Методическая разработка. Игра «Семь чудес России» 

Игра «Семь чудес России»  призвана подвести итоги знакомства 

с самыми известными памятниками нашей Родины

по курсу «Истоки» в 5 классе.

                                                                 

Цель: осознание своей принадлежности к памяти об истоках России, понимание места и роли в неразрывной цепи памяти поколений, способных нести ответственность за настоящее и будущее России.

Задачи:

- развивать базовые национальные ценности в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- приобщать учащихся к глубинным пластам выдающихся памятников, явлений отечественной  культуры;

- воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, привязанности к малой Родине, семье;

- развивать управленческие, коммуникативные, социокультурные навыки учащихся,

- развивать ресурс творчества ребенка и педагога.

Адресат: учащиеся 5 классов общеобразовательных школ

Место проведения: МБОУ ДО «ЦДТ и МО», ул. Архангельская, 100-Б, актовый зал.

Время проведения: 60 минут.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, микрофоны, световое оснащение, столы, раздаточный материал.

 

Жюри: заранее формируется жюри из числа педагогов.

 

Игровая задача:

- рассмотреть универсалии российской цивилизации как предмет отдельного и специального осмысления.

Учащиеся, пришедшие на игру, делятся на команды по 4 человека. Команды, правильно отвечая на вопросы, должны заработать максимальное  количество баллов. Ответ на вопросы тура принимается после визуального сигнала, поданного командой. За каждый правильный ответ -1 балл.

I.                  Ресурсный круг знакомства.

Задачи:

- формирование у учащихся положительной  эмоциональной направленности;

- включение  всех участников игры в деятельность;

- создание атмосферы доверительного уважительного отношения друг к другу;

 - развитие коммуникативных умений (развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого по общению, диалоговое сотрудничество).

Ведущий:

- Какие темы  изучали на уроках «Истоки» в 5 классе?

  - Перечислите 7 чудес России.

(Соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, храм Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, летописи).

Назовите свое имя, школу.

Ответьте на вопрос:

Что из семи чудес России вам ближе и почему?

II.Блиц-тур.

Задачи:

- приобщение учащихся    к главным категориям жизни Отечества

через содержательный аспект цикла «Память и мудрость Отечества»;

-  формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-  формирование уважительного  отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа;

-воспитание  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков  управления своей деятельностью.

Блиц-тур состоит из вопросов, направленных  наактуализацию  знаний по курсу «Истоки» 5 класс. Группе задается вопрос. В случае отсутствия ответа группы, право голоса передается следующей команде. За каждый правильный ответ - 1 балл (жетон)

1.     Перечислите 7 чудес России.

(Соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, храм Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, летописи).

2.     Перечислите названия российских орденов, названные именами полководцев

(орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден Жукова и т.д.)

3.Как говорили о хорошем плотнике в народе?

(Думает плотник с топором)

4.В каких пословицах речь идет о топоре и  о чем они?

(О верных друзьях – Их топором не разрубишь.

Про злого человека – Как топор – не обрежет, так зашибет.

Про ясность объяснения – Сказал, как топором обрубил.

Когда у народа терпение лопнет – Пора, братцы, за топор приниматься.

О важном – Топор всему голова.

5.На что похожа Баба – Яга?

(На соху)

6. Перечислите секреты сохи.

 - соха хорошо приспособлена к лесной полосе России, не вгрызаясь в землю, «скользит»  по верхнему слою почвы.

-при помощи сошников соха легко приспосабливается к особенностям разных полей.

7.От каких бед защищала соха деревни?

(Опахивали деревни от пожаров, от заразных болезней).

8.Перечислите храмы, срубленные одним топором.

(Храм в с. Нелазское, Кижи).

9. Какие  три мира  скрыты в вертикальных ярусах дома?

(Подклет (подполье) -  недобрая, нечистая сила. Изба –мир земной, освященный. Потолок, чердак, крыша – мир высший, светлый, преображенный).

10. Назовите, как правильно называются части крестьянского дома

а) принимали гостей – горница,

б) готовили пищу – бабий кут,

в) ремонтировали обувь – хозяйский кут,

г) спали – полати,

д) решали важные для семьи вопросы, молились – красный угол.

11. Что обозначает слово «монах».

(Уединенный)

12.Как называют человека, совершающего длительное путешествие к святым местам?

(Паломник)

13.Продолжите и докажите, что СоловецкийСпасо-Преображенский монастырь – это

- общерусская святыня, (иконы, святые мощи, старинные книги, молитвенный подвиг, величественные  храмы)

- исторический памятник культуры,( стены из гранитных валунов, старинные книги, иконы )

- мир преображенной природы, (ботанический сад, каналы, сухой док,дамба)

- памятник скорби.

14. Назовите церковь, о которой идет речь в тексте.

Церковь, построенная за один год, невелика, но  стройна и высока. Ширина церкви – всего 10 метров, а высота от земли до вершины креста – почти 30 метров. Стены храма белы как снег. А в солнечный день кажется, что они сами излучают свет. Это не случайно. Именно такой православные люди представляют Богородицу.

(Церковь Покрова на Нерли)

15.Назовите имя человека, задумавшего и построившего церковь Покрова на Нерли.

(Князь Андрей Боголюбский)

16.Кто написал  икону «Живоначальная Троица»?

(Преподобный Андрей Рублев)

17.Зачем в иконе «Живоначальная Троица» А.Рублев  использует множество кругов?

(Иконописец хотел показать, что Живоначальная Троица совершенна и вечна, т.к. круг еще с древних времен знаменовал завершенность и вечность.)

18. Продолжите фразу «Московский Кремль – это

-  военный щит, (именование некоторых башен говорит о военном  назначении Кремля: Оруженая, Арсеальная, Набатня; в башнях Кремля имеются отверстия для ближнего, дальнего и среднего боя).

- духовный щит, (на территории Кремля расположен Успенский собор. Он  является патриаршим собором; Благовещенский, Верхоспасский, Архангельский, Двенадцать апостолов, церковь Ризположения, колокольня (81метр), прозванная «Иван Великий». Главным сокровищем храмов  считаются иконы.)

- хранитель государственных регалий: шапка Мономаха, двуглавый  орел, держава, скипер, императорские короны; символов Российской державы.

- усыпальница великих князей и царей Московских (Архангельский  собор усыпальница).

-хранитель истории, доблести и славы (Большой Кремлевский дворец, где   Георгиевский  зал хранит память о выдающихся победах  России; Оружейная палата.

- творение культуры (Грановитая палата, фрески, иконы, символы Российской державы, экспонаты оружейной палаты, ювелирные изделия и др.) 

19.Назовите первый русский орден.

(Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Первым.)

20.  Перечислите, что изображено на старинном  гербе  Российского государства.

(всадник с копьем, поражающий змея, т.е. герб Московских князей; двуглавый орел - герб Византийской империи)        .

21.Назовите самого первого летописца.

(МонахКиево – Печерского монастыря Нестор)      

22.  Что он написал?

(Летопись «Повесть временных лет» - энциклопедию древней русской истории.)   

23.Что такое «синодики»?

(Списки воинов, положивших жизнь свою за Отечество)

24.Перечислите  книги душеполезные  и мудрые.

–   библия;

-   псалтырь;

-   часослов;

-   святцы;

-  житие святых;

-  летописи

25. В чем проявляется монашество?

-в чувстве покаяния,

-в стремлении к совершенствованию,

-монах становится духовным звеном между миром и Богом,

-отказывается отличного счастья и все свои силы концентрирует в молитве.

Подводятся итоги: подсчет жетонов, определение лучших знатоков «Истоков».

Работа в четверках.

Задачи:

- формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие управленческих навыков (работа в коллективе, роль лидера, структурирование времени при выполнении задания);

-  получение совместных  достижений значимых результатов.

В группах выбирается лидер, который отвечает за работу команды (дисциплина, организованность, обсуждение  ответов, структурирование времени на обсуждение и ответ, делегирование ответа). Время выполнения заданий – 20 мин.

Задания.

1. Напишите  небольшой рассказ  о женской  половине русской избы как одной из важнейших ее частей. (Как она называлась.  Что там располагалось и чем там занимались.) За развернутый рассказ -10 баллов.

Женская половина называется – бабий кут. Обычно он располагался  напротив печного устья. Здесь готовилась пища для всей семьи, варево для  скотины. Здесь женщины – старые и молодые – вели свои разговоры. Мужчины заходили сюда редко и не задерживались. Здесь  причитала невеста перед свадьбой. Здесь же родители прощались с дочерью-невестой, наказывая ей дружно жить с мужем. Отсюда увозили невесту к венцу. Лавка, которая выходила из женской половины и шла вдоль стены, также предназначалась для женщины – сидя на ней пряли и шили.

2.Вставьте в  текст  пропущенные слова. 

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

 Столица нашей Родины – (Москва).  Давным – давно  на том месте, где сейчас стоит Москва, была топь, болото, которое на языке наших предков называлось («моск»). Вот так Москва и получила свое имя.

Сердце Москвы – (Красная площадь). Но было у площади и другое название – (Пожар). В старину, когда почти все здания строились из дерева, во время пожара площадь сгорала дотла.

На Красной площади стоит один из самых красивых в мире православных соборов – (Храм Василия Блаженного). Все десять куполов его ярко окрашены, и ни один из них не похож на другой.

Рядом с Красной площадью  находится (Московский Кремль). Сначала он был деревянным, а потом его стены перестроили – сложили их из белых камней. С тех пор Москву стали называть (белокаменной).

В Московском Кремле (20) башен. У каждой из них есть свое название и назначение. Главные часы нашей страны – куранты находятся на (Спасской башне).  (Боровицкая башня) получила свое название  благодаря густому хвойному лесу. В (Тайницкой башне) был тайный подземный ход к Москве-реке. (Кутафью башню) построили для защиты мостов, которые вели в крепость. Самая маленькая башенка, (Царская), похожа на терем, поставленный на стену. Когда-то с неё царь  Иван Грозный любил смотреть, что происходит на Красной площади.

В Кремле стоит знаменитая (Царь – пушка): она одна из самых больших в мире, но вот в боевых действия никогда не участвовала. Здесь же находится великан (Царь – колокол), который никогда не звонил.

 В Московском Кремле также имеется (6) музеев. Самый старый из них называется (Оружейной палатой) – там хранятся сокровища российских царей.

3.     Кроссворд.

4.     Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)

(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Грамотой неграмотна, зато (памятью)…   памятна.

Спаси Бог  того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто (хлеб-соль)…… помнит.

 Богу молись, да за (соху)… держись. 

Соха  кормит, топор (одевает) … .

Кто (ленив)… с сохой, тому весь год плохой.

Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его (большим)… колосом.

Коли есть топор, делайи  (топорище)….

Топор всему делу (голова)….

Согласную семью и (горе)… не берет.

И тесен дом, да (просторен)… он.

Терпение, (молитва)… и труд –все перемогут, все (перетрут)….

 Доброе братство – милее (богатства)… .

Ищи добра – на стороне, а (дом)… люби по старине.

Без (корня)… и полынь не растёт.

Что написано (пером)…, не вырубишь топором.

Кто в (Кремле) …не бывал, тот красоты не видал.

Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – (отчизна)…..

Экспертная оценка.

Экспертная оценка осуществляется через презентацию  группового задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Учащиеся дают оценку  своейдеятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности других).

Рефлексия.

Участники игры встают в ресурсный круг.

Ведущий задает вопросы:

-Что помогало вам при работе в четверках.

-Чему учат «Истоки»?

- Где это вам может пригодится? 

-  С каким настроением уходите с игры и почему?

Награждение.

Жюри подсчитывает баллы каждой команды и определяет победителя. Общее количество баллов состоит из баллов блиц-тура и группового задания.

Победители получают дипломы и подарки. Остальные участники игры  получают сертификаты и подарки.

Литература

1.Истоковедение,М., Издательский дом «Истоки», том № 11,2009 г.

2. Истоковедение, М., Издательский дом «Истоки», том № 2,2010 г.

3. Истоки, учебное пособие 5 класс, А.В. Камкин,М., «Технологическая школа бизнеса»,2001г.

  

Задание № 1.

Вставьте в  текст  пропущенные слова.

Столица нашей Родины – (-----------------------------------).  Давным – давно  на том месте, где сейчас стоит Москва, была топь, болото, которое на языке наших предков называлось (----------------------------). Вот так Москва и получила свое имя.

Сердце Москвы – (----------------------------------          ----------------------------------). Но было у площади и другое название – (----------------------------------). В старину, когда почти все здания строились из дерева, во время пожара площадь сгорала дотла.

На Красной площади стоит один из самых красивых в мире православных соборов – (-----------------     -----------------------------    ----------------------------------). Все десять куполов его ярко окрашены, и ни один из них не похож на другой.

Рядом с Красной площадью  находится (----------------------------------------------------  -----------------------------------). Сначала он был деревянным, а потом его стены перестроили – сложили их из белых камней. С тех пор Москву стали называть (---------------------------------------------------------------).

В Московском Кремле (-------------) башен. У каждой из них есть свое название и назначение. Главные часы нашей страны – куранты находятся на (------------------------------------------------   ----------------------------).  (------------------------------------------------------------------------------) получила свое название  благодаря густому хвойному лесу. В (------------------------------------------------------    -------------------------) был тайный подземный ход к Москве-реке. (---------------------------------------------------------------------------------------) построили для защиты мостов, которые вели в крепость. Самая маленькая башенка, (-----------------------------------------------------), похожа на терем, поставленный на стену. Когда-то с неё царь  Иван Грозный любил смотреть, что происходит на Красной площади.

В Кремле стоит знаменитая (---------------------------------    -------------------------------): она одна из самых больших в мире, но вот в боевых действия никогда не участвовала. Здесь же находится великан (-----------------  ----------------------------),который никогда не звонил.

 В Московском Кремле также имеется ( ------) музеев. Самый старый из них называется (-------------------------------------------------     ------------------------------------) – там хранятся сокровища российских царей.

 

 

Задание № 2.

Важным местом избы была женская половина.  Напишите  небольшой рассказ  о ней. (Как она называлась.  Что там располагалось и чем там занимались.)

  

Задание № 3

Кроссворд.

Вопросы по горизонтали:  1,3,4,6,7,8,11,12.

1.Как называют  тяжёлый топор с толстым обухом, которым колют дрова? (Колун)

3.Она состояла из еловых плах с длинными необрубленными сучьями. Эти плахи соединялись друг с другом и прикреплялись к оглоблям. (Борона)

4.На каком острове срубив церковь, плотник бросил топор в Онежское озеро, сказав: « Не было, нет и не будет..». Сейчас там редкий по красоте ансамбль храмов.  (Кижи)

6.Как  называется небольшая изба, которую крестьянин пристраивал к основному жилью? (Зимовка)

7.В центре деревни крестьяне собирались на деревенский ….. (сход)

8.Как называлась какая-либо срочная и большая работа, с которой крестьянская семья не могла сама справиться? (Помочи)

11.Как называется главный храм Соловков?  (Преображенский)

12.Храм Покрова на Нерли стал символом ……….(Примирения)

Вопросы по вертикали: 2,5,9,10,13.

2. Среди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека  отмечены  топор и ….(соха)

5.Как называется жилая часть хозяйственных  построек крестьянина?  (Изба)

9.Для одних – это общерусская святыня, для других – неповторимый памятник культуры, для третьих – мир преображенной культуры…О чем идет речь? (Соловки)

10. Во главе Соловецкого монастыря с 1548 по 1566 год стоял игумен…… (Филипп)

13.Как назывались в храмах для вечного хранения списки воинов, отдавших жизнь свою за Отечество? (Синодики)

====Кроссворд.

Вопросы по горизонтали:  1,3,4,6,7,8,11,12.

1.Как называют  тяжёлый топор с толстым обухом, которым колют дрова?

4.На каком острове срубив церковь, плотник бросил топор в Онежское озеро, сказав: « Не было, нет и не будет..». Сейчас там редкий по красоте ансамбль храмов.

3.Она состояла из еловых плах с длинными необрубленными сучьями. Эти плахи соединялись друг с другом и прикреплялись к оглоблям.

5.Как называется жилая часть хозяйственных  построек крестьянина? 

6.Как  называется небольшая изба, которую крестьянин пристраивал к основному жилью?

7.В центре деревни крестьяне собирались на деревенский …..

8.Как называлась какая-либо срочная и большая работа, с которой крестьянская семья не могла сама справиться?

11.Как называется главный храм Соловков? 

12.Храм Покрова на Нерли стал символом ……….

Вопросы по вертикали: 2,5,9,10,13.

2. Среди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека  отмечены  топор и ….

5.Как называется жилая часть хозяйственных  построек крестьянина? 

9.Для одних – это общерусская святыня, для других – неповторимый памятник культуры, для третьих – мир преображенной культуры…О чем идет речь?

10. Во главе Соловецкого монастыря с 1548по1566 год стоял игумен……

 

13.Как назывались в храмах для вечного хранения списки воинов, отдавших жизнь свою за Отечество? 

Задание № 4.

 Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)

(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Грамотой неграмотна, зато (памятью)…   памятна.

Спаси Бог  того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто (хлеб-соль)…… помнит.

 Богу молись, да за (соху)… держись. 

Соха  кормит, топор (одевает) … .

Кто (ленив)… с сохой, тому весь год плохой.

Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его (большим)… колосом.

Коли есть топор, делай и  (топорище)….

Топор всему делу (голова)….

Согласную семью и (горе)… не берет.

И тесен дом, да (просторен)… он.

Терпение, (молитва)… и труд – все перемогут, все (перетрут)….

 Доброе братство – милее (богатства)… .

Ищи добра – на стороне, а (дом)… люби по старине.

Без (корня)… и полынь не растёт.

Что написано (пером)…, не вырубишь топором.

Кто в (Кремле) …не бывал, тот красоты не видал.

 

Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – (отчизна)…..

 

4.Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)

(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Грамотой не грамотна, зато ……………………………….…   памятна.

Спаси Бог  того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто ……………………………………………………………………………..помнит.

 Богу молись, да за ……………………………………..держись. 

Соха  кормит, топор ……………………………………………….… .

Кто …………………………………………………..с сохой, тому весь год плохой.

Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его …………………………………………………………………..… колосом.

Коли есть топор, делай и  …………………………………………………………….

Топор всему делу …………………………………………………………………………

Согласную семью и ……………………………………………………………..не берет.

И тесен дом, да …………………………………………………………………………….он.

Терпение, ………………………………………….и труд – все перемогут, все ………………………………………………………………………………..

 Доброе братство – милее……………………………………………………………………...

Ищи добра – на стороне, а …………………………………………..люби по старине.

Без ………………………………………………………………………………и полынь не растёт.

Что написано ………………………………………………………, не вырубишь топором.

Кто в  …………………………………………………..…не бывал, тот красоты не видал.

 

Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – …………………………………………