Тип урока: комбинированный.

Тема:«Теремок». Украшение окна (аппликация).

Цель:научить вырезать симметричные узоры способом сложения заготовки, формировать знания о симметрии в композиции и форме.

Задачи: 1)формировать у обучающихся знания о  резьбе по дереву, основных  видах;

                2)развивать память, пространственное мышление, мелкую моторику  рук;

     3)воспитывать уважение к труду народных мастеров, развивать

       интерес к ДПИ разных народов, формировать культуру общения

       в коллективе, чувство сопереживания.

Оборудование: для учителя-карточки со словами, технологическая карта, макет теремка для украшения, макет теремка для инсценировки, работы, выполненные в технике резьбы по дереву, изображения церкви в г. Кижи, изображения разных видов резьбы по дереву.

 для учащихся - синяя бумага, белый лист, белая гуашь, кисть, простой карандаш, шаблоны, ножницы, клей.

1.Организация класса.

2.Вводная беседа.  Повторение пройденного материала.


+Симметрия-это свойство фигур, когда одна половина является зеркальным отражением другой.

-Что такое асимметрия?

+Отсутствие симметрии.

-Верно, об этом мы с вами говорили на прошлом уроке ,сегодня я хочу пригласить вас в сказку (звучит сказочная музыка).

3.Инсценировка.

(Дети инсценируют сказку «Теремок» на башкирском языке, в конце которой теремок ломается).

4.Беседа с элементами демонстрации.

-Ребята, я знаю продолжение этой сказки.

Построили звери новый теремок и стали думать да гадать, как сделать его еще краше прежнего. И решили они поучиться у народных мастеров искусству украшения. Послали они самого быстрого - зайчишку на север России. Много чуда - чудного увидел он во время своего путешествия, но больше всего поразила его красотой своей неписаной Преображенская церковь в г. Кижи в республике Карелия. Эта церковь  величайшее архитектурное сооружение народных мастеров. Она деревянная, но построена без единого гвоздя. Украшена она резьбой по дереву.

-Ребята, давайте вспомним, что такое архитектура?

+Архитектура-это искусство создавать проектировать здания, сооружений. Кроме Преображенской церкви в г.Кижи запомнились зайцу старинные крестьянские избы. Особенно выразительно украшались окна домов. Посмотрите, какие причудливые завитки, листочки, цветы вырезали мастера-резчики по дереву.

Части окна имели свое название. Верхняя и нижняя части-наличники, а боковые – ставни (показываю макет окна).

-Ребята, пока заяц путешествовал по северу России и учился у русских мастеров, медведь не терял времени даром, он узнал какие работы в технике «резьба по дереву» создали башкирские умельцы. Также работы башкирских мастеров продемонстрированы на нашей выставке. Ребята, обратите внимание на резьбу изделий, резьба на каком изделии резко отличается от других?

+Корзиночка.

-Верно, здесь сквозь резьбу видны просветы, а на остальных нет. Различают два основных вида резьбы: сквозная, глухая.

-Ребята, лисичка-сестричка тоже не сидела на месте. Она пробежалась по нашему городу и увидела много домов с красиво украшенными окнами.

-Ребята, герои помогли узнать нам много нового и интересного, так давайте и мы поможем им украсим новый теремок.

5.Подготовительная работа, планирование .

-Посмотрите на образец, что является основанием, как его подготовить?

+Нарисовать занавески.

-Как получить изображение занавесок?

+Монотипией.

-Опишите процесс?

+Согнуть лист пополам и нарисовать половину штор, затем, согнув лист отпечатать.

-Что является аппликацией?

+Наличники, ставни.

-Как получить заготовку для аппликации?

+Наложить шаблон на согнутый  пополам белый лист так, чтобы короткие стороны его совпадали с линией сгиба листа, обвести и вырезать.

-Для чего используем оставшийся прямоугольник?

+Вырежем из него раму.

-Как получить симметричные узоры на наличниках и ставнях?

+Складывать заготовку различными способами, рисовать половину элемента узора, не разворачивая вырезать.

-Что нужно сделать на последнем этапе?

+Приклеить аппликацию к основанию, затем наклеить раму.

6.Практическая часть.

(Во время самостоятельной работы оказываю детям индивидуальную помощь.)

7. Анализ, оценивание.

Требования:

-симметричность элементов;

-аккуратность выполнения.

8.Итог.

-О каком виде ДПИ мы сегодня говорили?

-О каких 2-х основных видах резьбы узнали?

+Сквозная и глухая.

-Какие предметы можно условно назвать симметричными?

-Тетрадь, стул, доска.

-Что понравилось на уроке?

-Вы, ребята, молодцы славно потрудились,

Отвечать на все вопросы правильно стремились!

Я, думаю, что герои в новом теремке будут жить дружно и весело!

-Закончить наш урок мне хотелось бы словами одного великого человека:

«Человек познает не только умом, но и руками

И, главное, сердцем. В искусстве иного познания нет».