«Стимулирование и  разнообразие

двигательной деятельности дошкольников

как один из факторов укрепления их здоровья»


Введение

В  современном  обществе, забота  о  здоровье  ребенка стала  занимать  во  всем  мире  приоритетные  позиции.  Это  и  понятно, поскольку  любой  стране  нужны  личности  не только творческие, гармонично  развитые, активные,  но и  здоровые.

Двигательная деятельность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Одним из приоритетных направлений  МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №39  «Цветик-семицветик»  является физическое развитие дошкольников. Главным результатом реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является создание условий для развития физических качеств и потребностей ребенка, формирования у него предпосылок  к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольника.

В связи с этим я считаю, что  проблема стимулирования двигательной деятельности дошкольников актуальна и значима, так как на неё направлена деятельность всего коллектива дошкольного учреждения.

Анализируя свою педагогическую деятельность  , определила проблемы в своем профессионально-личностном развитии и в развитии детей:

-                     низкий уровень  двигательной активности  детей;

-                     недостаточный уровень применения интересных, эффективных форм и методов, стимулирования, разнообразия двигательной деятельности  детей;

-                     недостаточный уровень привлечения родителей, социальных партнеров к взаимодействию по данной проблеме.

Учитывая  требования,  предъявляемые государством и обществом к развитию системы дошкольного образования на современном этапе, определила следующие противоречия.

Противоречия:

-                     между желаемыми достижениями в развитии двигательной деятельности у дошкольников и недостаточной развивающей средой;

-                     между необходимостью  сохранять и укреплять здоровье детей и недостаточным уровнем применения интересных, эффективных форм и методов, стимулирования, разнообразия двигательной деятельности  детей в образовательном процессе;

-                     между ориентацией государства на вовлечение семьи и социальных партнеров в образовательный процесс и не желанием некоторых родителей участвовать в образовательном процессе.

На основании выявленных противоречий  мной была определена  тема: «Стимулирование  и разнообразие  двигательной деятельности детей, как один из факторов  укрепления их  здоровья»  над которой я работала . Поиск разрешения выявленных противоречий ведет к необходимости создания и обоснования необходимых условий, для организации   образовательного процесса способствующего стимулированию и разнообразию двигательной деятельности  у детей дошкольного возраста.

Таким образом, целью моей деятельности явилось следующее: создание комплекса  условий направленных на повышение качества организации образовательного процесса способствующего  стимулированию  двигательной деятельности детей. Достижение поставленной цели  связывается с решением следующих задач:

1.                  Изучить  научно-обоснованные теории и практики   по организации двигательной деятельности   детей.

2.                   Обеспечить качественное  взаимодействие  с семьями воспитанников.

3.                  Внедрить в практику эффективные формы, методы, средства направленные на стимулирование и развитие двигательной активности детей  в процессе  совместной деятельности  всех участников образовательного процесса.

4.                  Проанализировать качество стимулирования и развития двигательной деятельности детей.  

Объект анализа:  двигательная   деятельность детей.

Предмет анализа: педагогическая  деятельность по созданию комплекса условий для стимулирования и развития двигательной деятельности  детей.

В качестве гипотезы аналитической деятельности было выдвинуто предположение о том, что стимулирование и развитие двигательной деятельности детей  повысится,  если будет:

-                     создана  развивающая   предметно-пространственная   среда,

-                     создана система эффективных  методов, приемов, форм взаимодействия с детьми,

-                     организовано эффективное сотрудничество между педагогом, родителями воспитанников и социальными институтами периода детства,

-                     разработана система отслеживания результатов уровня  сформированности  двигательных навыков   у детей дошкольного возраста.


Анализ результатов педагогической деятельности

Свою педагогическую деятельность осуществляю в рамках основных нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы дошкольного образования. В процессе разработки рабочей программы,  на этапе  организации мониторинга за развитием детей в ходе анализа полученных  результатов  определила  существенные трудности в  развитии двигательной деятельности детей, которые были выявлены в ходе наблюдений за детьми:

-                     50%  детей в процессе  совместной деятельности детей и взрослого,  а так же   в   режимных моментах  не всегда присутствовал интерес к физическим упражнениям,  спортивным и  подвижным играм;

-                     60% детей  не могли  целенаправленно организовать свою   самостоятельную двигательную  деятельность, не знали правил подвижных игр, не  знали, как и где можно применять то, или иное спортивное оборудование;

-                     40% детей не могли в достаточной степени использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях; 

-                     57%  детей – «домашние», ранее не посещали детский сад.

Целью являлся анализ результатов педагогической деятельности.

Реализуя цель, решала следующие задачи:

-                    скорректировать рабочую программу, с учетом оптимальной активной двигательной деятельности детей;

-                    скорректировать программу дополнительного образования по физической направленности «Юные баскетболисты», совместно с инструктором по физическому воспитанию;

-                    осуществлять двигательную деятельность детей во взаимодействии с развитием их личностных качеств, через пополнение развивающей среды группы;

-                    изучать новинки научной методической литературы;

-                    повышать уровень профессиональной компетенции через различные формы (семинары, педагогические советы).

Таким образом, в процессе выполнения намеченных действий созданы условия, необходимые для развития двигательной деятельности детей:

1.                   Пополнена развивающая среда – группа оснащена (Приложение 1): 

-                   необходимым оборудованием (обручи, дуги, скакалки, мячи, кегли и т.д.)

-                   атрибутами для подвижных игр (маски, флажки, ленточки, носы, морковки, сыры и т.д.);

-                   атрибутами для спортивных игр (серсо, футбольные мячи, ракетки, воланы, волейбольные мячи, волейбольная сетка, косынки, баскетбольные мячи, боулинг и т.д.);

-                   атрибутами для народных игр (маски, вожжи, карусель, фанфурик, длинные ленты и т.д.);

-                   атрибутами для общеразвивающих упражнений (платочки, листочки, шишки, салютики, картонные тарелочки, колечки, кубики и т.д.).

-                   На асфальте начерчены классики, на травяной площадке размечено место для игры в мини-футбол, место для игры с элементами волейбола, есть площадка для игры в баскетбол.

-                   Зимой на территории детского сада используем горку и лыжню разной длинны.

2.                  Документация соответствует современным требованиям, Уставу МАДОУ №39.

3.                  Используются разнообразные формы работы с детьми: (Приложение2)

-                   индивидуальные тренировки  (ходьба на лыжах, метание в цель, метание на дальность, ведение мяча (футбольный и баскетбольный вариант) катание обруча и т.д.)

-                   подгрупповые тренировки (передача мяча в тройках, в четверках, ходьба на лыжах и т.д.)

-                   фронтальные тренировки (ведение мяча рукой, ногой, перебежки)

-                   спортивные праздники («Королевство волшебных мячей», «Лыжня 2015», «День бега», «Веселые старты»)

-                   развлечения («В гостях у Айболита», «Масленка, масленка – широкая масленка», «На лесной полянке»)

-                   эстафеты («Догони пару», «Кто быстрее?», «Прокати обруч» и т.д.)

4.                  Одной из эффективных и нетрадиционных форм стимулирования и развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста является организация туристических походов. Совместно с детьми организовывала туристические походы: «Родные просторы», «Наш край», такие походы осуществлялись по заранее подготовленной программе предусматривающей появление сказочных персонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоционального тонуса детей и взрослых (Приложение 3)

5.                  Процесс взаимодействия со всеми участниками образовательного сообщества строится на основе взаимного уважения и доверия, что способствует целенаправленной работе по развитию двигательной деятельности детей (воспитатели, родители, медицинский работник).

Привлекаем родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая ведется с детьми (Приложение 4): Дни здоровья, походы, спортивные досуги. О праздниках оповещаем родителей заранее, сообщаем не только о дате проведения мероприятия, но и о его содержании, о том, как подготовить ребенка к этому дню (Приложение 5). Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества, с тем как развиты другие дети. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется, как в походах учится преодолевать себя. За счёт такой формы работы родителям наглядно можно продемонстрировать все плюсы и минусы семейного воспитания. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. Каждому участнику соревнований готовим флаера (Приложение 6), а детям флаера и сладкие призы.

Привлечение родителей в спортивных развлечениях, когда они на глазах детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем, а особенно детям, так как это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

 Описанную выше работу с родителями продолжаю вести и сегодня. В основном наглядным средствам пропаганды педагогических знаний:

-                     оформление стендов, фотостендов на темы: «Учим детей ходить на лыжах», «Наши друзья – физкультура и спорт»,

-                     выпуску настольных папок - передвижек на темы: «Как провести выходной день», « Эти волшебные лыжи».

Наблюдается положительная динамика количества родителей, принимавших  активное участие в образовательном процессе.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей, осуществляется  через:

1.                  Использование  нетрадиционного оборудования из бросового материала: дорожки для профилактики плоскостопия, кожаные кольца для пролезания, барьеры для перешагивания, гири, косички, шагоступы, веревка для развития равновесия и профилактики плоскостопия, дуги кожаные, вожжи, тарелочки пластмассовые, и др.  Все это способствовало формированию у детей интереса к двигательной деятельности (Приложение 8);

2.                  Организация игр на полу, что бы дети могли выполнять различные двигательные задания игрового характера  («пройти по дорожке», «прыгай по порядку номеров», «отбей мяч», поиграть в «Классики» (Приложение 9),  так же это пространство позволяло детям  варьировать игры по своему желанию и интересам;

3.                  Использование  картотеки игр народов Урала, состоящую из карточек с правилами игры;

4.                  Деятельность в физкультурном центре «Здоровячки», куда включила серию открыток  о видах спорта, картинки с талисманами олимпиад, организуем стенды на тему спорта, все это способствовало повышению  у детей интереса к  различным видам спорта и углублению знаний о спорте (Приложение 10).

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию активной  двигательной деятельности детей.

Одним из необходимых компонентов современного образования, который позволяет вовлечь дошкольников в процесс стимулирования двигательной деятельности детей, является дополнительное образование.

Организация кружков «Бег к здоровью», «Первые шаги к фитнесу» и «Юный баскетболист» – помогают мне, как воспитателю, решать задачу стимулирования и развития двигательной деятельности детей (Приложение 11).

Укрепление здоровья   детей важное условие результативности моей работы. Главным, на мой взгляд, в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования. Поэтому моя задача как воспитателя и родителей заключалась в сохранении и укреплении здоровья детей, через стимулирование и разнообразие двигательной деятельности. Проведенная работа дала свои положительные результаты:

-                     уменьшилась заболеваемость детей – на 26%.

-                     наблюдается положительная динамика посещаемости детей – увеличилась на 23% (Приложение 12).

Успех развития двигательной деятельности детей зависит не только от воспитателя, но и от деятельности всех специалистов детского сада, так как имеются иные условия реализации детьми своих двигательных навыков в повседневной жизни детского сада.  Взаимодействие со специалистами основываю на принципах паритетности, индивидуализации, делового сотрудничества.

Работа по взаимодействию со специалистами:

Инструктор физического воспитания:

-                     помощь в проведении образовательной деятельности (страховка детей на спортивных снарядах, разучивание и повторение основных упражнений и т.п.);

-                     участие  в организации и проведении спортивных мероприятий,  дней здоровья;

-                     подготовка детей к участию в соревнованиях различного уровня;

-                     индивидуальная работа с детьми (по рекомендации специалиста).

Педагог дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию:

-                     помощь в проведении образовательной деятельности (изготовление атрибутов для подвижных игр, атрибутов для проведения спортивных праздников и развлечений);

-                   помощь в оформлении тематических выставок к праздникам, мероприятиям ДОУ по физической направленности;

-                   индивидуальная работа с детьми (по рекомендации специалиста).

Музыкальный руководитель:

-                   помощь в проведении образовательной деятельности (подбор музыкального сопровождения для упражнений и игр);

-                   участие и помощь в организации спортивных праздников, развлечений;

-                   индивидуальная работа с детьми (по рекомендации специалиста).

В организации и проектировании работы со специалистами  ДОУ мне помогают коммуникативные умения, организаторские способности, педагогическая рефлексия. 

В «Национальной доктрине образования  в РФ» на первый план выходит обеспечение преемственности уровней и ступеней образования.  Эта задача решается через сотрудничество с социальными партнёрами (Приложение 13):

-        Стадион «Олимпик»;

-        Спортзал МУ «Спорткомплекс Здоровье»;

-        Спортзал МУ ДОД «Спортивный клуб Олимпик»;

-        МУ Сухоложская ЦБС;

-        Городской историко-краеведческого музей.