В современной России образование вообще и историко-обществоведческое  образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др.

Все это порождает  новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Но, к сожалению,  педагоги сталкиваются с современными особенностями учащихся образовательных учреждений:

·         интеллектуальная пассивность

·         нежелание учиться

·         неумение самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач

·         неумение выделять главное

·         а также с важным для каждого человека умением чтения и грамотного письма.

         Это приводит к модернизация школьного образования. К переходу образовательных учреждений на инновационный путь развития, где предполагается пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Сегодня мы остановимся на достижении метапредметных результатов.

В связи с вышеуказанным особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения уделено именно метапредметным результатам. Следует отметить, что существуют разные мнения о том, что такое метапредметность.

·         Ю.В. Громыко (доктор психологических наук, профессор, директор НИИ ИСРОО) считает, что это «допредметность», мыследеятельностная дидактика. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

·         По мнению А.В. Хуторского, метапредметность  - это фундаментальные образовательные объекты.

·         По мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Т.о. МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ – это средство формирования целостной картины мира в сознании учащегося.

Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею  предметности и одновременно НАДпредметности.

 Назначения метапредметов:

В обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

 Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Для развития метапрдметных результатов в свою очередь требуется серьезный подход к их внедрению в образовательную программу. Для метапредмета в целом характерно: единство целей, содержания, форм и способов проверки результатов.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть стратегической (целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование, анализ, синтез).

Содержанием метапредметов служит метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Метазнания - знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов.

Метаумения:

·         Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

·         Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

·         Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

·         Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)

·         Качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, также п
од метапредметными результатоми понимается – универсальные учебные действия.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1.      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4.      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5.      владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6.      умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7.      умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8.      смысловое чтение;

9.      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10.   умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11.   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12.   формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

ФГОС определяет, что  метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

1.  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

4.  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

метапредметные результаты изучения обществознания основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
 

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: 
развивающее обучение Эльконина-Давыдова; 

·         Технология развивающего обучения Давыдова; 

·         мыследеятельностная педагогика Громыко

·         коммуникативная дидактика; 

·         эвристическое обучение; 

·         метод логико-смыслового моделирования проблем

·         школа М.Щетинина

·         технология развития  критического мышления и др. 

·         Интерактивное обучение

·         Диалоговое обучение

·         Использование компьютерных технологий

·         Проектная деятельность

·         Кейс – технология

 

1.      Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребёнка названо В.В. Давыдовым. эмпирическим.

2.      Обобщая работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребёнка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим.

При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

3.      мыследеятельностная педагогика Громыко основана на метапредметном подходе. Выделяет 4 вида ЗНАК, ЗНАНИЕ, ПРОБЛЕМА и ЗАДАЧА.

4.      Коммуникативная дидактика – коммуникативная педагогика предполагает выстраивание такой образовательной среды, которая обеспечивает траекторию развития не только обучающихся, но и самих преподователей.

5.      Эвристи́ческое обуче́ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Хуторовский

6.       Метод логико-смыслового моделирования ШТЕЙНБЕРГА.  Процедура выявления проблем включает формирование каталога проблем и его структуризацию. Наиболее сложно — формирование каталога проблем .

7.      Школа Михаила Петровича Щетинина — экспериментальная общеобразовательная школа в посёлке Текос Краснодарского края, созданная под руководством педагога-новатора, академика Российской академии образования М. П. Щетинина. В её нынешнем виде школа существует с 1994 года. По мнению сектоведов, является педагогической сектой. Школа была создана как эксперимент в системе среднего образования. Истоки эксперимента лежат в 80-х годах прошлого века, когда директор школы, Михаил Петрович Щетинин, занимал должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и т. п. Эксперимент не дал положительного результата и был закрыт после комиссии Министерства Просвещения СССР.

Школа интернатского типа, представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики проживают на территории школы, время от времени по возможности выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися. Занятия в школе проводятся круглый год. Определённый контингент членов школы проживает там постоянно, в специально построенных корпусах.

 

Обучение в школе основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод т. н. «погружений», в котором изучение различных предметов разделено по дням. «Погружения» происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При этом расписание занятий, как и режим дня, может меняться практически ежедневно, поскольку большу́ю долю в жизни учащихся занимает физический труд. Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также различные учения эзотерического толка.

 

Выделяются следующие особенности методики преподавания:

 

Разновозрастные группы учащихся.

Отсутствие системы классов.

Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.

Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их.

Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал.

Отсутствие балловой системы оценок.

В школе постоянно обучаются около 350 учеников обоих полов. Из-за большого числа желающих, в школу принимаются не все. Основными критериями отбора являются личностные характеристики поступающего, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления не существует.

8.  Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. ... Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

 

Универсальные учебные действия как психологическая составляющая фундаментального ядра образования.

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

По-другому, под метапредметным результатом можно понимать – универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника  школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Рассматривая определение понятия УУД, авторы останавливаются на следующей  характеристике:

·в широком смысле термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта.

·в более узком, собственно психологическом значении, термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.

      Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

      Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.
2.Регулятивный.
3.Познавательный.
4.Коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися   связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  •  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

     «Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена»

     

    Цель урока

    Создать условия для формирования представлений учащихся о реформах второй половины XVI,

    Тип урока

     

    комбинированный

    Планируемые результаты

     

    Предметные результаты: систематизировать исторический материал по изученному периоду;определять значение и результаты реформ, проводимых Иваном Грозным; находить причинно-следственные связи; отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения; приводить и обосновывать оценку итогов реформ  Ивана Грозного; участвовать в дискуссии о роли Ивана Грозного в российской истории;

    Метапредметные результаты:

    Личностные УУД:  формирование готовности к саморазвитию; воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств; сохранять мотивацию к учебной деятельности; уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей; умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

    Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; составлять план и последовательность действий; осуществлять самоконтроль;  прогнозировать результаты уровня усвоения материала;

    Познавательные УУД: проводить поиск информации; проводить анализ учебного материала;
    устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений, доказательств.


    Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; уметь выражать свои мысли.

    Оборудование урока

    Учебник: История России: 7класс,2016

    ПК, мультимедийный проектор, экран. Презентация «Реформы Ивана Грозного»

    Карта