Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

общекультурного направления

 «Умелые руки»

1 класс

 

   Составитель: учитель Щербина О.А.

МОУСОШ № 17 п. Табачного

                                                                                 2013 –  2014 уч. год

 

 

 

 

Пояснительная записка

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, природных материалов, подручных средств,  постичь их свойства, структуру. Большая роль овладении аппликацией отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с аппликацией построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с аппликацией  не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки»  рассчитана на 33 часа и предназначена для учащихся 1 классов.

 

Цели и задачи курса

 Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

 Задачи курса:

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать мелкую моторику рук.

Требования к уровню содержания дисциплины

 Формирование представлений:

  • познакомятся со свойствами и возможностями ткани, бумаги, картона, природного материала, других подручных средств  как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
  • познакомятся с основными видами работ из аппликации;

 Формирование навыков:

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок  (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
  • овладеют основными техническими приемами макетирования;
  • изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
  • освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
  •  

Планируемые результаты внеурочной деятельности

 

Учащиеся должны:

Знать:

Аппликация. Виды аппликации.  Последовательность выполнения. Технология выполнения. Особенности аппликации.  Простая аппликация, съемная аппликация, аппликация с отлетными деталями, соединительная аппликация.

 

 Уметь: работать с тканью, бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т.п.).

 Обладать базовыми компетенциями:

  • умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
  • для решения простейших задач;
  • для выполнения различных действий с тканью, бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами.

 

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

§  любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

§  познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;

§  социальная  активность,

§  уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

§  ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

§  сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

§  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

§  уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

§  потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Регулятивные:

·       Формулировать и удерживать задачу.

·       Преобразовывать практическую задачу в познавательную

·       Применять установленные правила в планировании способа решения.

·       Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

·       Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

·       Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

·       Составлять план и последовательность действий

·       Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

·       Научится выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок.

      Познавательные:

·       Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

·       Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

·       Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

·       Использовать рисуночный план для решения задач.

·                 Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

·       Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

·       Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

·       Анализ информации.

·       Интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

·       Выбирать более эффективные способы решения задач.  выбирать наиболее подходящий приём разметки.

·       Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

·       Самостоятельно выполнять упражнения с ручными инструментами.

    Коммуникативные:

·       Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

·       Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

·       Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

·       Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач и познавательных задач.

·       Формулировать собственное мнение и позицию.

·       Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

·       Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

·       Определять общую цель и пути её достижения.

·       ставить вопросы, обращаться за помощью, оценивать работы других.

·       Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

·       Научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения

·       Научится формулировать ответы на вопросы; аргументировать свою позицию

Методы и средства внеурочной деятельности  - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

·беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,

·упражнение, практическая работа

·поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.

Основными критериями усвоения материала являются:

- анализ продуктов познавательной деятельности;

- целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;

- умение  учащихся давать  самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.                                                                                                                                                                                                                                       Особенностями системы оценки являются:

·        комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

·        оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

·        использование наряду со стандартизированными практическими  работами  таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

 

Литература

§  М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

§  Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

§  Н.М.Конышева “Умелые руки”

§  С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

§  О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

§  М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

§  А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение.

§   А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение.

§  Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение.