Цели:

- систематизировать и обобщить знания учащихся о природе.

- развивать познавательную активность, мышление, экологическую этику обучающихся.

- воспитывать бережное отношение к природе.

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Задачи:

- Расширить знания о природе родного края.

- Учить работать в команде, развивать лидерские и товарищеские качества.

 

Ход турнира.

Слайд 1 – заставка.

Слайд 2 – природные пояса Крыма.

Жил-был богатырь. Однажды подарил ему добрый волшебник 3 пояса: медный, серебряный и золотой. Стоило богатырю надеть пояс медный, как мускулы его становились, как камень, и он готов был отразить любую напасть. Серебряный пояс приносил ему удачу, а золотой – здоровье…

         Со сказочными поясами богатыря можно сравнить природные пояса Крыма. На степных просторах его жители часто давали отпор врагу. В предгорьях всегда было основное скопление городов, куда за удачей шли из сел. А горное приморье обрело славу великолепного места отдыха и лечения.

         Человек должен знать край, в котором живет. Иначе он не сможет полюбить его. А, не полюбив, не сможет сберечь, сохранить его сокровища. И, несомненно, сегодня здесь собрались любители флоры и фауны Крыма.

         Прежде, чем начать состязание, давайте вспомним, что же такое экология.

Слайд 3 – определение «экология».

Экология – от греческого слова «ОИКОС» (дом, жильё) и логика (наука). Ребята, обратите внимание на карту. Слайд 2. На ней вы видите природные зоны Крыма. Они обозначены разными цветами. Глядя на эту карту, ответьте на вопросы:

1.     О какой природной зоне Крыма идёт речь: «Это наиболее живописное место Крыма, полоса курортов, садов, парков, горных лесов, - его «Золотой пояс». (ЮБК)

2.     Какая часть Крыма относится к степной природной зоне? (Северная часть Крыма и Керченский полуостров)

3.     Какие части Крыма включают в себя Предгорье? (Предгорье тянется от мыса Херсонес на северо-восток, до Керченского полуострова.)

А теперь начнем путешествие по природе Крыма. Кто смог пережить динозавров и мамонтов, и выстоять в борьбе за существование? Это НАСЕКОМЫЕ (Слайд 4). Именно они выстояли в борьбе за существование, приспособились к самым разным условиям и расселились по всей Земле и теперь держать пальму первенства по многообразию форм и численности видов. Сейчас мы проверим, насколько вы знакомы с миром насекомых. Каждой команде я задам по 2 вопроса о насекомых, на которые вы должны дать правильный ответ. Запрещается подсказывать и выкрикивать ответы. За нарушение выполнения задания с команды-нарушителя снимается штрафной балл. (После ответа команды на экране правильный ответ)

Вопросы о насекомых:

1.     У какого насекомого наблюдается такая метаморфоза: гусеница становится коконом? (БАБОЧКА)

2.     У какого насекомого ноздри расположены по всему телу:

- БОЖЬЯ КОРОВКА;

- мотылёк;

- майский жук;

1.Какое насекомое (единственное из всех) способно повернуть голову и посмотреть через плечо?

- таракан;

- БОГОМОЛ;

- блоха.

2.Какие насекомые имеют свою армию, своих строителей, рабов и рабовладельцев? (МУРАВЬИ)

1.     Днём этот жук ничем не примечателен, зато ночью он превращается в настоящий живой зеленый фонарик. (СВЕРЧЕК)

2.     У какого насекомого уши расположены на голени передней ноги:

- бабочка;

- муха;

- КУЗНЕЧИК.

1. У какого насекомого нос как спица?

- муха;

-пчела;

-КОМАР.

2. Какое насекомое является самым главным врагом полей, садов и огородов?

- САРАНЧА;

- кузнечик;

- бабочка-капустница.

В следующем задании вам, юные экологи, нужно выразить свои предположения о том:

1.     Почему муравей трудолюбивый;

2.     Почему божья коровка так называется;

3.     Почему у кузнечика уши расположены на голени передней ноги.

4.     Почему богомол зеленый?

Рассказ должен состоять из не менее 4-х предложений. На выполнение этого задания даётся до 5-ти минут. Можете приступать к выполнению задания.

Команды выполняют задание. Капитан команды зачитывает рассказ. Жюри оценивает выполнение задания.

         Многие виды насекомых занесены в Красную книгу. А знаете ли вы, как выглядят эти насекомые?

На экране появляются изображения насекомых, занесенных в Красную книгу. Команды называют их.

Уничтожение этих насекомых недопустимо, даже если вам захочется приобрести кого-либо из них для своей коллекции.

Следующая остановка в нашем путешествии – птичье население полуострова.

Слайд 5

Однажды на конгрессе ОРНИТОЛОГОВ – ученых, которые изучают жизнь птиц, провели опрос на тему: «Что дали птицы человечеству?» Среди ответов были и такие:

- мечту полета;

- ощущение свободы;

- победу над силой тяжести.

Каким скучным был бы мир без птиц! А знаете ли вы, в каких природных зонах обитают те или иные птицы? В следующем задании вам предстоит разобрать по природным зонам птиц, обитающих в них.

Горная зона: грифы, стервятник, белоголовый сип, сокол сапсан. Это хищные, но полезные птицы, очищающие местность от падали.

Обитатели леса: дятел, сойка, ястреб, чиж, мухоловка.

Степные птицы Крыма: жаворонок, перепелка, серая куропатка.

Прибрежная зона: длинноносый баклан, буревестник, серебряная чайка, черноголовый хохотун, серая цапля. В прибрежной зоне живут птицы, связанные с морем. Они питаются рыбой.

Лесопарки, сады, парки городов и поселков: щеглы, коноплянки, сороки, галки, воробьи, грачи.

На выполнение задания отводится до5 минут.

В последнее десятилетие жители крупных городов Крыма заметили, что во дворах стало меньше воробьев, зато расплодились вороны. Как вы думаете, какие меры можно предпринять, чтобы ворон во дворах стало меньше?

(дети дают ответы)

Знаете ли вы, что самая крупная птица крымской фауны – дрофа (слайд 12). Более 150-ти лет назад в степях Крыма паслись целые стада дроф. Сейчас эта птица занесена в Красную книгу. Кроме того, в Красную книгу занесен черный аист, змееяд, орел-карлик, филин (слайд 12). Охотничьих птиц на полуострове не много. Почти все живущие здесь птицы полезны, так как истребляют вредителей полей, лесов, виноградников.

Пора продолжить наше путешествие. И следующая остановка – животный мир Крыма. Слайд 13.

Часто мы и не подозреваем, какие существа населяют местность за пределами наших городов, поселков, деревень. Самый маленький зверек полуострова – землеройка бурозубка (слайд 14). Длина ее тела 4-8см. А самый большой зверь – благородный олень и его родственник косуля (слайд 15). Детеныши этих зверей, как и человеческие дети, питаются материнским молоком. Как вы думаете, как их называют? МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Млекопитающих в Крыму не много, но они очень разные. Среди них различают насекомоядных, рукокрылых, грызунов, зайцеобразных, хищных, копытных.

1.     А знаете ли вы, кто такие рукокрылые? К ним относят виды: пырь-карлик, рыжая вечерница, остроухая ночница. Они обитают в пещерах (ЛЕТУЧИЕ МЫШИ слайд 16).

2.     Какие животные обитают в степях? (СУСЛИКИ, ХОМЯКИ слайд 17)

3.     Какое хищное животное водилось в горных районах Крыма до 1922 года, а сейчас в Крыму его нет? (ВОЛК слайд 18)

4.     Это животное живет в кромешной темноте. Охотится на червей и насекомых. (КРОТ слайд 19)

В следующем задании вам нужно сопоставить два названия одного животного:

БЕЛКА – ВЕШКА

ЛОСЬ – СОХАТЫЙ

КАБАН – ВЕПРЬ

ВОЛК – БИРЮК

На выполнение задания 2 мин.

В русском языке много поговорок – сравнений, например, быстрый как ветер; холодный как лед; сладкий как мед. Чтобы решить следующее задание, вам необходимо восстановить пропущенные буквы в словах, а затем к каждому слову подобрать соответствующего животного. В итоге у вас получится девять известных поговорок.

ПОГОВОРКИ. (Приложение 1)

Настало время отправиться в новое путешествие. На этот раз мы попадаем в морские глубины Черного моря (слайд 22)

Такое бирюзовое, такое ярко-синее или прозрачно-изумрудное, наше море все-таки называют Черным. Почему? Еще в первом тысячелетии до нашей эры, задолго до появления греков, на восточных и северных берегах Азовского моря жили индийские племена – меоты, сиды и другие. «ТАМАРУН» - так они называли соседнее море, что буквально и означало – «Черное море».

Черное море напоминает слоеный пирог. (слайд 23) Верхний слой до 150-200 м. населен разнообразными животными и растениями. В нижнем, сероводородном, живут лишь бактерии. «Начинка» нижнего слоя делится на несколько жизненных форм. Основные из них – это бентос, планктон, нектон и нейстон.

Хорошо ли вам знакомы обитатели Черного моря? Если так, то вы легко отличите их от пресноводных рыб, то есть рыб, которые обитают в озерах, реках, пресных водоемах).

Пока команды будут выполнять задание капитанам предлагается разгадать кроссворды.

Черное море: судак, медуза, сельдь, катран, хамса, ставрида, кефаль, скумбрия, афалина.

Пресные воды: форель, пескарь, гольян, толстолобик, лещ, сазан, карась, карп.

Ответы (слайд 24)

Жизнь Черного моря и его экологическая история интересна и сложна. Но вряд ли есть другое море, которое так много дало для духовного и материального развития народов. А для нас, жителей Крыма, Черное море еще и «самое синее в мире», как поется в песне.

         Последней остановкой нашего долгого путешествия будет растительное царство флоры, то есть растительный мир Крыма. (слайд 25) В Крымской флоре насчитывается 2400 видов только высших растений (семенных). Примерно столько же видов низших: грибов, лишайников, водорослей. Более тысячи – чужеземных растений. А можете ли вы вспомнить, какие растения растут на территории вашего клуба?

         А знаете ли вы, что является одной из главных достопримечательностей ЮБК? Это всемирно известный Никитский Ботанический сад, который был основан в 1812 году. (слайд 26) В нем насчитывается около двух тысяч видов, разновидностей и форм декоративных деревьев и кустарников. Природа Крыма богата различными формами. В ней есть кубы, ромбы, овалы, окружности, треугольники, квадраты. (сайд 27). Поэтому возникла необходимость в создании новой науки – БИОНИКИ, цель которой – моделирование живых организмов (растений, животных).

1.     Как вы думаете, с плодами какого дерева можно сравнить вращающиеся лопасти вертолета? (ПЛОДЫ КЛЕНА)

2.     Что послужило моделью для «липучки» на обувь? (ЦВЕТОК РЕПЕЙНИКА)

Новую форму высотных зданий подсказали архитекторам флоксы, которые распускаются по спирали. В очертаниях ели и телебашни отчетливо видна форма конуса.

В следующем задании вам необходимо отгадать, какие крымские растения (цветы) указаны в этом кругу (Приложение 2)

Читать по часовой стрелке, через определенное количество клеток. Буквы красного цвета – это первые буквы цветов.

Наше путешествие по природе Крыма подошло к Концу. А пока жюри подводит итоги турнира и определяется с победителем, вам предстоит разгадать несколько загадок.

ЗАГАДКИ.

Бежит по равнине река,

Красива она, глубока.

Откуда бежит этот шумный поток?

Начало реки называют... (исток)

 

Летит птица орёл, 
Несёт в зубах огонь, 
Огневые стрелы пускает, 
Никто её не поймает.
(Молния)

Гуляет в поле, да не конь, 
Летает на воле, да не птица.
(Ветер)

 

Чего в гору не выкатить, 
В решете не унести 
И в руках не удержать?
(Вода)

 

Жюри объявляет результаты турнира, Победителям вручается грамота, приз.

 

         Растительный и животный мир Крыма – это богатство каждого из нас, он многообразен, многочисленен. Помните, что волшебное царство флоры и фауны так незащищено и так хрупко, поэтому о нем нужно заботиться и беречь его.