Печатается согласно решению администрации ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛУГАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ВОСТОК»

                  

 

Составитель:

Н.В.Шишкова, методист ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛУГАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ВОСТОК»

 

                  

В помощь руководителям творческих объединений учреждений дополнительного образования: методические рекомендации руководителям кружков, клубов, секций и других форм работы  учреждений дополнительного образования/Н.В.Шишкова. – Луганск, 2017. – 32с.

 

 

                   Целью данного издания является оптимизация учебного процесса в  учреждениях системы дополнительного образования для достижения задач учебно – воспитательного процесса путем активного использования здоровьесберегающих технологий. Адресовано педагогам  учреждений дополнительного образования.

 

 Введение

 

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности является образование как основа полноценного развития личности. Физическое и    духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе  развития новообразованной Луганской Народной Республики должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Закон Луганской Народной Республики «Об образовании» и ряд других принятых и готовящихся документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание      условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях приоритетными.              

  Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная.

Среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня здоровья обучающихся, ведущая роль традиционно отводилась, с одной стороны, несоблюдению физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, с другой стороны – большому объему учебной нагрузки. С исследовательской точки зрения В.Р. Кучмы, состояние здоровья детей и подростков определяются уровнем достигнутого физического развития и его гармоничностью, функциональным состоянием органов и систем, наличием или отсутствием  функциональных отклонений и заболеваний, резистентностью организма.

Поскольку понятие здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет тесную связь всех составляющих здоровья (соматическое, физическое, психическое и нравственное) в контексте целостности человека, то и само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.  В основе обучения и формирования здорового образа жизни в условиях учреждений дополнительного образования должен лежать учёт взаимовлияний наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека.

В работе учреждений дополнительного образования необходимо констатировать наличие следующей ведущей проблемы: противоречия между потребностями обучающихся и их семей, необязательностью и безоценочностью обучения, требованиями новых государственных стандартов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся  и отрицательной динамикой физического состояния детей.

Обучение и воспитание ребенка в системе дополнительного образования должны приобрести здоровьесберегаю­щий  и оздоровительный характер. Большим подспорьем в данном случае является мотивация детей в получении образовательных услуг системы дополнительного образования.

Выполнение только лишь требований действующих в Луганской Народной Республике Санитарных правил и норм также не дает положительных результатов, да и не везде эти требования выполняются по ряду объективных причин, вызванных, в первую очередь, отсутствием необходимой материально-технической базы и финансирования соответствующих статей бюджета.

Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Мнения ученых по этому вопросу крайне противоречивы. Так, одни из них (например, Н.В.Репкин), анализируя развивающую систему Эльконина-Давыдова, теоретически обосновывает, что развивающее обучение должно приводить к ограничению учебной нагрузки, к уменьшению объема домашних заданий, снижению уровня учебной тревожности, способствуя тем самым сохранению здоровья детей. Исследования физиологов (М.В.Антроповой, Л.М. Кузнецовой) показали наличие противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья обучающихся.

Для формирования всесторонне развитой личности имеет большое значение задача поиска и прогнозирования новых методов, приемов, технологий, соответствующих форм и организации учебно-воспитательной деятельности и нового ее содержания. Необходимо создать модель образовательной технологии, позволяющей уменьшить отрицательное влияние учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья детей. Такие возможности открываются перед учреждениями дополнительного образования.

  

1.Понятие и сущность здоровьесберегающих технологий

 

         Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой — приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы учреждений дополнительного образования, включает последовательное формирование в учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение обучающимися профильного дополнительного образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в современных условиях, рассматривается исследователями состояние здоровья обучающихся, уровень сформированности культуры здорового образа жизни. В современной научной литературе нет единого, общепринятого понятия «здоровье», раскрывающего его сущность.

         Из всего многообразия определений здоровья выделяют основные, в которых здоровье определяется:                                   

1)как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

2)как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность;

3)как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;

4)как качество приспособления организма к условиям внешней среды.

Здоровье человека является приоритетной социальной ценностью человека. Говоря о здоровье, ученые опираются на определение этого понятия Всемирной Организации Здравоохранения, в то же время, признавая здоровье ребенка процессом приспособления растущего организма к постоянно меняющимся условиям среды в течение всех периодов детского онтогенеза и рассматривают адаптационные возможности организма как меру здоровья.                        

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 4 до 19 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях общего и дополнительного образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни.

По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д. К тому же в условиях, созданных нашему молодому государству внешними агрессорами, уровень благосостояния общества не может находится на уровне стабильной положительной динамики.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана и монитора. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

 

Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в обучении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на занятиях. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость— это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Именно поэтому содержательный досуг, смена деятельности и гибкость учебно-воспитательного процесса – большие плюсы учреждений дополнительного образования.

Близкими к здоровьесберегающим технологиям являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в общеобразовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация обучающихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т. п..

Традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Следует учесть, что утомительность отдельно взятого занятия не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности, переживания о школьных домашних заданиях), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Здоровье современных детей формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и т.д.). Важно отметить роль так называемых «управляемых факторов» - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование обучающихся. При этом необходимо подчеркнуть, что 20% факторов приходится на условия образовательной среды, так как большую часть дня (более 70% времени) обучающиеся проводят в учреждениях образования.

Состояние здоровья детей, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является задачей нашего молодого государства, требующей комплексного стратегического решения. Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе дополнительного образования. Это работа педагога – руководителя творческого объединения, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у обучающихся интерес к своему кружку (клубу, студии, секции, коллективу), устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

          Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. 

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией ученые понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками и родителями, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной программы, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.Учет особенностей возрастного развития обучающихся воспитанников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям    памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    обучающихся   данной группы (уровня согласно программы).

3.Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4.Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

 

2.Виды и средства здоровьесберегающих технологий

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

·        организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебно-воспитательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

·        психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой руководителя творческого объединения на занятии, воздействием, которое он оказывает все 45 (30) минут на своих воспитанников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

·        учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с воспитанниками, просвещение их родителей.

Проведение занятий на свежем воздухе в рамках работы отдельно взятого творческого объединения (не только эколого-натуралистического направления) способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих  развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение  санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Формы и виды деятельности по здоровьесбережению:

1.     Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебно-воспитательного процесса.

2.     Различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм обучающихся.

3.     Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления обучающихся.

4.     Система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития воспитанников.

5.     Разработка, утверждение и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

6.     Служба психологической помощи педагогам и  обучающимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому воспитаннику, формированию доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

7.     Мероприятия, направленные на укрепление здоровья воспитанников и руководителей творческих объединений, создание условий для их гармоничного развития.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые в системе дополнительного образования, но в последнее время все чаще включаемые и во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии  включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только воспитанников, но и их родителей, а также педагогов;    

Физкультурно-оздоровительные технологии  в дополнительном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дополнительного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

  

Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми во время, свободное от общеобразовательной деятельности, обеспечение социально-эмоционального благополучия развивающейся личности и растущего организма.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дополнительного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

 

Педагогические

здоровьесберегающие

технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые: игро-тренинги, игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика

 

 

3.Принципы использования здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования

 

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения дополнительного образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

       Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить воспитаннику творческого объединения возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении дополнительного образования, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить  использовать  полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма  в динамике (начало- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья детей.

      На основании изложенного определена и главная цель внедрения здоровьесберегающих технологий: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса у обучающихся за счет средства здоровьесберегающих технологий.  

         Основные задачи:

-формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

-обучать воспитанников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья;

-добиваться того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

-воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у обучающихся.

- обеспечивать организацию образовательного процесса, предотвращающую формирование у обучающихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех руководителей творческих объединений и специалистов к внедрению в работу учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий;

- проведение тематической работы с родителями обучающихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

      Цели здоровьесберегающих технологий определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

/                                                    \

общеметодические                                 специфические

       Общеметодические – это основные  положения, определяющие содержание, организованные формы методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

         Принцип сознательной активности нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания,  устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышение сознательности и активности способствует применению педагогом специальных методических  приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления.

Принцип активности – предполагает в обучающихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использования форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

        Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.      Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип оздоровленной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

      Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии, др.).

Принцип формирования ответственности у обучающихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

        Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать воспитанников применять свои знания на практике, используя окружающую действительность  не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

 

4.Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

 

Реализация  учреждениями дополнительного образования функции сохранения и укрепления здоровья предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, Н.К. Смирнов предлагает выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а также и разные формы и методы работы:

1.              Медико-гигиенические технологии.

2.              Физкультурно-оздоровительные.

3.              Экологические здоровьесберегающие технологии.

4.              Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

5.              Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Предлагаются и другие основания для классификации, например, по характеру воздействия, организационным особенностям.

Методика «зрительных горизонтов» В.Ф. Базарного

 (для профилактики нарушения зрения).

Согласно этой методике, педагогам рекомендуется  работать с детьми в режиме максимального удаления от детей дидактического материала. Сохранению зрения обучающихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время занятия. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено предметами на рабочей поверхности стола. Неизбежная притом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к возникновению близорукости. Данная патология органа зрения ухудшает точную оценку формы и величины предметов. Это в целом приводит к еще большей ущербности зрительного восприятия, особенно у детей с низкими интеллектуальными способностями. Эта методика принципиально не затрагивает содержание педагогического обучения. Она направлена на повышение эффективности зрительного восприятия, а следовательно, и обучения. Так же для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция.

Методика В.Ф. Базарного для коррекции осанки.

Работа с детьми на занятиях осуществляется в режиме «динамических поз». Суть методики заключается в периодической смене рабочей позы: перевод детей из статической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение занятия таким образом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не превышало 10 минут. Особенно актуально на занятиях, в которых предусмотрена длительная работа с инструментами и материалами (макраме, бисероплетение, судомоделирование, др.).

Формирование у детей на занятиях правильного отношения

к своему здоровью.

Педагог может активно формировать навыки здорового образа жизни и правильное отношение к здоровью у детей непосредственно на занятиях в творческом объединении. К тому же, большинство программ творческих объединений интегрируют в своем содержательном подходе подготовку по нескольким предметным направлениям. Л.Ф. Тихомировой был предложен методический прием «вставки о здоровье»:

   1). «Вежливые слова и здоровье»,

   2). «Знакомство детей с текстами о здоровье»,

   3). «Вставки о безопасном поведении».

         Динамика умственной работоспособности воспитанников в ходе учебно-воспитательной деятельности во многом зависит то ее исходного уровня, который в свою очередь связан с состоянием здоровья, физическим развитием, функциональными возможностями организма, суточным режимом и другими факторами. Дети с ослабленным организмом испытывают большее утомление, которое сначала ощущается нечетко, как нечто неуловимое, мешающее работать, но вполне преодолимое. Постоянная борьба с самим собой, постоянное преодоление переутомления приводят к систематическому перенапряжению нервной системы, а потом вызывают психическое переутомление. Как правило, такие дети малоподвижны и испытывают большой дефицит двигательной активности.      

Недостаточность движений является неблагоприятным фактором, препятствующим полноценному, гармоничному развитию человека. У малоподвижных детей значительно снижается иммунитет против инфекций, в результате чего они чаще болеют простудными заболеваниями, наблюдается повышенная утомляемость и низкая физическая работоспособность. Поэтому польза от занятий в творческих объединениях хореографического и спортивного направления работы явно очевидна.

В то же время многими авторами доказано, что физические упражнения и двигательная активность являются идеальным средством снятия чрезмерного нервного напряжения. Е.Г. Мильнер, И.Г. Скачков, А.Г. Хрипкова и др. считают, что физические упражнения оптимизируют нервно-психическое состояние сердечно-сосудистой системы, положительно влияют на организм и всю нашу деятельность, нормализуют сон, активизируют память и интеллект.

После занятий в общеобразовательном учреждении у детей наблюдается усталость, которая выражается в снижении работоспособности: ребенок становится вялым, медленным, а в некоторых случаях раздражительным. Такое состояние можно устранить, если последующей деятельностью станут занятия в спортивной секции или же любая другая творческая деятельность.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном учреждении дополнительного образования зависит от:

типа учреждения дополнительного образования;

конкретных учреждения  дополнительного образования;

организации здоровьесберегающей среды;

от программы, по которой работают руководители творческих объединений;

продолжительности пребывания детей в образовательном учреждении;

от показателей здоровья обучающихся;

профессиональной компетентности педагогов.

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. 

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости обучающихся. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния обучающихся и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать обучающимся инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.  

Гимнастика корригирующая – в различных формах работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. 

Технологии обучения здоровому образу жизни:

·         Элементы физкультурного занятия – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Продолжительность проведения зависит от возраста участников. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. 

·         Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, желательно именно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения руководителя в процесс игровой деятельности. 

·         Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Может органично вписываться в тематику проводимых по программе занятий. 

·         Занятия из серии «Уроки здоровья» - 1 раз в неделю по 30 мин. Могут быть включены в планируемые занятия в качестве познавательного развития.

·         Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах. Необходимо объяснить обучающемуся серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

·         Точечный массаж. Проводится в преддверии сезонного увеличения заболеваемости, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). 

Коррекционные технологии: 

·         Технологии музыкального воздействия – в различных формах; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. 

·         Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Рационально и желательно привлечение  психолога. 

·         Сказкотерапия –Занятия или его отдельные элементы используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

·         Технологии воздействия цветом – как элементы или отдельное  специальное занятие в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в кабинете творческого объединения снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе учреждения дополнительного образования здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации каждого образовательного учреждения.

По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

·         медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность);

·         образовательные (информационно-обучающие и воспитательные);

·         социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения);

·         психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

·         технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные);

·         педагогические технологии, содействующие здоровью;

·         технологии, формирующие здоровый образ жизни.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на следующие группы.

1. Защитно-профилактические технологии. К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления обучающихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т.п.

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. При использовании этого вида технологий ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, физкультминутки и физкультпаузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности занятий определенного направления внешкольной работы, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение.

3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры — температурное закаливание, физические нагрузки. В психотерапии немало приемов, помогающих вывести пациента из состояния депрессии, уныния, фрустрации. В рамках педагогических техник и педагогической психотерапии руководители творческих объединений пользуются многими подобными приемами на занятиях в творческих объединениях всех направлений деятельности.

4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье — своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. К таким технологиям относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные обучающимся, их родителям и педагогам.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие. Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в учреждении кабинета физиотерапии (спелеотерапии) и ее элементов, цветовой подсветки в кабинетах творческих объединений, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для обучающихся и руководителей кружков и т.п.

Отдельное место занимают социально адаптирующие и личностно развивающие технологии,  обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

Обратимся к статистическим данным по Российской Федерации ввиду отсутствия по объективным причинам полной картины и мониторинга соответствующей информации в Луганской Народной Республике.  Анализ состояния здоровья детей школьного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23% до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16% до 17,3%. В среднем, на каждого школьника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20% - 27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей школьного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20% - 30% детей старшего школьного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей.

         Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, должна быть продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии валеологического просвещения родителей

Главными направляющими ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в учреждении дополнительного образования, ломая стереотип о исключительно досуговой направленности, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных досугах и праздниках.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у воспитанников, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

 

5.Основные показатели рациональной организации учебно-воспитательного процесса

Основные формы организации обучения.

В системе дополнительного образования  весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и обучающихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка.

Игровые технологии, протекающие в специально организованных условиях по определенным правилам, разворачиваясь на деятельностной основе путями и средствами, адекватными возрасту обучающихся, постепенно разовьются в учебно-воспитательную деятельность.

       Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в образовательное учреждение, имеют важное значение для организации учебно-воспитательного процесса, поскольку они помогают ребенку быстрее осваивать то, что ему интересно. Только при правильной организации учебно-воспитательной деятельности (строгое соблюдение режима занятий; построение занятия с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления обучающихся. 

С целью повышения уровня учебно – воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации на занятиях, проводить физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вносить игровых ситуаций. 

           Общая дидактическая структура занятия имеет три компонента:

- актуализация прежних знаний и способов действий;

- формирование новых знаний и способов действий;

- формирование умений.

И задачи, и содержание занятия, и его структура, и  методы обучения - все это должно быть направлено на то, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на занятии.

Основные показатели рациональной организации

 учебно-воспитательного процесса.

Показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

1)       объём учебной нагрузки – количество занятий и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение самостоятельных заданий;

2)       нагрузка от выполнения школьных домашних заданий: их частота, продолжительность, виды и формы работы;

3)      занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, элементы физической культуры; спортивные занятия и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний занятий в учреждении дополнительного образования определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном расписании должны быть учтены сложность и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу.

Рациональная организация занятия – важная составная часть здоровьесберегающей работы образовательного учреждения. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебно-воспитательной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние руководителя творческого объединения, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье обучающихся.

Кроме того, определяются и фиксируется психологический климат на занятии, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение обучающимися правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение занятия.

Для предотвращения наступления у обучающихся утомления необходимо учитывать, что первые 3–5 минут любого занятия занимает «врабатывание», т. е. привыкание к руководителю и тематике творческого объединения. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10–15 минут для младшего школьного возраста, 20–25 – для среднего звена, 25–30 – для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность обучающихся заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в коллективе.

Каждый педагог должен уметь проводить физкультминутки на своих занятиях, учитывая специфику своего творческого объединения. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3–5 физических упражнений во время занятия при изучении теоретического цикла (2–3 минуты) или занятия ручным трудом (5–7 минут). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство обучающихся младшего школьного возраста не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный настрой педагога и обучающихся.

 

 

6.Критерии оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности педагога дополнительного образования

         Результатом реализации  функции сохранения и укрепления здоровья  образовательным учреждением, с нашей точки зрения, должно стать создание здоровьесберегающей среды.

Прежде чем вводить понятие «здоровьесберегающая среда», следует определить понятие среда. М.Я. Басов определяет среду как «отрезок действительности, в связи с которым живет человек и отношения с которым являются жизненно значимыми для него».

Субъектами здоровьесберегающей среды должны быть не только обучающиеся и преподаватели, а также все специалисты, работающие в образовательном учреждении, и, конечно же, родители. Поэтому необходимо формирование ценностных ориентаций и установок на здоровье и здоровый образ жизни всех основных субъектов образовательной среды через их систематическое обучение.

          Как показали результаты исследований, только работа в трех направлениях, с обучающимися, педагогическим коллективом и родителями, дает положительные результаты. Опираясь на теоретические выводы исследователей в данной области, были определены основные характеристики здоровьесберегающей  образовательной среды в учреждении дополнительного образования:

·       создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, соответствующих не только требованиям СаНПиНов, но и индивидуальным особенностям ребенка, создание благоприятного психологического климата; социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов, выявленных в процессе исследования;

·       создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности  каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;

·       оптимальная, физиологически оправданная организация учебно-воспитательного процесса, использование средств оптимизации в учебном процессе;

·       учебно-методическое обеспечение, соответствующее разным адаптационным способностям обучающихся, коррекция содержания образования (внесение соответствующих изменений в учебные планы и программы); введение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в преподавании по всем направлениям внешкольной работы;

·       формирование физической культуры как фактора гармонического развития физических и духовных качеств личности, применение способов укрепления физического здоровья воспитанников в процессе обучения;

·       исследование потребностей ребенка, формирование ценностного отношения к здоровью, формирование навыков здорового образа жизни, формирование культуры здоровья;

·       субъектное включение детей и подростков в организацию процесса здоровьесбережения;

·       изучение педагогического процесса, разработка  и использование экспертно-функционального подхода, позволяющего анализировать влияние педагогического процесса, новых педагогических технологий на здоровье;

·       использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

·       разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения  и укрепления здоровья.

Выделяя функцию сохранения здоровья как одну из ведущих функций образовательного учреждения, Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко описывают и диагностический аппарат для отслеживания эффективности реализации этой функции. Среди рекомендуемых показателей ими названы: соотношение практически здоровых детей и детей, имеющих хронические заболевания;    количество детей, имеющих  наиболее распространенные заболевания; уровень физического развития.

Исследования, проведенные Л.Ф. Тихомировой и соавторами, для  изучения условий  реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей учреждениями дополнительного образования и определение ведущих характеристик здоровьесберегающей среды позволили  установить критерии и показатели для  отслеживания эффективности деятельности оговариваемых  образовательных учреждений. Ими были разработаны критерии оценки эффективности здоровьесберегающей педагогической деятельности в образовательном учреждении: медицинский, дидактический, воспитательный .

1. Медицинский критерий: использование таких показателей, как число дней и случаев, пропущенных по болезни в полугодие, год;  «индекс здоровья». Можно воспользоваться также данными профилактических осмотров (полученными от родителей или социально-психологической службы общеобразовательного учреждения), изучать в динамике распространенность тех или иных хронических заболеваний.

2. Дидактический критерий: соответствие содержания, объема информации, педагогических технологий индивидуальным особенностям обучающихся, уровню их обученности, уровню их здоровья. Можно использовать такие показатели, как внимание, работоспособность, эмоциональный настрой, отношение к работе в кружке. Усталость, перегрузка, отклонения в состоянии здоровья ведет в свою очередь к снижению интереса к новой познавательной деятельности. Поэтому именно эти показатели могут быть выбраны для оценки мотивации. Существующее взаимное влияние учебно-воспитательного процесса и здоровья позволяет по уровню успешности и работоспособности судить косвенным образом  о здоровье обучающихся.

3. Воспитательный критерий предполагает использование таких показателей, как реализация на практике деятельности по сохранению здоровья педагогами и воспитанниками и следование принципам здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, культура здоровья.

Таким образом, для  формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования необходимы  следующие преобразования:

- Внесение новых элементов в структуру образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих технологий.

- Изменение условий образовательной среды и режима работы учреждения.

- Улучшение материально-технической и методической базы учреждения.

- Формирование культуры здоровья у педагогов, обучающихся и родителей.

- Расширение сотрудничества между образовательными учреждениями в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.

- Разработка и внедрение единой модели  реализации образовательными  учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 

Заключение

Забота о здоровье обучающихся – это и контроль за нормами, и требованиями санитарной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин творческой не успешности и отклонений в поведении. Если все в учреждении дополнительного образования будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если будут соответствующие узкопрофильные специалисты (психологи, логопеды, дефектологи и т.д.), работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья обучающихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей если не улучшится, то не будет падать.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебно-воспитательном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Содержание работы педагога учреждения дополнительного образования по сохранению и укреплению состояния здоровья обучающихся:

1) обязан знать состояние здоровья воспитанников в группе;

2) должен уметь оценить состояние здоровья ребенка в условиях работы;

3) должен уметь оказать ребенку первую медицинскую помощь (что помимо прочего связано с отсутствием в учреждениях дополнительного образования ставок медицинских работников);

4) обязан строить учебно-воспитательный процесс и работу с конкретным ребенком, учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка, утомляемость, уровень тревожности;

5) должен проводить рекомендованные медиком оздоровительные мероприятия;

6) обязан строго соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к проведению занятия:

·        продолжительность занятия в зависимости от возраста детей;

·        продолжительность перерыва и организация отдыха;

·        проветривание помещений;

·        контроль качества уборки;

·        информирование администрации при нарушении уровня                 освещенности;

7) должен следить за осанкой детей в период реализации учебного процесса;

8) должен информировать родителей (законных представителей) об отмеченных изменениях в состоянии здоровья воспитанника;

9) формировать потребность в здоровом образе жизни у обучающихся;

10) должен иметь достаточный уровень знаний для того, чтобы дать рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья  детей;

11) стиль общения с детьми должен обеспечивать бодрое рабочее  настроение;

12) должен уметь проводить экспертизу учебного процесса, выбранных педагогических технологий и анализ занятия с точки зрения их влияния на здоровье обучающихся.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка умным, счастливым, а главное здоровым. В нашем учреждении ведется активная работа по созданию благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. В своей работе  мы используем большинство  здоровьесберегающих технологий в комплексе с общими режимными моментами. Для развития физических качеств используем гигиеническую гимнастику, динамические паузы, физкультурные минутки, дыхательную и пальчиковую гимнастики, подвижные игры, спортивны праздники, эстафеты, досуги. В образовательной системе  учреждения дополнительного образования занимают свою нишу, делая значимый вклад в общее дело воспитания, обучения и сохранения здоровья молодого поколения стремительно развивающейся Луганской Народной Республики.

 

Список литературы.

 

1.Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014г.

2.Закон Луганской Народной Республики от 08.05.2015г. № 25-II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

3.Закон Луганской Народной Республики от 30.07.2015г. «О системе патриотического воспитания граждан».

4.Приказ МОН ЛНР от 26.12.2014г. № 72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на ВГОС».

5.Конвенция ООН по правам детей.

6.Законопрект Луганской Народной Республики «Об образовании» № 207-ПЗ/16 (принят во втором чтении как Закон).

7.Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П., Оладо Э.Я., Гуров В.А. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме “динамических поз”// Начальная школа.- 1988.- № 2.

8.Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Влияние занятий в режиме “зрительных горизонтов” на динамику функции зрения у детей  //  Гигиена и санитария. -  1991. -№3.

9.Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Magister. - 1999. - №3. -С.56-64.

10.Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьника  /  Под ред. Хрипковой А.Г. -  М.: Центр инноваций в педагогике. -1997. -112с.

11.Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85.

12.Громбах С.М. К вопросу о гигиеническом нормировании трудности учебных занятий детей и подростков //  Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе.- М., 1978. - С.9-24.

13.Киселев Ю.Н. Контроль за эмоциональным состоянием и психологической активностью в процессе самостоятельных занятий физ. культурой и спортом. - Л.: Знание, 1987.-16с.

14.Кучма В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) // Гигиена и санитария.-2000. - №1

15.Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены.-2000. - №2. - С.148-156.

16.Сухарев А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария.- 2000. - № 3 .- С.43-44.

11.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Здоровье и здоровый образ жизни.- Ярославль, 1997.- 65с.

17.Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей. Учебно-методическое пособие.- Ярославль: ИПК РО, 2000.

18.Тихомирова Л.Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся // Здоровье наших детей. - 2002. - № 1. - С.18-19.

19.Тихомирова Л.Ф. Здоровьесберегающая педагогика.- Ярославль,2008.

20.Шакола Л.Н. Медико-педагогические аспекты здоровья детей общеобразовательных школ Ярославской области //  Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998. - С.24-26.