскрасок:

«Сказочные герои», «Волшебные предметы»

«Сюжеты сказок»;

5. Музыкальная

1. «Послушай и изобрази» - создание художественного образа с  помощью музыки – «весёлые медвежата», «хитрая лиса», «грустные зайчики», «косолапый медведь»

2. Обыгрывание песенок «Ёжик», «Колобок», с использование атрибутов, элементов костюмов.

3. Хоровод

«С нами пляшут звери»

4. Вокальная мимика: игра

«В домике моем тишина»

5. Дидактические игры:

«Угадай инструмент»

«Музыка или шум»

1.Прослушивание сказок с музыкальными фрагментами

2. Музыкальная игра:

«Сочини свой танец»

3. Танцевальные движения:

- «Полочка»

- «Козлик»

- «Топотушки»

- «Пружинка»

4. Игры на музыкальных инструментах.

5. Концерт:

 «Дети - детям»

6. Игровая

1.Игровое творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (Заюшкина избушка). Варианты: «Заяц не пустил лису в свой дом», «Заяц и лиса находят общий язык», «Заяц встречает охотника».

2. Пантомимическая игра:

«Узнай героя» - этюды на выразительность пластики и эмоций.

3. Разминка:

«Игра с куклами»

4. Игра с зеркалами:

«Изобрази настроение»

театральный этюд: «Мое настроение»

5. Решение проблемы творческого характера: «Как  успокоить  плачущую  девочку»                              6.Игровые упражнения:

«Покажи с помощью мимики, что ты съел»

«Покажи с помощью жестов свое ощущение» (я замерз, мне грустно, мне весело и т.д.)

1.Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья» сюжет:

«Поход в театр»

- «Актер и режиссер»

- «Магазин костюмов»

2. Игры с настольными театрами:

- «Заюшкина избушка»

- «Волк и семеро козлят»

- «Зимовье зверей»

3. Инсценировки любимых сказок с использованием костюмов, масок, театральных кукол.

 

7. Восприятия художественной литературы и фольклора

1.Чтение произведений:                       С. Я. Маршак  «Театр»                 В. Миодушевский « В театре» А. Бaрто "В театре" "Вежливое слово"                                2. Чтение русских народных сказок:                            

 "Заюшкина избушка"

"Зимовье зверей"                          "Волк и семеро козлят"               

 3. Заучивание театральных этюдов:                                           "Мое настроение"                             "как фонарики горят"                "Театр"                                               

 4. Отгадывание загадок: "Волшебный сундучок бабушки - забавушки"  "Театральные загадки"                                       5. Пересказ прочитанных сказок с использованием театральных кукол.                                                

1. Рассматривание альбомов:                                 "Виды театра"  "Театрализованные профессии"                     "Театральные здания"                        2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и иллюстрации сказочных героев.              3.Рассматривание иллюстраций с изображением писателей-сказочников.

 

Работа с родителями

·         Беседы

·         консультации

·         анкеты

1. «Театрализованная деятельность дошкольников»

2. «Домашний театр»

3. «Театрализованная деятельность в развитии речи »

 

Практические задания

1. Систематизация материалов по теме в виде альбомов: «Виды Театра», «Правила поведения в театре», «Театральные профессии»

2. Совместное творчество с детьми «Герои сказок»

 

Работа с педагогами

 

1. Перспективное планирование по теме.

2. Конспекты занятий по теме проекта.

3. Музыкальные СД диски.

4. Картотеки театрализованных игр

5. Картотека игр по русским народным сказкам

6. Мнемотаблицы к сказкам

7. Презентация проекта.

 

Работа с социальными партнёрами

 

1. Конспекты мероприятий.

2. Фотоальбом «Театр и дети»

3. Посещение представлений в других группах

 

Третий этап:

 

Презентация материалов проекта:

1.Альбомы по теме:

·         «Виды театра»,

·         «Правила поведения в театре»,

·         «Театральные профессии»,

·         «Театральные загадки»,

·         «История театра».

2. Изготовление театров;

3. Изготовление дидактических игр;

4. Оформление театрализованного уголка.

5. Инсценировка сказки «Сказка о том, как друзья – звери помогли зайцу».

 

Четвёртый этап:

 

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

 

·         Повысили уровень знаний о театре, его видах и правилах поведения в театре;

·         Улучшили коммуникативные навыки, эмоциональность и выразительность речи;

·         Сформировали первичные навыки в области театрального искусства (мимика, жесты, голоса).

 

Для педагогов:

·         Создали условия для развития творческой активности воспитанников в театральной деятельности;

·         Обеспечили условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном  педагогическом процессе.

 

Для родителей:

Повысили уровень компетентности по использованию театрально-игровой деятельности  в развитии ребенка.

Для группы:

·         Пополнили предметно-развивающую среду для расширения представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

·         Составили систему перспективного планирования по театрализованной деятельности.

 

Методическое обеспечение:

Литература:

 

Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии» Санкт-Петербург  Детство-Пресс, 2012

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Москва 1999

О. П. Власенко «Театр кукол и игрушек» Волгоград Издательство «Учитель»

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва «Мозайка-синтез» 2008

О. А. Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» Москва «Творческий центр» 2009

А. А. Гуськова «Формирование познавательных действий у детей» Волгоград Издательство «Учитель»

 

Ресурсное обеспечение:

1. ПК.

2. Видеофильмы, мультфильмы.

3. Фотоматериалы.

5. Музыкальный центр.

6. Аудиозаписи.

7. Художественная литература.