Конспект занятия для учащихся 3-х и 4-х классов

Подготовила педагог дополнительного образования ГБУ Бел ОДЭБЦ г. Белгорода

 

Направление: патриотическое

Тема занятия: «У истоков малой родины»

Цель: Формирование чувства патриотизма, как одного из главных ценностных ориентаций у младших школьников.

Задачи предметные: содействовать формированию понятий «малая родина», исток, топонимы, гидронимы, ойконимы. 

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умение оценивать себя на основе наблюдения за своей речью.

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – способность контролировать свои действия в связи с поставленной задачей. Осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве (работа в группе).

познавательных - понимание информации, представленной в виде карточек с заданиями. Способность формировать

коммуникативных - формулировать свое высказывание в полной мере. Договаривается о последовательности действий в порядке работы в группах.

Основные понятия: малая родина, исток, топонимы, ойконимы, гидронимы.

Ресурсы занятия: классная доска, учительский стол, открытки с историческим текстом Масловой Анастасии, Маслова Юрия «Библиотека белгородской семьи набор открыток Белгородчина: маленькому путешественнику», карточки с определениями новых понятий. Распечатанный материал по теме из книги Овчинникова В.В. «Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы земли Белгородской», материал для выведения на экран: эталон ленты времени, информация о поэте.

 Каждому: ручки, листы бумаги.

Методы: проблемная ситуация, работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка, работа с карточками, частично – поисковая работа, упражнения на логику.

Структура занятия:

1.Организационно – мотивационный этап.

2.Основной этап.

3.Итог. Рефлексия.

 

 

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность руководителя

Деятельность обучающихся

Методические рекомендации

1.Организационно – мотивационный этап (1 -2 мин)

 

-Дорогие ребята! Я рада, что сегодня мы снова с вами вместе!  Поприветствуйте и вы друг друга тоже.

Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга.

Установка внимания.

Умение работать по сигналу (по указке педагога)

 

2.Проблемная ситуация (10 мин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Послушайте стихотворение, и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Стихотворение нашего земляка В. И. Белова, написано в 2003 году.

-Рассмотрите эти открытки. Что на них изображено, какие надписи прилагаются, и выскажите свое мнение, о чем мы с вами сегодня поговорим.

-Тема нашего сегодняшнего занятия «У истоков малой родины». Как вы думаете, почему тема сформулирована именно так?

-Гордись и здравствуй,

Белгородчина!

Во тьме – овраг,

Во сне – курган.

Ты, как твое железо прочною

Была преградою врагам.

Стрелой свистели ветры встречные,

Всяк начеку жил неспроста:

Оберегали Русь

Засечная

Да Белгородская черта.

И шли великие опасности-

Под грай ворон и писк совы

Костры взмывали в небо Красные

И по курганам до Москвы.

Она ж на сборы и нескорая,

Но тяжела ее рука.

Прими поклон, Земля – история,

И Ворскла, И Донец – река.

…Москва!

Будь вечно ясноокою.

По – над курганами Руси

Еще горят костры далекие.

Ты их покуда не гаси…

 

-Тема занятия: Белгородский край.

 

 

 

 

 

 

-Мы белгородцы и Белгородская земля наша малая родина.

 

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

 Остальные учащиеся слушают стихотворение, обдумывают ответ на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают открытки, читают и делают вывод,

 

 

Умение самостоятельно определять тему занятия.

3.Определение цели занятия (5-7 мин).

- Дайте определение понятию «малая родина»

-Почему тема звучит так: «У истоков малой родины»? Порассуждайте.

Посмотрите на экран, прочтите отрывок из стихотворения еще одного нашего земляка Виктора Овчинникова, подумайте, что имел в виду автор? Что значит исток родника, исток души.

-Молодцы ребята, вы правы, автор использует прием аллегории, так и в нашей теме «Истоки родины» аллегория.

-Какова же цель нашего занятия?

-То место, где человек родился, учился и вырос.

 

 

-Исток, это начало. С чего начиналась наша земля.

 

 

«Найди родник свой, свою святыню-

В нем обрети свой мир, свой путь,

свою Спасения пустыню.

Следи за чистотой истока родника, но пуще береги души своей исток-

И не бери на плечи крест чужой».

 

-Исток родника – это его начало.

 

-Исток души – начало добрых дел.

 

 

 

 

-Понять, как образовалась наша земля.

Умения рассуждать на заданную тематику.

 

 

Смотрят на экран, читают и обдумывают ответ на вопрос.

 

 

Отрывок из стихотворения дается на экране.

 

 

 

Учащиеся рассуждают над смыслом слова исток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно формулируют цель занятия.

4.Творческая работа (15 мин)

-Чтобы разобраться с чего начиналась наша земля, выполним следующее задание. Каждой группе раздаю по открытке, ваша задача изучить текст, обсудить, представить классу самую важную информацию. Названия сел, рек, городов, встречающиеся в данном тексте выпишите на листок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Так каковы истоки нашей малой родины?

 

1группа:

Примерно 1000лет назад на территории нынешней Белгородчины появились первые люди. Каменные рубила, сделанные неандертальцами, ученые обнаружили возле с. Лесное Уколово Красненского района и села Углово Валуйского района в наши дни.

2группа: 350 лет назад, в середине 17 века, вдоль южных границ России была построена укрепленная линия для защиты от набегов крымских и ногайских татар. Главным центром этой линии был Белгород. Кроме Белгорода в состав черты входили Короча, Яблонов, Хотмыжск, Нежегольск и другие крепости. Спустя века их названия сохранились на современной карте Белгородской области.

3 группа: Белгородский пехотный полк прославил себя в 1709 году – в знаменитой Полтавской битве. В 1712 году полк получил знамя с изображением парящего орла, символ победившей России и убегающего льва. Позднее орел и лев стали основой гербов города и области.

4 группа: Одними из первых славянских племен, проживавших на территории нашего края, были северяне, их вытесняли хазары. Киевские князья Олег, Святослав и Владимир победили степняков.  Эти земли стали частью Древнерусского государства. Сейчас в тех местах село Холки Чернянского района, где 1000 лет назад стояла мощная крепость.

Они заключаются в истории образования нашей земли, каким образом именно эти территории стали нашей малой родиной.

(Каждой группе выдаются открытки для творческой работы)

 

Учащиеся коллективно читают, выбирают главное, один ученик презентует остальным учащимся выбранную информацию.

 Названия сел и городов выписывают.

 

 

  

Дифференцированный подход.

 

 

 

 

 

Умение работать в группе, распределять обязанности.

 

 

 

Демонстрация умений

самостоятельно выделять главную информацию.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают вывод.

 

 

5.Физминутка

«Ожерелье доброты (1-3 мин)

-Если называю реку, поднимаете руки вверх, если называю город или село – приседаете.

(Везелица, Донец, Чернянка, Ракитное, Короча, Тихая Сосна, Беломестное, Ворскла, Тмутаракань, Хотмыжск) 

Дети выполняют упражнение.

Упражнение на развитие внимания, умения действовать по сигналу.

Педагог предлагает детям игру на внимание, с применением знаний названий рек, городов и сел нашей области.

6. Упражнения, направленные на развитие логического мышления (2-3 мин)

-Ребята, предлагаю вам расположить информацию, которую вы прочитали на ленте времени в правильном хронологическом порядке.

-Какое событие, отраженное в тексте открытки поможет узнать «исток» названия улицы, которая недавно была переименована.

- Подскажу, бывшая улица Кирова.

 

-Почему улица названа Белгородского полка?

-Какой бы вы вопрос задали друг другу в связи с этой информацией?

Дети в группах восстанавливают последовательность. Учитель по подсказке учеников расставляет открытки в нужном порядке.

Затрудняются.

 

 

 

 

 

 

-улица Белгородского полка, переименована с названия улицы Кирова.

- В честь полка, победившего шведов.

-Почему люди решили вернуться к этой теме?

-Так как на гербе лев, символ победы полка над шведами.

Учащиеся обсуждают неверные ответы, предлагают верные. Развитие взаимоконтроля.

 

На экране появляется лента времени в правильном хронологическом порядке, после того как дети ее восстанавливают.

«Каменный век», «Славяне и древняя Русь», «Белгородская черта 17 века», «Полтавская битва»

 

 

 

 

-Самостоятельно формулируют вопросы. Делают вывод и обосновывают его.

7.Коллективное определение «истоков» названия сел, городов (7 мин)

-Давайте попробуем определить, как возникли названия этих мест. Каковы истоки происхождения названий?

-Есть такая наука, как лингворегионоведение,в которой существуют такие понятия как ойконимы, гидронимы, топонимы. Чтобы понять, что это за понятия, раздаю вам карточки с определениями.

Давайте вмсете разберем название села Короча. Зачастую люди, селившиеся в каких – либо местах давали название реки, протекавшей рядом, почему?

-Молодцы, люди заметили, у данной реки строение таково: происходят засоры от жизнедеятельности самих растений и образуется берег, обросший черной илистой корочкой. Исток названия корень слов «кора, корка», отсюда и название Короча. Город, выстроенный вблизи реки, назвали Короча.

В науке лингворегионоведение названия сел, городов и рек можно соотнести с терминами, например

Топоним - это название континентов, морей, океанов, а микротопоним – это название небольшого местного объекта физико – географического или находящегося внутри поселения (луга, поля, болота, топи) объектов. Сформулируйте, что значит термин «гидроним»

- К какому термину отнесем название города Короча.

-Давайте разберем еще примеры и вернемся к данному вопросу.

-село Лесное Уколово Красненского района, село Углово Валуйского района, село Холки г. Короча, г. Яблонов, г. Хотмыжск, г. Нежегольск.

 

 

 

 

-Люди поклонялись природе, а река – кормилица (и вода, и пища, и средство передвижения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гидронимы – это названия водоемов, рек, проливов, каналов.

-Гидроним.

-Топоним.

Учитель просит показать, какие названия из открыток выписали ученики.

 

Ученики называют выписанные названия.

 

 

 

Учащиеся читают определния.

 

 

Коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно формулируют понятие.

 

Мнения разделились.

 

 

Проблемная ситуация.

8.Исследовательская деятельность.

-Предположите от каких слов произошли названия Лесное Уколово, Хотмыжск.

- Предлагаю разделиться на 2 группы, и определить какие слова стояли у истоков названий этих мест. К какому определению отнесете название? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ойконимы – названия, образовавшиеся от слов, отражающих топографические особенности местности. Существуют разные ойконимы – ойконимы, отражающие отличительные черты селения или другого объекта, фитонимы, зоонимы, от названий рек. К каким терминам отнесем название? Почему?

-Это топоним,

произошел от слов лес колючий, а Хотмыжск затрудняемся.

Учащиеся изучают и отвечают.

1 группа: Лесное Уколово раньше называлось Кукуловским, от слов обнести колами, а рядом росли вековые леса. Еще предположение, что жил такой помещик Уколов и разделил свои владения между 3мя сыновьями. Так появились: Лесное Уколово, Новоуколово, Царево Уколово.

2 группа: Предполагается, что поселение Хотмыжска данного места началось с 1го жилища и название происходит из 2х слов: хот, хат –хижина, жилище, крепость, хлев. В древнерусском «катун» -  военный стан, 2й слог мысл, мыцл – промысел. В украинском языке «мысливство» - охота.

Ойконимы, так как

названия образованы от топографических особенностей местности.

Учитель выдает распечатанную информацию из книги

Виктора Овчинникова.

(На экране информация.

Виктор Овчинников – историк и поэт, наш земляк создал уникальную книгу под названием

«Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы

Земли Белгородской»)

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

Самостоятельно изучают, отвечают, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично – поисковый метод.

9. Рефлексия.

-Подумайте и ответьте, что сегодня удалось, а что не поняли или не получилось.

Заполните оценочные листы.

-Я понял, что гидроним - название самих рек и водоемов, а ойконим – название города, который назван в честь этой реки, так как находится вблизи этой реки.

 

Анализируют свою деятельность на занятии, свое понимание материала.

 

Список использованной литературы

1.             Масловой  А., Маслов Ю. « Библиотека белгородской семьи набор открыток Белгородчина: маленькому путешественнику»,

2.             Овчинников В.В. «Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы земли Белгородской».