Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Кирилловского  муниципального района Вологодской области «Кирилловский Дом детского творчества»

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по теме «История вязания»

в объединении «Вязание крючком» 1 год обучения

по программе «Вязание крючком»

возраст детей 10 – 14 лет

 

 

 

 

 

Силиванова Алевтина Олеговна

                                                          Педагог дополнительного образования

                                                       

 

 

Кириллов

2015


Конспект занятия «История вязания».

Дата проведения:

Название объединения: «Вязание крючком».

Место проведения: «Кирилловский ДДТ».

ФИО педагога: Силиванова А.О.

Тема урока: «История вязания».

Тип занятия: комбинированное.

Количество детей, присутствующих на занятии: 10 человек.

Форма занятия: занятие по изучению нового материала.

Основные методы: словесный, демонстрационный, практический.

Цель занятия: познакомить с историей вязания крючком, материалами и инструментами, необходимыми для работы.

Задачи:

- познакомить с историей вязания,

- познакомить с видами материалов и инструментами,

- познакомить со способами получения разных видов пряжи,

- научить определять вид нити опытным путем,

- научить правильно подбирать крючок под размер нитки,

- расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию,

 

Подготовка к занятию:

- сделать презентацию в программе Power Point об истории вязания и видам нитей и инструментам;

- подобрать разные виды нитей, набор крючков из разных материалов.

Материалы и оборудование: видеопроектор, ноутбук, доска, готовая презентация, нитки, разные по составу, инструменты для вязания, спички, записи веселых песенок, не горящая поверхность.

Структура занятия.

1.     Организация урока.

2.     Основная часть.

a.     Изучение нового материала.

b.     Практическая часть.

c.      Закрепление изученного материала.

3.     Заключительный этап.

Ход занятия.

Этап занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Органи-зация урока

5 мин.

Приветствие.

Подготовка рабочего места обучающимися.

Напоминание техники безопасности на уроке.

Приветствие. Подготовка рабочего места к уроку. Прослушива-ние правил техники безопасности.

 

Основная часть

а. Изучение нового материала

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

10 мин.

Сегодня мы с вами погрузимся в историю. А какую именно вы узнаете, если отгадаете мои загадки и прослушаете стихотворение.

(Зачитываются загадки и стихотворение Приложение № 1.) И как вы думаете, о чем мы с вами сегодня узнаем много нового? (Ответы детей). Молодцы, вы правильно поняли, что мы сегодня будем говорить о вязании и нитках, а если точнее, об истории вязания крючком и о самых разнообразных материалах для вязания.

Демонстрация презентации «История вязания». (Приложение № 2.)

А теперь давайте немного разомнемся. (Игра «Ручеек», «Смотай клубочек»).

 

Отгадывают загадки. Слушают стихотворение и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию.

 

Играют в «Ручеек», «Смотай клубочек»

Карточки с загадками и стихотво-рением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мульти-медиа-проектор, презента-ция «История вязания».

Запись веселых песенок для игр.

Перерыв 10 минут

Основная часть

b. Практи-ческая часть

20 мин.

А теперь мы с вами научимся определять состав нити опытным путем. Мы будем отрезать кусочек нити и аккуратно поджигать его, по запаху, остаткам пепла мы сможем определить состав. (Приложение № 4.)

Дети, с соблюдением техники безопасности, проводят опыты по определению состава нитки.

Куски ниток разные по составу, свечка, спички, пинцет, блюдце, емкость с водой.

Основная часть

c. Закрепле-ние изученного материала

17 мин.

Молодцы, с опытами вы справились хорошо. Давайте повторим, что нового мы с вами узнали на сегодняшнем занятии.

1.     Где найдены первые вязанные вещи?

2.     Какие бывают нити по своему происхождению?

3.     Из чего получают нити натурального происхождения?

4.     Каким образом получают ангорскую шерсть?

5.     Назовите виды вязаний крючком.

6.     Из каких частей состоит крючок?

7.     Как называется первая петля вязания?

 

Очень хорошо. Материал сегодняшнего урока вы усвоили хорошо. Давайте немного отвлечемся и послушаем еще одно стихотворение про рукоделие.

(Приложение № 1. Рукодельницы)

Ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушива-ние стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка со стихотво-рением.

Заключи-тельный этап

3 мин.

Сегодня мы узнали очень много интересно про историю вязания, материалы, из которых делают нитки для вязания, про главный инструмент для вязания – крючок. Следующие занятия будут не менее познавательными. Хочется предложить вам выполнить дома небольшое задание: подберите дома из тех ниток, которые найдете небольшую коллекцию. Пусть в нее войдут небольшие отрезки из ниток по своему составу. А на следующем уроке мы сравним их и узнаем у кого она окажется богаче.

До свиданья, до следующего урока.

Дети записывают в тетрадь задание на дом.

 

 

Приложение № 1.

Загадки

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь - и под комод.

Ответ: Клубок

 

Чем больше крутиться,

Тем меньше становится.

(Клубок).

Стихотворение.

Как приятно вечерком

 Сесть и повязать крючком:

 Все украшены подушки,

 Детям связаны игрушки,

 И салфеточки к столу,

 Круглый коврик на полу.

 Нет, без дела не сидится:

 Хорошо вязать на спицах:

 Малышам своим - носочки,

 Шерстяные свитерочки,

 Тёплый плед и одеяло,

 Чтоб уютней дома стало.

 Если вышивку освоить,

 Можно выставку устроить:

 Хочешь, крестиком картину

 Приготовь в подарок сыну,

 И придумай свой узор,

 Неизвестный до сих пор!

 Стоит научиться шить-

 Гардероб свой обновить:

 Платья, брюки, юбки клёш

 В магазине не найдёшь:

 Сшито строго на заказ-

 Все модели – высший класс!

 Ну, а если оригами

 Хочется освоить маме,

 Что ж, за книгу, начинай,

 И с драконом полетай,

 Сделай вазу и цветы

 Небывалой красоты!

 Рукоделье – для души:

 Сядь спокойно, не спеши.

 Для знакомых, и друзей,

 И для всей семьи своей

 Выбирай любые краски,

 Расскажи руками сказку!

 

(Стихотворение для Основная часть c. Закрепление изученного материала)

 

РУКОДЕЛЬНИЦЫ

 

 Простой крючок из стали

 И нитки – раз и два! –

 Нужны, чтоб возникали

 Ажуры-кружева.

 

 Подвластны все узоры

 Крючку или игле:

 Так делали уборы

 И раньше на земле.

 

 Приданое невеста

 И шила, и плела,

 Работали с ней вместе

 Крючочек да игла.

 

 Ну а потом с терпением

 Учила дочек мать

 Хранить своё умение,

 Чтоб дальше передать.

 

 Так ниточкой волшебной

 Связала, как могла,

 Все наши поколения

 Обычная мгла.

 

 Те связи не прервутся

 И с ниткой той сейчас

 И в мой узор вплетутся,

 Чтоб радовать Вам глаз.

 

 

Приложение № 2.

Презентация «История вязания».

Приложение № 3.

 

Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:

 1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.

3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками — они портят пряжу, нитки.

5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.

6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани.

7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.

 

Санитарно-гигиенические требования при вязании:

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

 

Правила по технике безопасности при работе со свечой и спичками (зажигалкой).

 1. Во избежание пожара перед работой следует установить свечу на керамическую плитку(блюдце), затем зажечь с помощью спичек или зажигалки.

 2. Недопустима игра с огнем!

 3. Следите, чтобы пальцы, волосы, одежда не попали в пламя свечи.

 4. Строго запрещается работа со свечой без специального инструмента: пинцета!

 5. Не тушите огонь руками!

 6. В случае ожога срочно сообщить руководителю.

 7. По окончании работы очистить свечу от старого воска, выбросить использованные спички в мусорное ведро.

 

 

Приложение № 4.

 

Состав пряжи: горение

Аккуратно ухватите небольшой кусочек нити пинцетом и подожгите его. Положите горящую нить в пепельницу или другую огнеупорную посуду и понаблюдайте за “подопытным”.

Натуральная шерсть горит медленно, слабым подрагивающим пламенем. При этом чувствуется характерный запах паленого волоса или рога. Горение прекращается после удаления из огня, в результате горения образуется коричневая или черная, легко крошащаяся зола.

Натуральный шелкгорит с запахом паленых волос, но не таким неприятным, как при горении натуральной шерсти. На конце обгоревшей нити появляется хрупкий обугленный шарик, который легко дробится.

Хлопок, лен, конопля и другие натуральные растительные волокнаподжигаются легко и горят ярким большим пламенем. При горении ощущается запах жженой бумаги. Пепел серо-белого цвета, воздушный. Аналогично будет себя вести и вискоза, являющаяся растительным волокном.

Искусственные октановые волокна плавятся в пламени и быстро сгорают. Чувствуется запах уксуса. На конце нити после горения образуется черный шарик.

Полиамидные волокна горят и плавятся одновременно, без запаха. На кончике сгоревшей нити появляется пластическая масса, которая остывает медленно и довольно сильно обжигает. Остынув, превращается в тертый шарик.

Полиэфирные волокна горят как полиамидные, но, при этом, они более устойчивы к повышенной температуре.

Полиакрилонитрильные волокна горят без запаха и плавятся. После удаления из огня горение не прекращается, а волокна превращаются в пластическую массу. После остывания образуют твердый шарик.

Ацетатное волокно медленно горит и плавится, в результате процесса образуется угольный черный шарик. Кроме того, определить ацетатные волокна можно с помощью растворителя для ногтей: нить растворится в нем.

К сожалению, в случае смешанного состава пряжи данный эксперимент не сможет дать однозначного ответа. Тем не менее, она подскажет, хотя бы, основное содержание нити.