Внеклассное занятие  на тему: «Мой путь к доброте».

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

 

Задачи:

 

1.     Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

2.     Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3.     Формировать умение совместно работать в группе;

4.     Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

 

Оборудование:

1.     запись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)

2.мультимедийный проектор,

        3.презентация,

        4.компьютер.

        5. толковый словарь

Ход занятия

 

Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наше занятие(Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)

- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)

- Как вы думаете, чему же будет посвящено наше занятие? (Доброте)

- Итак, тема нашего занятия «Мой путь к доброте» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется тема)

- 17 февраля -  отмечается праздник «День Спонтанного Проявления Доброты». Этот праздник, создан по инициативе ряда международных благотворительных организаций, по мнению которых этот праздник имеет планетарное значение.

- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)

- В толковом словаре можно прочесть следующее определение

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей)

 

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3).

На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:

На море, в реке и озёрах

Я плаваю проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей.

               (катер) Слайд 4

 

- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?  (Солнышко всех озаряет своими лучами).

- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)

 

- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 5.

 

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц. Слайд 6.

     Злой не верит, что есть добрый

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

Делай другим добро – будешь сам без беды

Живи добрее, будешь всем миле

- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

- Но не только народ сочиняет пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте  (Слайд 7):

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Толстой Л. Н.

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.       Марк Твен

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.        Эмерсон У.

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.   Бэкон Ф.

Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп

 

Творческое задание «Доброе дело»

 

Воспитатель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.

 

 Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 8).

 

- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)

 

- Я вам буду читать начало  стихотворение, а вы его закончите.

 

  Я, признаться, удивлен,

  Расскажу вам вот о чем.

  Встретил шуструю Настенку

  Я на улице сейчас,               

  Настя добрая девчонка –

  Она ходит в первый класс.

  Но давно уже от Насти

  Я не слышу слово… (здравствуйте).

 

  Дед на внучку осерчал –

  Экая досада:

  Он портфель ей подарил,

  Думал, будет рада,

  Но зачем молчать как рыба,

  Ну сказала бы…(спасибо).

 

  Встретил Витю, я соседа,

  Встреча грустная была:

  На меня он, как торпеда,

  Налетел из-за угла!

  Но напрасно я от Вити

  Ждал лишь слова…(извините)

 

- А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:

 

«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

        - Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.

 

- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

 

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.

Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации)

Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

 

Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

 

А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?

 

Даром ни одно доброе дело не пропадает . А.Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.

- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.

- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.

Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.

- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

- Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (ответы детей)

 

- Молодцы.

 

Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 10). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко,  жить животные, петь птицы, цвести сады) (При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются названные детьми предметы).

- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)

- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.

 

- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? (ответы детей)

 

- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

 

- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 13)

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

 

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А закончить наше занятие я предлагаю  песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.