Конспект  занятия по окружающему миру и развитию речи

 

Тема: «Снег, снежок – белая метелица».

 

 

Цели: 

Ø  расширять представления детей о характерных признаках зимы;

Ø   систематизировать знания детей о зиме и  зимних явлениях;

Ø  воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;

Ø   учить детей отвечать на вопросы;

Ø  развивать  навык словообразования;

Ø  прививать любовь к поэтическому слову;

Ø  активизировать словарь по данной теме.

Словарь: Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной, снегоход,     ледокол, снегопад, снегоуборочная машина.

Оборудование: Сундучок  с письмом Снеговика, снежинками и карточками с заданиями, части Снеговика.

Предварительная работа:  Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, экскурсия в зимний парк, наблюдение за погодой на прогулках.

                                                                  

Ход занятия:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!  Посмотрите, что у меня в руках.

– Клубочек.

А на что он похож?

-На снежный комочек.

Правильно!  Давайте с вами поиграем с этим «снежным» комочком. Его нужно передавать друг другу и говорить вот такие слова: «Снежный ком мы все катаем! Дружно мы до трех считаем. Раз, два, три – себя ласково назови!»  

 Тот у кого в руках клубочек – снежок, говорит: «Я добрый, я ласковый, я нежный,…»                                   

 (Дети представляются)

А какой комочек мы катали?

- Снежный.

Значит он из чего?

- Из снега.

А что такое снег?

(Ответы детей: Снег – это много снежинок, застывшая вода.)

 

Он летает белой ватой и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Снег падает на землю из огромного снежного облака, а на земле от этого появляются пушистые сугробы. 

(на доске бумажные сугробы)      

     

 

А когда это бывает?

- Зимой.

 

II.  Основная часть.    

Закрепление  признаков  зимы

Я предлагаю вам сегодня на занятии поговорить о Зиме и о разных зимних явлениях. Зима шагает по земле, и хочет понять, все ли вы о ней знаете, все ли её приметы помните.   Вот сейчас мы с вами поиграем. Вы слепили снежок из снега,  буду вам его бросать, а вы ловите  и отвечайте.

 -Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

 - Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

 - Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

 - Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

  Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки, и она прислала вам свой подарок – сундучок.

Постановка, решаемых в ходе занятия, задач.

 Давайте в него заглянем! Ой, не открывается! Что же нам делать?

- Ключик подобрать.

Правильно, а ключиком будут волшебные слова: «Чик-чак-чук-чок – открывайся, сундучок!» Пожалуйста! (После «волшебного» слова   «пожалуйста», сундучок открывается) Полный сундучок снега, и это всё? Нет, смотрите, здесь  письмо, только я не пойму от кого оно. Чтобы это узнать, надо разгадать загадку:

Жил я посреди двора,

 Где играет детвора,

 Но от солнечных лучей

 Превратился я в ручей                 

  Кто это?                     (Снеговик)

Что же он пишет? «Ребята, спасите. Меня сломали злые дворовые хулиганы, а мне нужно собрать письма ребят и отнести их Деду Морозу! Ведь до Нового года остается так мало времени. А наша страна такая огромная. Я боюсь, что не успею!»

Ребята, вы готовы прийти на помощь?

- Да

Чтобы всё исправить, надо выполнить все задания из сундучка, и тогда Снеговик вернется к вам.

Игра « Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)

 Посмотрите, а вот и первое задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

 Тихо, тихо как во сне падает на землю…………………………………………………. снег

С неба все скользят пушинки   серебристые………………………………………снежинки

Кружатся над головою каруселью…………………………………………………снеговою

На поселки, на лужок все снижается…………………………………………………снежок

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью …………………………………снежной

Вот веселье для ребят все сильнее……………………………………………………снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в …………………………………………….снежки

Словно в белый пуховик нарядился………………………………………………… снеговик

Рядом снежная фигурка  это девочка………………………………………………..снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………………………………….. снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…………………………………….. снег

 - Какие слова вы добавляли?  (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговая, снежная, снеговик, снегурка, снегири)

На какое слово они все похожи?  (Снег)

 - Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и первая деталь для Снеговика появилась                                                           (На доске появляется 1 деталь снеговика)

 Игра «Исправь ошибки «Снежика»

Жил-был Снежик. Он учился в своей снеговой школе. Но очень любил баловаться и не внимательно слушал своих снежных учителей. Однажды он написал такое сочинение о Зиме. Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и если вы согласны со Снежиком - хлопайте в ладоши, а если с чем-то не согласны потопайте ножками.

Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом. Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула. Дети надели панамки и вышли гулять во двор.  Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы, нахлобучили снеговые шапки. Звери сделали запасы на зиму: ежик – мед, белка – грибы и орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки.  Птицы давно улетели в теплые края.  Снежинки искрились на ярком солнце, дети катались на коньках, играли в снежки, лепили снеговика, строили снежную крепость. Девчонки плели веночки из ромашек, а мальчишки гонялись за бабочками.

Что же напутал Снежик в своем сочинении?                                               (Дети отвечают)

 Молодцы вы всё исправили. А вот и вторая деталь Снеговика готова.  На доске появляется 2 деталь снеговика

Чтение  стихотворения  Н.Елкиной  «Звездочка-малютка»

 - Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка -  малютка.

Легкая, узорная звездочка - малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

-Что же это за звездочка?

-это снежинка

- Почему вы так думаете?

-снежинка похожа на звездочку

 - Как автор описывает снежинку?

-легкая, узорная

 - Что вы почувствовали, когда она растаяла?

-стало грустно

 - А можете вы показать как вам грустно?

- дети мимикой изображают грусть, печаль

   - Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна.  Улыбнитесь ей,  она засверкает на солнышке новой звездочкой.

 - А вот и еще одна деталь  Снеговика.                 На доске  появляется 3 деталь снеговика

 Физминутка

Мы белые снежиночки на ветках мы сидели.

Дунул ветер, полетели.

Мы летели, мы летели и на ветки тихо сели.

Ветер снова набежал и снежинки все поднял.

Завертелись, закружились и на землю опустились.

Образование слов уменьшительным суффиксом.

Снежинка так долго летала ,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

Дети изображают, как они  замерзли

А теперь, давайте погреемся.

-Дети ловят клубочек - снежок, дают ответы

Снег…….снежок                                  ветер…………..ветерок

Звезда…..звездочка                              солнце………...солнышко

Облако….облачко                                снежинка………снежиночка

Зима…….зимушка                               елка…………….елочка

Метель……..метелица                         сугроб………сугробик

-Как хорошо мы согрелись и слова новые  придумали. А какие слова у нас получились?

Ласковые, маленькие, как будто маленькие детки.

А вот и еще одна деталь  Снеговика.                 На доске появляется 4 деталь снеговика

Употребление слов в единственном и множественном числах.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы увидите картинку, должны будете назвать слово. Ваша задача запомнить как можно больше слов.                               

Снеговик, гора, снег, ёлка, санки, коньки, снежинки, лед, дети, Снегурочка.

Скажите, какие слова вы запомнили?

А теперь  скажите их еще раз, но уже со словом: «Много…

Снеговиков, гор, снега, ёлок, санок, коньков, снежинок, льда, детей, Снегурочек.

                                                                                                     

Молодцы. А вот и еще одна деталь  Снеговика   На доске появляется 5 деталь снеговика

Образование  прилагательных  от существительных

Какая погода зимой, когда на улице  холодно…. (холодная), мороз….(морозная), ветер….(ветреная.) Горка сделанная из снега……(снежная), а изо льда…… (ледяная). Одежда, сшитая для зимы….(зимняя)

Молодцы. Вы рассказали о том, какая бывает зима. Все слова, образованные вами отвечают на вопрос «какая».

 А вот и еще одна деталь  Снеговика.                    На доске появляется 6 деталь снеговика

Образование  сложных слов     

(После ответов детей, на доске показываю картинки с этими предметами)                                                 

Скажите, а как называется явление, когда на землю тихо падает снег?

- Снегопад.

Как называется мотоцикл на лыжах, который ходит по снегу?

- Снегоход.

Как называется большой корабль, который, двигаясь по застывшей реке, колет лед.

- Ледокол.

Как называется машина, которая убирает снег?

- Снегоуборочная.

Как говорят, когда на дороге очень скользко, и она покрыта льдом.

- Гололед.

Молодцы. Какие новые слова вы услышали? В чем их необычность?

Они образовались из двух разных  слов.

А вот и еще одна деталь  Снеговика.                     На доске появляется 7 деталь снеговика

Составление предложений о Зиме.

Посмотрите, ребята, наш Снеговик совсем готов. Правда он очень красивый и поможет исполнить все желания ребят. А в сундучке осталось последнее задание. Каждому из вас составить по одному предложению о Зиме. А наш снежочек-клубочек нам поможет.

Дети берут в руки снежок и составляют предложения о зиме.

III. Заключительная часть

Вывод и подведение итогов

О чем мы с вами говорили на занятии?

- О зиме.

В какие игры играли со словами?

Какая игра вам больше понравилась?

Что полезного вы для себя усвоили?

Какой вывод мы сделаем?

-Стали дни короче, солнце светит мало, вот пришли морозы, и зима настала.

А эти снежинки вам в подарок от Зимы и от Снеговика.  На них вы можете загадать под Новый год желание,  и  Дед Мороз его обязательно исполнит. А теперь давайте устроим большой снегопад.  (Дети повторяют слова и выполняют соответствующие движения)

С неба падают зимою,

И кружатся над землею

лёгкие пушинки,

белые снежинки.

Снежиночки – пушиночки устали на лету,

кружиться перестали,

присели отдохнуть .

 

Молодцы! Мы сегодня с Вами поговорили о зиме, хорошо поиграли, вы хорошо сегодня отвечали,  были активными и внимательными на занятии. Всего вам доброго!                          

                                                                                                                        

 Дополнительный материал.  Физминутка

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши, ловим снег - холопок в ладоши.

Руки в стороны по швам. Хватит снега нам и вам.

Загадки.

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.                              ( снег)

                              Вился, вился белый рой.

                              Сел на землю - стал горой.                 (сугроб)