За  последние 20 лет в образовательной системе страны произошли  разительные перемены: разрушились многие педагогические представления, концептуальные позиции и даже методики работы с детьми. Многие педагоги выдвинули идею ненадобности процесса воспитания. Такая педагогическая практика привела к ухудшению личностных качеств и черт поведения наших детей.

   Русский философ и ученый И.А. Ильин в своих трудах по педагогике  высказал следующую мысль: “Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его…” И.А. Ильин отмечает, что искусство воспитания детей - одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность, то есть силу личного самоутверждения, живое чувство ответственности, стремление  и  волю к совершенству, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению,  силу личного самоуправления.  Наконец, истинный патриотизм-  основа здоровой государственности культуры “Воспитать, - пишет И.А. Ильин, - значит, сделать из ребенка сердечного и цельного человека с крепким характером”.

   В сегодняшней России, как никогда, востребованы такие качества личности, как самостоятельность, независимость, умение принимать решение, ответственность, активная жизненная позиция.  Подросток формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры, приобщается к знаниям о жизни, посещая занятия в творческих коллективах во внеурочное время.  

   Педагог-организатор дополнительного образования  использует   познавательную, ценностно-ориентированную, общественную, эстетическую, досуговую  деятельность, что предоставляет учащемуся  возможность духовного роста , доставляет ему удовлетворение и радость познания, воспитывает в духе патриотизма,

  Основной девиз: “Воспитать – значит организовать деятельность детей”. Приоритетным направлением в воспитательной работе является патриотическое воспитание.

   Именно гражданско-патриотическому воспитанию   отводится главное место при подготовке, организации и проведения такого важного мероприятия, как празднование годовщины победы в Великой Отечественной войне. Стало уже традицией приглашать  в такие праздничные дни ветеранов войны. И всякий раз коллектив педагогов Дома детского творчества ищет новые формы общения,  старается привнести в мероприятие нечто особенное, сделать встречу искренней и незабываемой.

   Чем дальше от нас уходят страшные годы войны, тем актуальнее становится потребность говорить о ней,  записывать  воспоминания участников войны, которых с каждым годом становится все меньше. Понимая, что «это праздник со слезами на глазах» , мы стараемся превратить встречи в радостный праздник тех, кто выжил в страшное военное лихолетье   и живет среди нас. К сожалению,  теперь уже это дети войны, те,  у кого  не случилось детства, те, кому достались  трудные послевоенные годы становления разрушенной страны.

   К работе над сценарием можно привлечь и учащихся. Творческое  детское мышление привносит в содержание свежую струю, делает  материал современным и актуальным. Участие  подростков в подборе концертного репертуара, беседы с ними об огромной роли их дедов и прадедов в Победе фашизма, о глубине  и значимости понимания   их вклада в историю  Отечества являются взгляд оправданным методом воспитания  в них патриотизма и гражданского долга.

   Кружковцы и студийцы не только готовят тематические  концертные номера,  непосредственно общаются с гостями-ветеранами,   могут устроить выставки, выпустить  специальный номер газеты, приветствовать  их  цветами и сувенирами, фотографироваться на память, рассказывать  о своих успехах и достижениях, вместе петь  фронтовые песни, которые актуальны  и  сегодня, и одинаково любимы людьми разных поколений. Такие трогательные встречи еще раз доказывают, что «не стареют душой ветераны». Они, несомненно,  одинаково нужны и старшему поколению и молодежи.

 К празднованию  годовщины Победы надо готовиться особенно тщательно, понимая, что к следующей круглой дате уже многих ветеранов может не быть среди нас. Предстоящая встреча должна стать торжественно-трогательной, впечатляющей и запоминающейся. А главное  –  значимой.

 Настоящие методические рекомендации могут стать руководством к действию при подготовке и проведении различных тематических мероприятий и праздновании годовщины Победы в ВОВ, в частности. Рекомендации по оформлению мероприятия, применение технологии массового мероприятия, знание факторов успеха и компонентов эффективности, теоретическое обоснование этапов подготовки мероприятий и, наконец, роль педагога в создании благоприятной атмосферы в творческом коллективе, несомненно, помогут в выборе модели деятельности педагога и детского коллектива.

 При наличии в арсенале воспитательной деятельности различных форм, можно существенно разнообразить творческую работу, прибегая к инициативе всех задействованных в процессе лиц, используя креативный потенциал каждого. Исходя из опыта проведения праздничных и тематических мероприятий, можно считать наиболее предпочтительной формой в конкретной ситуации игру по станциям. Именно так наиболее ярко удается выразить чувства и собственное отношение к героической странице в биографии страны.

 Прилагаемый сценарий праздника может оказаться полезными для методистов и педагогов Дома детского творчества при подготовке подобного мероприятия в своих учебных объединениях.

       Конкурс для учащихся 3-4 классов «Игры патриотов» проводится с целью повышения интереса к истории Великой Отечественной войны и   повышению интереса к произведениям отечественной литературы, современной и классической, чтение которой способно сформировать в юном читателе национальные нравственные идеалы.

    Основными задачами являются:

- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

- воспитание в духе патриотизма и любви к Родине;

- выявление интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- создание среды общения между учащимися общеобразовательных школ;

- обучение способности вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

    Конкурс может проходить в виде игры по станциям.  На каждую станцию назначается руководитель, который будет задавать вопросы участникам, оценивать их, а свои результат  ставить в маршрутные листы. После того, как команды проходят станции «Литературная», «Медицинская», «Государственная символика» и наплечные знаки»  баллы подсчитываются и выставляется итог. Станция «Творческая» оценивается отдельно от других станций, вот критерии, по которым жюри оценивает творческий конкурс:

·     соответствие тематике конкурса;

·     многожанровость;

·     артистизм, выразительность;

·     внешний вид,костюмы;

·     музыкальное сопровождение;

·     регламент.

 

                                Сценарий проведения  конкурса

«Игры патриотов».

     Звучит трек 1 /музыка на начало/,  на экране слайд  «Игры патриотов»

    Звучит трек 2.фанфары /выход ведущего/.

  

        Вед: Добрый день дорогие наши Юные патриоты, руководители, уважаемые члены экспертной комиссии. Я рада приветствовать вас на конкурсе «Игры патриотов».

  В нашей игре сегодня примут участие  команды./представление команд/

 

    Звучит трек 3 /отбивка/. Во время представления команд.

 

  Познакомимся с нашими судьями, которые будут судить вашу игру:

 

   Звучит трек 4 /отбивка на представление команд/.

   

    А теперь я вам расскажу в какой форме будет проходить наша игра сегодня. Предлагаю вам, дорогие участники, игру по станциям.

   Сейчас я прошу  подняться на сцену командиров команд, для раздачи вам маршрутных листов.

   

 

 

 Станция-«Литературная», ответственный  на станции …

вопросы по станции «Литературная»                     /см. Приложение 1/

   Станция: «Медицинская», ответственный  на станции …

вопросы по станции «Медицинская»                      /см. Приложение 2/

    Станция: «Викторина государственная символика», ответственный  на станции …

вопросы по станции                                                /см. Приложение 3/

    Станция: «Творческая». Свои творческие выступления на тему «Победа в сердце каждого живет» вы будет показывать нашему жюри, в актовом зале.

      На маршрутных листах  команд  проставляются баллы, заработанные на каждой  станции.

      После прохождения всех станций, вы сдаете маршрутные листы  экспертам

      Вед:Молодцы, ребята! Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями. А сейчас подведем итоги

       

  Трек 4 /вручение дипломов, сертификатов/

 

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей,

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Ждёт тебя за труд награда –

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути что мы прошли

Ничего нет лучше, краше

Милой Родине твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Песня вокальной группы «Моя Россия»

 

      Трек 5 /звучит музыка/, участники покидают зал

 

                                                                                                                         

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

    Вопросы и ответы к станции «Литературная».

 

1. Литература:

Булычев К.  Приключения Алисы.

Волков А.М.  Волшебник изумрудного города.

Носов Н.Н.   Незнайка в Солнечном городе: роман-сказка в двух частях.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

Воронкова Л. Девочка из города.

Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса.

Пушкин А.С. Сказки.

Драгунский В.  Денискины рассказы.

Медведев В.В.  Баранкин, будь человеком!

Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот.

Гайдар А. Тимур и его команда.

 

      К. Булычев. «Приключения Алисы».   /вопросы и ответы

 

1 На каком корабле отправилась Алиса со своим отцом в незабываемое приключение?/корабль «Пегас»/

2. Кого встретили Алиса и ее отец  ? /профессор Селезнев/ в самом начале своего пути и на какой планете тот советует побывать. /Громозека советует побывать на планете «Трех капитанов»/.

3. Кто  сидел за штурвалом космодрома  /космический волк- капитан Геннадий Полосков и механик Зеленый/ .

 

      Волков «Волшебник Изумрудного города». /вопросы и ответы/

 

1.В какой семье выросла главная героиня- девочка Элии, и из какой страны прилетела? /фермерская семья Смиттов, из степей Канзаса/

2. На чем, или в чем улетела Элли в Волшебную страну /в старом фургоне/.

3.Кто виноват в сильном урагане, поднявшимся над городом Элли , и какая преследовалась цель поднявшего этот ураган /Злой волшебницей Гингемой, захотевшей погубить весь город со всеми его жителями/.

 

          Носов Н.Н.   «Незнайка в Солнечном городе»

 

1.В какой город и на чем полетел Незнайка и его друзья  /На воздушном шаре, побывали в Зеленом городе, городе Змеевке/.

2. Что стал строить Знай      ка и его друзья, когда вернулись из путешествия в Зеленый город. /Знайка и его друзья стали строить  мост через речку Огуречную, и  тростниковый водопровод и  фонтаны, как в Зеленом городе. Коротышки сделали электрическое освещение, сделали телевизор/.

3.Как изменился Незнайка после путешествия /поумнел, стал изучать даже физику, но потом почему-то расхотел этим заниматься/.

       

              Воронкова «Девочка из города». /кроссворд/

 

1. Название села, где жила семья, приютившая главную героиню. /Нечаево/

2. Имя девочки, о которой говорится  в рассказе /Валя/.

3. Как звали одну из сестер,  в приютившей семье  /Таиска/.

4. Имя мальчика  в приютившей семье /Романок/.

Буква Йнапечатана на кроссворде. И теперь мы узнаем, в какое время происходили события рассказа Воронковой «Девочка из города».

 

        Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса.

 

               Задания даются в форме  выбора правильного ответа «Да или Нет».

 

1.Рассказы про трех девочек: Люсю Синицину и Люсю Косицину; или рассказ про четырех девочек Люсю Синицину, Машу Кислицину, Зою Пшеницину и Марину Зинину.

2. Рассказ как Коля Лыков стал звеньевым, или Вася Весельчаков был командиром.

3. Рассказ «Странный мальчик» о мальчике, который хорошо учился и помогал в учебе, или о том, что подошел к ребятам и стал с ними играть в прятки.

.

                  Сказки  Пушкина /изобразить/

 

1.Изобразить знаменитую сказку про трех красавиц, которые стремились занять вышестоящее положение в обществе /Сказка о царе Салтане/.    

2.Вспомнить и показать сказку, в которой действующие герои менялись друг за другом у знаменитого «окольцованного» дерева /У Лукоморья/.

3. Показать  отрывок из сказки./Сказка о золотой рыбке/.

 

                  Драгунский «Денискины рассказы» /кроссворд/

 

1. Как  в рассказе  называлась вторая собака, одну из которых звали Антоном. /Дымка/.

2. Про леопардов каких цветов есть рассказ у Драгунского/Зеленчатых/.

3. О каком  переулке рассказывает  отец Дениски.  /Арбузный/.

4. Сражение у какой речки описывает писатель  в этом рассказе /У Чистой/.

5.  Какое животное  описывает  Драгунский в рассказе про радио./Слона/.

6. Про какой бульон написано в рассказе? /Куриный/

7. На чем каталась девочка? /На шаре/.

    И мы узнаем как звали главного героя всех рассказов Драгунского./Дениска/.

 

                     Медведев «Баранкин, будь человеком» /кроссворд/

 

2. Каким трудолюбивым  насекомым  был Юра и Костя /Муравей/

3. Как фамилия  друга главного героя, который ленился хорошо учиться.

/Малинин/

4.В какое летающее насекомое с красивыми крыльями превратились два наших героя /бабочка/.

5.В какую  птицу превращались два друга ?/Воробей/

6. По какому предмету получили двойки наши герои, и из-за чего все началось? /Геометрия/.

7. Фамилия мальчика, которому предложили позаниматься с двоечниками на собрании. /Яковлев/.

Буква «Ч»напечатана в кроссворде.   Мы узнаем в конце повести какой сделали вывод  Костя Малинин и Юра Баранкин. Кем все-таки лучше всего быть? /Человеком/

    

           Э. Успенский « Дядя Федор, кот и пес»

 

1.Кто учил дядю Федора  в подъезде  есть бутерброд /Кот/.

2. Что нашли дядя Федор, кот Матросский и пес Шарик /Клад/.

3. Что сделали родители, чтобы найти своего мальчика, дядю Федора /Написали заметку в газету о его пропаже/.

 

                  Гайдар « Тимур и его команда»

 

1.С кем встречалась  неоднократно Женя в повести Гайдара. /С Тимуром/.

2. Чем занимались Тимур и его команда /Помогали людям, особенно опекали семьи бойцов Красной Армии/.

3. Кем оказался Тимур?/племянником Георгия Гараева/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Вопросы к станции «Медицинская». Оказание первой медицинской помощи

         При поражении электротоком

·        уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность;

·        проверить наличие у пострадавшего дыхания (определяется визуально по подъему грудной клетки; с помощью зеркала);

·        проверить наличие у пострадавшего пульса на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на переднебоковой поверхности шеи;

·        выяснить состояние зрачка (узкий или широкий); широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга.

   Во всех случаях поражения электрическим током вызов врача является обязательным независимо от состояния пострадавшего.

        При переломах, вывихах и растяжениях связок.

    При переломах и вывихах основной задачей первой помощи является обеспечение спокойного и наиболее удобного положения для поврежденной конечности, что достигается полной ее неподвижностью. Это правило является обязательным не только для устранения болевых ощущений, но и для предупреждения ряда добавочных повреждений окружающих тканей, вследствие прокалывания их костью изнутри.

           При кровотечении

   Наружное кровотечение может быть артериальным и венозным. При артериальном кровотечении кровь алого цвета и вытекает пульсирующей струей (толчками); при венозном кровотечении кровь темного цвета и вытекает непрерывно. Наиболее опасным является артериальное кровотечение.

   Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо:

·        поднять раненую конечность;

·        кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом, не касаясь пальцами самой раны; забинтовать раненое место;

·        при сильном артериальном кровотечении, если оно не останавливается повязкой, применять сдавливание кровеносных сосудов, питающих раненую область, при помощи сгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или закруткой; во всех случаях большого кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

     Можно быстро остановить артериальное кровотечение, прижав пальцами кровоточащий сосуд к подлежащей кости выше раны (ближе к туловищу). 

          При венозном кровотечении

    Венозное кровотечение лучше всего останавливается Давящей повязкой. На кровоточащий участок накладывают чистую марлю, поверх нее неразвернутый бинт или сложенную в несколько раз марлю, в крайнем случае сложенный чистый носовой платок. Примененные подобным образом средства действуют в качестве давящего фактора, который прижимает зияющие концы поврежденных сосудов. При прижатии бинтом такого давящего предмета к ране просветы сосудов сдавливаются, и кровотечение прекращается. В том случае, если у оказывающего помощь нет под рукой давящей повязки, причем пострадавший сильно кровоточит из поврежденной, то кровоточащее место надо сразу же прижать пальцами. При кровотечении из вены верхней конечности в некоторых случаях достаточно просто поднять вверх руку. В обоих случаях после этого на рану следует наложить давящую повязку.

            При обморожениях

    Растирать снегом замерзшие части тела не рекомендуется, так как в снегу часто попадаются мелкие льдинки, могущие расцарапать обмороженную кожу и вызвать нагноение. Для растирания замерзших частей тела следует применять сухие теплые перчатки или суконки. В помещении обмороженную конечность можно погрузить в таз или ведро с водой обычной комнатной температуры. Постепенно воду следует заменять более теплой водой, доводя ее до температуры тела (37 град. С).  После того как обмороженное место покраснеет, его следует смазать жиром (маслом, салом, борной мазью) и завязать теплой повязкой (шерстяной, суконной и т.п.). После перевязки обмороженную руку или ногу следует держать приподнятой, что облегчает боль и предупреждает осложнения.

        При обмороке, тепловом и солнечном ударах и отравлениях

·        При обморочном состоянии (головокружение, тошнота, стеснение в груди, недостаток воздуха, потемнение в глазах) пострадавшего следует уложить, опустив голову и приподняв ноги, дать выпить холодной воды и нюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом. Класть на голову примочки и лед не следует. Так же следует поступать, если обморок уже наступил.

·        При тепловом и солнечном ударах, когда человек, работающий в жарком помещении (например, в котельной), на солнцепеке или в душную безветренную погоду, почувствует внезапно слабость и головную боль, он должен быть немедленно освобожден от работы и выведен на свежий воздух или в тень.

·        При появлении резких признаков недомогания (слабая сердечная деятельность - частый, слабый пульс, бессознательное состояние, поверхностное, слабое стонущее дыхание, судороги) необходимо удалить пострадавшего из жаркого помещения, перенести в прохладное место, уложить, раздеть, охладить тело, обмахивать лицо, смачивать голову и грудь, обрызгивать холодной водой.

·        При прекращении дыхания или резком его расстройстве следует делать искусственное дыхание. Немедленно обратиться к врачу.

·        При отравлении ядовитыми газами, в том числе угарным, ацетиленом, природным газом, парами бензина и т.д. появляется головная боль, шум в ушах, головокружение, тошнота, рвота; наблюдается потеря сознания, резкое ослабление дыхания, расширение зрачков. При появлении таких признаков следует немедленно вывести пострадавшего на свежий воздух и организовать подачу кислорода для дыхания. Одновременно необходимо сразу же вызвать врача.

·        При заметном ослаблении дыхания необходимо производить искусственное дыхание с одновременной подачей пострадавшему кислорода.

 

           Первой помощи утопленникам              

   У вытащенного из воды человека в верхних дыхательных путях содержится много воды или пенистой жидкости. Не теряя времени, следует удалить воду из желудка утопленника. Открыть рот и удалить воду можно одним приемом: спасатель кладет пострадавшего грудной клеткой на свое бедро, одновременно пропускает свои руки под мышки пострадавшего и накладывает с обеих сторон большие пальцы рук на верхние края нижней челюсти, остальными четырьмя пальцами обеих рук нажимает на подбородок, опуская нижнюю челюсть пострадавшего вниз и выдвигая ее вперед. Открыв рот пострадавшему, спасатель приступает к удалению воды. Не нужно стремиться удалить ее всю, важно добиться чтобы не было воды и пены в верхних дыхательных путях. После того как удалена вода приступают к искусственному дыханию методом "изо рта в рот" или "изо рта в нос". Всю подготовку к искусственному дыханию нужно проводить быстро, но с осторожностью. У утопленников побелевших, как правило, воды в дыхательных путях нет, поэтому после извлечения из воды надо сразу приступить к искусственному дыханию и массажу сердца.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

                 Станция 3 «Наплечные знаки. Государственная символика»

      Наплечные знаки различия воинских званий Российской Федерации.

 

·        Полковника - три звезды, из которых две нижние звезды  расположены  с  двух сторон посередине между продольной осевой линией  и краем погона, третья звезда - выше первых двух на продольной осевой линии погона;

·        подполковника   - две звезды, расположенные с двух сторон посередине между продольной осевой линией и краем погона;

·        майора  (капитана  3  ранга)  -  одна  звезда,  расположенная  на продольной осевой линии погона;

·        капитана  (капитан-лейтенанта)  -  четыре  звезды, из которых две нижние  звезды  расположены  с двух сторон посередине между продольной осевой  линией и краем погона, третья и четвертая звезды - выше первых двух на продольной осевой линии погона;

·        старшего  лейтенанта  -  три звезды, из которых две нижние звезды расположены  с двух сторон посередине между продольной осевой линией и краем  погона,  третья  звезда - выше первых двух на продольной осевой линии погона;

·        лейтенанта  -  две звезды, расположенные с двух сторон посередине между продольной осевой линией и краем погона;

·        младшего  лейтенанта  -  одна звезда, расположенная на продольной осевой линии погона;

·        старшего    прапорщика   (старшего   мичмана)   -   три   звезды, расположенные на продольной осевой линии погона;

·        прапорщика  (мичмана)  -  две звезды, расположенные на продольной осевой линии погона;

·        старшины   (главного   корабельного   старшины)  -  одна  широкая продольная нашивка;

·        старшего  сержанта  (главного старшины) - одна широкая поперечная нашивка;

·        сержанта (старшины 1 статьи) - три узкие поперечные нашивки;

·        младшего  сержанта  (старшины  2  статьи)  - две узкие поперечные нашивки;

·        ефрейтора (старшего матроса) - одна узкая поперечная нашивка.

 

Символика Российской Федерации.

 

Обозначение: К государственным символам относятся Государственный гимн, Государственный флаг и Государственный герб. Существует музыкальное обозначение государства – это его гимн.

   1. Государственный герб обозначает присутствие государства в лице его учреждений, полномочий и т.п., а также используется для непосредственной идентификации конкретного государства в ряду других государств (в международных структурах и т.п.). Изображение государственного герба на печатях, бланках, денежных знаках и т.п. гарантирует ответственность государства и свидетельствует о его правомочности в данной области правоотношений. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос: верхней-беллого, средней- синего, нижнего- красного цветов. /Эмблема государства. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах.

  2. Что такое гимн. Где его можно услышать?

/ На торжественных встречах, международных соревнованиях, встреча президентов/.

  3. Что означает триколор российского флага?

/белый цвет означает мир, чистоту, надежду;

Синий- цвет безоблачного неба, верности и правды;

Красный цвет- цвет крови, жизни/.

  4.Что такое флаг? Где можно увидеть флаги?

/Прикрепленное к дереву полотнище определенного цвета или нескольких цветов. Флаги можно увидеть на кораблях, правительственных зданиях.

 

 

                                     Используемая литература

Используемая литература для станции «Литературная»:

·        Булычев К.  Приключения Алисы.

·        Волков А.М.  Волшебник изумрудного города.

·        Носов Н.Н.   Незнайка в Солнечном городе: роман-сказка в двух частях.

·        Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

·        Воронкова Л. Девочка из города.

·        Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса.

·        Пушкин А.С. Сказки.

·        Драгунский В.  Денискины рассказы.

·        Медведев В.В.  Баранкин, будь человеком!

·        Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот.

·        Гайдар А. Тимур и его команда.

Используемая литература для станции « Медицинская»:

·         http://www.blogoduma.ru/pervaja_pomosch;

·         http://scienceport.ru/library/liball/2167-pravila-okazaniya-pervoy meditsinskoy-pomoschi/.

 

    Используемая литература для станции «Государственная символика,     наплечные знаки»:

·   http://www.politika.su/gos/simv.html;

·   http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166570/?frame=5

 

 

            Надеюсь, что информация, находящаяся в этой методической разработке будет для Вас не только интересной, но нужной и полезной!