Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Умелые руки» 3 класс

 

   Составитель: учитель Щербина О.А.

МОУСОШ № 17 п. Табачного

                                                                                 2013 –  2014 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Игрушка всегда сопутствовала человеку – она является одним из самых давних видов декоративно – прикладного творчества, украшающего  наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.  Лучшие традиции швейной игрушки из ткани и меха живут и развиваются в самодельной игрушке. Большой интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети младшего и среднего школьного возраста. В группе происходит взаимное обучение: более умелые изнающие охотно помогают другимосвоить какой- либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи: "Из рук - в руки", что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и проведение их в кружке

Образовательная программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, и т.д.) народа, проживающего в родной местности,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки»  рассчитана на 33 часа и предназначена для учащихся 2-5 классов.

 

 

Цель программы:   Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению,  воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Задачи программы:

·                    Образовательные: формирование у детей навыков ручного труда, обучение основам кройки и шитья игрушки, расширение знаний об истории игрушки, обучение работе с иглой.

·                    Развивающие: развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала, обучение приемам коллективной работе, самоконтроля и взаимоконтроля.

·                    Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, развитие активности и самостоятельности,  воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Характеристика ожидаемых результатов.

Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”.

В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

·         Знание правил техники безопасности  труда и личной гигиены;

·         название, назначение, правила пользования ручными инструментами;

·         знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных швов,

·         владение приемами изготовления несложных игрушек,

·         владение способами оформления поделок,

·         расширение кругозора  детей.

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

§  любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

§  познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;

§  социальная  активность,

§  уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

§  ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

§  сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

§  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

§  уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

§  потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Регулятивные:

·       Формулировать и удерживать задачу.

·       Преобразовывать практическую задачу в познавательную

·       Применять установленные правила в планировании способа решения.

·       Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

·       Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

·       Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

·       Составлять план и последовательность действий

·       Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

·       Научится выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок.

      Познавательные:

·       Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

·       Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

·       Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

·       Использовать рисуночный план для решения задач.

·                 Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

·       Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

·       Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

·       Анализ информации.

·       Интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

·       Выбирать более эффективные способы решения задач.  выбирать наиболее подходящий приём разметки.

·       Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

·       Самостоятельно выполнять упражнения с ручными инструментами.

    Коммуникативные:

·       Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

·       Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

·       Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

·       Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач и познавательных задач.

·       Формулировать собственное мнение и позицию.

·       Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

·       Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

·       Определять общую цель и пути её достижения.

·       ставить вопросы, обращаться за помощью, оценивать работы других.

·       Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

·       Научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения

·       Научится формулировать ответы на вопросы; аргументировать свою позицию

Методы и средства внеурочной деятельности  - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

·  беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,

·  упражнение, практическая работа

·  поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.

Основными критериями усвоения материала являются:

- анализ продуктов познавательной деятельности;

- целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;

- умение  учащихся давать  самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.                                                                                                                                                                                                                                       Особенностями системы оценки являются:

·         комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

·         оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

·         использование наряду со стандартизированными практическими  работами  таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

 

Список литературы.

1.  Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2011.

2.  Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2011.

3.              Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2011.

4.  Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д9 2011.

5.  Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 2010.

6.  Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2012.

7.  Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2011.

9.    Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993. Ю.Фролова   Т.О.   Мягкая   игрушка.   АСТ-Сталкер.   Подарок своими руками. 2012.

10. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам начальные классы, М., “Просвещение” 2010.

11. Мастерилка. “Карапуз”: лепилка, фенечки,

12. А.В. Козлина. Уроки ручного труда. Конспекты занятий. 2010