Конспект занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе 

 

Цель: дать представление и способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории родного края в рамках второго блока программы изучения истории в музее или в процессе знакомства с музейными экспонатами с дошкольниками старшего возраста.

 

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.

3. Развивать и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

2. Воспитывать любовь к своей малой родине.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Образовательные:

1. Формировать знания об истории возникновения казачества.

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.

Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Звонок». Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

Методические приемы: показ, объяснение, беседа.

 

Ход занятия:

Воспитатель начинает «экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения «Весна в степи на Дону»

Тихий Дон разливается тихо.

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо

Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые,

Заросли вековым камышом.

Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом.

Растянулись вдоль Дона станицы,

Белизною блестят курени.

Чернобровы донские девицы,

И отважны донцы-молодцы.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Слайд №2, №3

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: Дети, а вы знаете откуда пошло название реки Дон. В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, впоследствии, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.

Слайд № 4

Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Слайд № 5

Воспитатель: Да их называли казаками. Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Воспитатель: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Они назывались курени.

Воспитатель: Курень – по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. А потом какие стали строить дома. Потом дома стали строить из дерева и камня.

Слайд №6, №7

Воспитатель: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьем курени. Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона.

Слайд № 8, № 9

Воспитатель: Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Давайте вспомним любимые блюда казаков.. Казачья еда была очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги, хлеб.

Слайд № 10

Воспитатель: Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.

Слайд № 11

Воспитатель: главным украшением казака считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

Слайд № 12

Воспитатель: а в куренях кровати: вязаные покрывала, пуховые одеяла – шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов – лоскутное одеяло, а на кровати возвышалась гора подушек под вязаными накидками.

Слайд № 13, № 14

Воспитатель: а какая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны – шаровары и кафтан, на голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.

Слайд № 15, № 16

Воспитатель: костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Какую прическу носили казачки?

Слайд № 17

Дети: молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.

Слайд № 18

Воспитатель: казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища.

Слайд № 19, № 20, № 21

Давайте и мы поиграем в игру!

Игра «Звонок»

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.

Воспитатель: очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста. Какие законы должны соблюдать казаки с детства?

Дети: с уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.

Воспитатель: молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.

Слайд № 22

А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети: казак и в беде не плачет.

Атамана из плохого казака не получиться.

Где враг, там и казак.

Казак без службы – не казак.

Воспитатель: а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки.

Дети: на службе, в боях, в походах.

Воспитатель: правильно. А на чем ездили казаки.

Дети: на конях.

Воспитатель: да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки.

Слайд№ 23, №24

Вос-ль: донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.

И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.

Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о черной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.

На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.