ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА  В  ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ

«…Самостоятельная  подражательная игра, которая  помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное  значение, гораздо большее,  чем что-либо другое».

Н.К.Крупская

«Игра - путь   детей к познанию мира, в котором они живут и который привязаны изменить».

А. М .Горький

Дошкольное детства-короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки  и  привычки  правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности дошкольника - игра, в которой развиваются  духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это способ усвоения общественного  опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные  изменения в его психике, подготавливающее переход  к  новой, более высокой  стадии развития.

Особое место занимают игры ,которые создаются самими детьми,- их называют творческими или  сюжетно- ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно  формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Основой таких игр является самостоятельная  деятельность детей.

Творчество ребенка в игре само  по себе  без участия, т.е. руководства, взрослого развиваться не может.

Из сюжетно-ролевых игр, типичных для детей шестилетнего возраста, можно выделить такие группы: ИГРЫ НА  БЫТОВЫЕ СЮЖЕТЫ:  «в дом», «В семью», «Праздники»,  «Дни рождения». В этих  играх большое место  занимают игры с куклами, через действия с которыми  дети передают то, что знают о  своих сверстниках. Взрослых,  их  отношениях

Воспитательное значение бытовых игр усиливается тем. Что в их содержание включаются элементы трудовых действий, например: стирка кукольного белья, починка мебели, шитье одежды для кукол и уход за ними.

Выполняя  роль «мамы», «папы», « воспитателя»,   ребенок учится аккуратности,   настойчивости, организованности,  т.е.  приобретает  качества,   необходимые  ему для учебы и труда.  Девочки любят в таких играх  наряжаться в «мамины» одежды, национальные костюмы.  Для этих целей в  группах / уголке/  можно оборудовать сундук для   ряженья».

 ИГРЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕМЫ, в которых отражается труд людей. Для этих игр  темы берутся  из окружающей жизни/школа, магазин, аптека, библиотека, парикмахерская, пожарная,  больница, Цирк, театр, кино, завод, шахта, фабрика, милиция, строительство, транспорт, автобус, корабль, самолет, поезд. При подготовке   к  таким  играм  педагог планомерно и  систематически сообщает детям сведения о  деятельности людей, их производственных и личных отношениях. Велика роль наблюдений, рассматривание иллюстративного  материала. Особое место отводится отбору художественной литературы. Слушание,  чтение книг  с последующим  обсуждением отрывков являются  одним из приемов  обсуждения  у ребят интереса к труду  людей.

ИГРЫ НА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Сформировать у детей конкретные представления о героях-воинах можно через знакомство с памятниками, улицами, носящими имена героев, встречи с воинами, через чтение художественной литературы.

ИГРЫ НА ТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ: в « моряков», «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.  В этих играх дети  отражают целые эпизоды из  литературных  произведений, подражая действиям  героев усваивая их поведение.

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ, в которых ребенок  заставляет говорить, выполнять разнообразные  действия  кукол. Действует он при этом в двух  планах -  и  за  куклу  и за  себя. Направляя все действия. Участники  игры  заранее продумывают сценарий,  в  основу  которого  могут быть  положены эпизоды  из  знакомых  сказок,  рассказов, или  собственной  жизни. Очень близки  к «режиссерским» играм игры - драматизации, в которых роли  выполняют не  куклы,  а сами  дети. В таких играх дети также  учатся  действовать по  плану,  используя сюжетные  сказки, рассказы,  содержание  ролей,   разрешается  вносить и свое  творчество.

В процессе  игровой  деятельности  дети усваивают  ряд важных навыков: БЫТОВЫЕ:/ умение аккуратно  сложить игрушки, предметы, расположить мебель  в комнате, правильно накрыть стол, принять гостей,  причесать волосы, пользоваться  предметами быта и  др./

«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ» / аккуратно содержать свое  рабочее место, экономить материал в «ателье»,  складывать  в порядок «стройматериалы»,  бережно перевозить пассажиров, доводить работу  до  конца/.

НАВЫКИ  КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ/ быть внимательным к людям, прийти к другу  на  помощь, заменить в  работе  заболевшего, уметь руководить и подчиняться и др./.

НАВЫКИ  КУЛЬТУРНОЙ РЕЧИ/ вежливо  обращаться, называть по  имени, говорить спокойно, выслушивать  собеседника/.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ/самостоятельно  изготавливать атрибуты,   игрушки,  поделки,  костюмы, исполнять  песни  и  пляски,  водить хороводы, рассказывать сказки, стихи, обсуждать содержание  знакомой  книги и др./.

 Сюжетно - ролевая игра  имеет свои  специфические правила, которые выдвигают сами дети,  следуя  при  этом,  определенным   жизненным  привычкам / как бывает на самом  деле/ и  добровольно им  подчиняются.

Планируя  работу по  руководству  творческими  играми детей, необходимо  предусматривать обогащение  содержания  игры, расширение игрового опыта детей. Большое  внимание уделяется  развитию творческих  способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Учитывая специфику сюжетно-ролевой игры, как самостоятельной деятельности, можно предложить детям  сюжет  игры  по   содержанию  знакомых произведений, с помощью  которых дети  могу усваивать  нормы социального  поведения. Следует  помнить, что планированию подлежит деятельность  педагога по  развитию и ее  управлению, а не  деятельность детей в игре.