Конспект урока по русскому языку в 5 классе

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ  БУКВ  И – Ы ПОСЛЕ Ц
ЦЕЛИ УРОКА:

- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  помочь учащимся усвоить правило "Гласные буквы и - ы после ц”;  указать, что наличие звука ц также является "сигналом” орфограммы.
- РАЗВИВАЮЩИЕ:  развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся;  навык графического обозначения данной орфограммы;  совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц».

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка под редакцией Разумовской М.М.
Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
:
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

 Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой  темы: «Буквы И - Ы после Ц».  Дежурные,  раздайте, пожалуйста, проверенные тетради, соберите тетради с домашним заданием. Открываем тетради,  записываем сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Буквы И – Ы после Ц».  (Все заранее написано на доске)


II. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА :
          Учитель:
- Свой урок мы начнём с лингвистическое разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами:
а) лицо, руководящее оркестром или хором (дирижер);
б) опытный, бывалый, испытанный в боях воин;
в) победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (призер);

- На какое правило данные слова (о-е после шипящих). Пожалуйста, кто мне расскажет правило написание донных орфограмм?
-  Запишите эти слова в свои тетрадки и запомните, как они пишутся.  Устно составьте с ними предложения.

III. НЕМНОГО ИСТОРИИ:

 -Отгадайте звук по «паспорту»: [?] – согласный глухой непарный, твердый непарный. ([Ц]. Окунемся немного в историю. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами.  Например:

Что общего между циркулем и цирком? Я рассудила так: главное в цирке - это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и издание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.

Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочла в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова "циркулюс",  что значит  "круг" , "окружность".


 
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА :

Изучение нового материала

- Переходим к изучению новой орфографической темы.

      Учитель произносит слова:

                

                  цифра                    станция                               улицы

                  цирк                      цивилизация                       Синицын

                  циркуль                 акация                                страницы

      - Какие звуки слышатся во всех словах? (ЦЫ)

      - А посмотрите, как написано?

      - ЦЫ и ЦИ.

      - Почему? Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И.

     - ЗНАЧИТ, сегодня мы приступаем к изучению «Правописание Ы – И после Ц».

   

А вы знаете?

      - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И… в КОРНЕ ( цирк, цитрус, циркуль, цирюльник, циклон, киклоп) и

словах на ЦИЯ (СТАНЦИЯ, ОКАЦИЯ, НОВИГАЦИЯ, цивилизация, оккупация. )

      - Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

      - И огурцы!

      - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов.

Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.

     

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ – ИСКЛЮЧНИЯМИ:

- Но, конечно же, на всякое правило есть исключения, вот и на наше правило есть исключения. Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.
Цыган встал на цыпочки и цыкнул  цыплёнку: «Цыц!»

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: параграф 45, стр. 116
- Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно.

Правильно мы сформулировали правило?
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
- Какие условия написания буквы И после Ц вы узнали?
- Когда пишется буквы Ы после Ц?     

      Рифмованный алгоритм:

В существительных на - ция
Мы всегда напишем - ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке - цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА :
Учитель:
- Пришло время закрепить полученные знания.

1.      Этап закрепления пройденного материала. Объяснительное письмо.(работа у доски):

напишите, объясняя написание в данных словах орфограммы "и-ы после ц"

Цифра,  циркуль,  циферблат, цирк, циклон, циклоп, цыплёнок, цыган, цыпочки, цитрусовый, авиация, традиция, провокация, цивилизация, пропорция, сестрицын, куницын, птицы, пальцы, улицы, ровесницы, круглолицый, ресницы.

2. Объяснить лексическое значение слов:

Рация – переносная станция.

Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы.

Циклон – вихревое движение атмосферы с осадкам

 Что такое цикламен? (растение с яркими цветами).

Что такое цикорий? (растение, сушёный корень которого добавляют в кофе).

 Что такое циновка? (подстилка на пол, для изготовления которой используется камыш)

Что такое цифра? (знак, который обозначает число)

Цикада – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.

3. Упражнение №351. Стр.116

Открываем учебники, вам нужно выписать слова на ЦЫ, графически объясняя выбор.

 4. Словарная работа:

Подобрать однокоренные слова к слову коллекция. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер).

 4. Этап контроля и самоконтроля. (Работа по карточкам):

Карточка № 1, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"

Ц:ган, р:сла, р:сток, ц:ферблат, ц:ркуль, конституц:я, делегац:я, администрац:я, ц:тата, ж:лудь, ц:кнуть, ц:трусовые, коллекц:я, ш:рох, иллюминац:я.

Карточка №2, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"

Ц:вилизац:я, р:стение, ш:пот, сестриц:н, птиц:, ресниц:, троиц:н, круглолиц:й, демонстрац:я, цариц:н, пор:сль, авиац:я, аппликац:я, ц:плёнок, ц:нга.

5. Кроссворд.

      Узнать слова по лексическому значению, объяснить правописание.

·        Точная выдержка из произведения (цитата).

·        Коренной переворот в жизни общества (революция).

·        Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

·        Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

·        Выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом (циклевать).

·        Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).

 

 

 ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ :
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ :

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть; Б) ц..новка;
В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

 

 VI. Этап подведения итогов урока:

Учитель:  "Над какой орфограммой сегодня работали?"

Учащиеся: "Мы закрепили орфограмму о написании букв и-ы после ц. Буква и после пишется в корнях слов и в словах на - ция. Буква ы после ц пишется:

а) в окончаниях и суффиксах;

б) в корнях и словах - исключениях цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цып-цып.

Все учащиеся (вслух) повторяют рифмованное правило написания "и-ы после ц".

В существительных на - ция
Мы всегда напишем - ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке - цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.

VII. Домашнее задание:

параграф 45, упр.355.

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

- СПАСИБО, УРОК ОКОНЧЕН!