Всероссийский дистанционный конкурс "Педагогического мастерства"


Методическая разработка   на тему: «Урок мужества "Что мы знаем о детях – героях Великой Отечественной войны"

                                                                             

                                                             Автор:

                                                             Сидорова Ирина Сергеевна,

                                                             методист, педагог учебного

                                                             объединения «Юный патриот»

                                                             МБОУДОД «ДДТ»

                                                             

                                                        Чебоксары, 2015

 

Пояснительная записка.

       В 2015 году наша страна отмечает знаменательную дату – 70-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ над фашистской Германией.  Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но и ныне родные тех, кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной войны, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. И память о павших в войне будет жить вечно, передаваясь от поколения к поколению. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, ибо эти жертвы не были напрасны - без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего.

      Эта методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования ДДТ.

      Актуальность темы заключается в праздновании великой победы советских войск над фашистской Германией.

     Перед нами стоит важнейшая задача – сохранить эту память на долгие годы. Ведь забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который  чтим и уважаем во всем мире.

     Новизна данной работы заключается в том, что «Урок  мужества» проводится для  3-4 -х классов, ему  предшествует большая совместная работа педагога  и учащихся. Используются индивидуальные и групповые методы работы, живые рассказы участников войны, ИКТ.

         Целью мероприятия является

      формирование представлений о подвигах юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., патриотизма, благодарности к старшему поколению

         Задачи:

·        познакомить учащихся с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-45гг; обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю их родных в годы войны;

·        воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, чувства благодарности к пионерам-героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны;

·        развивать чувство гордости за соотечественников – ровесников, не пожалевших своей жизни во время великой Отечественной войны; формировать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии.

        Форма: Урок-лекция, урок-практическая работа.        

        Методы: Рассказ, беседа, использование иллюстраций, мультимедийных презентаций.

         Оборудование:   компьютер, экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр, аудиозаписи.

         Урок-мужества предполагает знакомство учащихся с пионерами -  героями Великой Отечественной войны, с малоизвестными фактами участия наших земляков в военных событиях, позволяет оптимально усвоить материал обучающимися, повышает их эмоциональное восприятие, интерес к происходящему и развивает все виды мышления у детей. Несомненно, эффективность таких мероприятий превосходит все ожидания.

Ожидаемые результаты учащихся:

 

·        осознание ответственности за судьбу Родины, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·        расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны:

познакомиться с пионерами-героями, ветеранами – малолетними тружениками тыла и сформировать свое отношение к ним

·        активное участие школьников во всероссийской акции «Георгиевская лента».

 

    Всё это развивает индивидуальные, творческие способности и инициативу у учеников, создаёт условия для формирования интеллектуальных и практических умений, даёт возможность ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал. В ходе этой работы формируется мировоззрение учеников, патриотические чувства.

Возрастная группа детей 9 – 12 лет.

УРОК МУЖЕСТВА.

"Что мы знаем о детях – героях

Великой Отечественной войны"

 

 

Пускай ты умер!..

Но в песне смелых и сильных духом

всегда ты будешь живым примером,

призывом гордым к свободе, к свету!

Максим ГОРЬКИЙ

 

Ход  мероприятия.

 

         1941 год. Начало Великой Отечественной войны.  Война – это 4 года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. 4 года длилась эта страшная, жестокая война. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами.

Сегодня мы поговорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью.

Дети военных, огненных лет!

 Вы познали горечь потерь и утрат.

 Родина делала все, чтобы оградить вас от беды, уберечь, спасти.

Вас везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда.

 Вас выносили на руках из-под развалин.

С вами делились последним бойцы, уходившие в бой.

Даже во вражеском тылу вам давали учебники: учитесь, не век же быть войне.

Вы делили со страной и радость побед, и горечь поражений.

Вы познали тяжелую науку ненависти, она звала вас в бой!

Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков.

Мы познакомимся с судьбами детей, проявивших мужество и стойкость, верность Родине и народу. Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Дети трудились на полях и заводах, собирали металл и лекарственные травы.

         До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришла война.  На их хрупкие плечи мальчиков и девочек легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

         Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.   Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье. 

          Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Запомните их имена.

Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик.

“Нет сказали мы фашистам

Не потерпит наш народ

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом “брот”.

И от моря и до моря

Встали русские полки

Встали с русскими едино

Белорусы, латыши,

Молдоване, чуваши.

Все советские народы

Против общего врага

Все, кому мела свобода

И Россия дорога.

Не опишешь в этой были

Немцев били там и тут,

Как побили – так салют.

От бескрайней равнины сибирской

До полеских лесов и болот

Подымался народ богатырский

Наш великий советский народ,

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил

Над Берлином победное знамя

Знамя правды своей водрузил.

Он прошёл через пламя и воду

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава, герою народу!

Слава, Армии этой страны!

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.

Дети исполняют “Песню о пионерах героях”.

Музыка А. Пахмутовой,  слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры – герои

Навечно остались в строю!

Припев:

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

“У нас один, один лишь путь – к победе!

И нету других дорог!”

Шагают они на параде,

Равняя невидимый ряд,

Правофланговыми в каждом отряде

Ребята – герои стоят!

Припев.

Мы в жизни, мой друг и ровесник,

Дорогой героев пойдем.

Подвиги их мы запомним, как песню,

И сами ее допоем! 

Валя Котик


Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников.
   Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.   Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
      Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.  Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

 Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.


   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Марат Казей


...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
   За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, Адой, Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
   Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою. 

Зина Портнова    

   Война застала ленинградскую школьницу Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
   ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
   Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
   Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Ученик: 10 апреля 1954 года решением ЦК ВЛКСМ учреждена  Книга Почета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. В нее занесено 108 имен пионеров, бесстрашно боровшихся с врагами Родины и совершивших героические поступки в борьбе с фашистами, проявивших лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, принципиальность, бдительность и находчивость (перечисляются имена отдельных пионеров).

 

Ребята! Головы склоните!
Руки, салютуя, поднимите!
Смолкни, барабан!
И, сердце, бейся тише!
Мысленно пусть станут перед строем
На войне погибшие – герои.
Помним мы юных,
Горды их делами,
Память о них не сотрут года.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь это память-наша совесть!

Она, как силы, нам нужна.

Потомок мой. Иду к тебе сквозь годы.

Оливковая ветвь в моей руке.

Пусть все твои печали и невзгоды-

Как тонкий облик, тают вдалеке.

И не огонь, не смертные раскаты,

А пусть над этой ширью ветровой

Всегда встают рассветы и закаты,

Как продолженье радости земной.

И по земле, по всем меридианам,

Пусть мир звучит на разных языках,

Да отзовется он за океаном

И на других, на всех материках.

Вот как-то раз в дожди осенние,

В чужой степи, в чужом краю

Полк оказался в окружении

И командир погиб в бою,

Ну как же быть, ну как же быть?

Ну что ж трубач, тебе трубить!

 

 

      Ребята, сегодня мы с вами испытали чувство прикосновения к Подвигу, свершенному вашими сверстниками – мальчишками и девчонками сороковых годов. Надеюсь, что вы уйдете с сегодняшнего Урока Мужества светлыми, мужественными, смелыми и добрыми, какими встают перед нами со страниц истории Мальчишки и Девчонки  Великой Отечественной, дети народа-воина, народа-победителя.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

·        Дик Н., Сгибнева Е. - Изд.: Как воспитывать ребят без напряг и передряг. Оригинальные методы воспитательной работы в 8-11 классах: Феникс, 2007

·        Дик Н., Боброва Л.- Классные идеи для классного руководителя: методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы: Феникс, 2009

·        “Песни, опаленные войной”/Авторы-составители В.В. Ишин, Ю.И. Кочетков, А.А. Бочкарев, - Астрахань, 2005.

·        Интенрнет-ресурс http://bibnout.ru/

·        Интенет-ресурс http://www.rupoem.ru/

·        Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

·        Ю.Корольков «Пионеры-герои. Леня Голиков. Москва.  Малыш. 1979

·        «Пионеры-герои». Очерки. Минск. 1985