Конспект занятия в подготовительной группе

по курсу «Основы географии и экологии»

Тема: «В царстве Нептуна»

Цели и задачи:

- Обобщить и закрепить знания детей об обитателях водного мира;

-показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде

-познакомить с птицей баклан;

--воспитывать бережное отношение к рыбам, заботливое отношение ко всему живому

Материалы и оборудование: письмо от Нептуна, карта, яхта (игрушка), аудиозапись шума волн, мультимедийный проэктор; иллюстрации: дельфин, тюлень, чайка, утка-нырок,акула, баклан,морская черепаха, водолаз, изображение мусора, удочка с магнитом, презентация «Опасные обитатели Чёрного моря», подзорная труба (игрушка)

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня Землячок принёс письмо.

Письмо: «Дорогие ребята, недавно я гостил у Водяного, а когда вернулся, то увидел, что в одном из моих морей случилась беда. Мне срочно нужна ваша помощь! Если вы смелые, не боитесь воды, жду вас в одном из моих владений! Это море омывает берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии.

Царь Нептун»

- Ребята вы готовы прийти на помощь Нептуну?

-Поднимите руки, кто не боится воды?

Тогда нам нужно найти, куда же нужно держать путь. В этом нам поможет карта.

2. Основная часть:

Работа с картой.

Воспитатель: Что ж, море мы нашли. Теперь отправляемся в путь!

-На чём мы можем добраться до Чёрного моря?

(самолёт, поезд, машина). Но у нас очень мало времени. Поэтому я предлагаю прибегнуть к помощи волшебства и произнести волшебные слова.

«Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря»

А вот и яхта на которой мы отправимся к морскому царю

 

Физминутка:

От зеленого причала наша яхта отплывала.

Она назад пошла сначала,

А потом вперед пошла.

Друг на друга посмотрите

Руки в стороны держите,

В море качка – хоть когда

Устоим мы без труда!

Маленькая яхта по морю плывет.

Маленькая яхта к Царю нас везёт!

Воспитатель:Ребята, давайте послушаем, как шумит море. (аудиозапись шума волн)

Хорошо плыть по морю, слушать как «поют» волны. Но вот я вдали увидела, как кто-то выпрыгнул из воды. Интересно кто же это может быть?... Да предположений много. Я предлагаю взять подзорную трубу и по очереди посмотреть в неё. А потом поделиться увиденным..

( появляются по очереди слайды

-дельфин

-тюлени

-чайки

-утка-нырок

- акула

-баклан

-черепаха)

Воспитатель:Ребята, а теперь расскажите, кто кого увидел?

Были ли незнакомые животные?

(Баклан – прекрасный летун и ныряльщик. Он способен несколько десятков метров преследовать добычу под водой и при этом плыть так быстро, что его не догнать лодке с хорошими гребцами. Крылья этой птицы, в отличие от других водоплавающих птиц, не смазаны жиром — природа позаботилась о том, чтобы баклан, ныряя, набирал воду и вес. Так легче плавать под водой.

А теперь настало время отправляться на дно морское к самому царю Нептуну.

Воспитатель: Ребята, кого мы можем ещё встретить в царстве Нептуна.

Игра с мячом (  рыбы, морской конёк, медуза, осьминог и т.д.)

Воспитатель: Много морских обитателей вы знаете, но я хочу вас познакомить  с опасными животными, обитающими в Чёрном море. Ведь недаром  люди говорят : «Предупреждён – значит вооружен»

-Как вы понимаете эту фразу? Тогда присядем на свои места и посмотрим на экран.

Презентация «Опасные обитатели Чёрного моря»

Теперь мы готовы опуститься к царю морскому. А для этого мы все должны вспомнить, как называют людей, которые работают в воде.

Загадка:

В акваланге, в маске, в ластах

Тот, кто плавает прекрасно.

Он герой такой один

В тишине морских глубин.

(Водолаз)

Итак, что же нам нужно надеть, опускаясь на дно морское?

Надеваем  мы костюмы, ласты, маску, акваланг… и спускаемся к царю морскому.

А вот и он!

Появлется Нептун.

Воспитатель: Здравствуй , царь морской! Мы прибыли к тебе по твоей просьбе. Что случилось? Какая беда в твоём царстве?

Нептун:  Посмотрите, что я увидел, когда вернулся домой. (Фотографии «мусор на берегах Черного моря»). Я сам выходить на сушу не могу, да и все мои обитатели долго без воды не могут и нет у них рук, что б мусор собрать, и нет у них ног, чтоб по берегу передвигаться. А вы, ребята ловкие, трудолюбивые. Поэтому и прошу у вас помощи.

Воспитатель: Да, это беда. Недавно с ребятами мы очищали озеро. Думаю и тебе поможем.

Правда, ребята?

Игра «Вылови мусор» (картинки с изображением мусора (фантик от конфеты, бутылка, банка консервная, рванный ботинок и т. д. На всех картинках — скрепочка. Ребята с помощью удочки (на которой магнит) вылавливают картинки).

 

Воспитатель: Мусор мы собрали. Берег очистили. Пора нам домой.

Только как же нам вернутся, ведь к тебе мы долго добирались, да и времени до конца занятия совсем мало осталось.

Нептун: А вы глаза закрывайте и до 4 считайте!

Воспитатель: Что ж, ребята, давайте попрощаемся с морским царем. А теперь глазки закрываем и со мной считаем:

1,2,3,4 – на берег морской мы прибыли!

3 часть Подведение итогов:

Воспитатель: Вот мы , ребята, и вернулись в нашу группу. Давайте же вспомним, где мы были?

-Что видели?

-Что нового узнали?

-С какими трудностями встретились?

-Что понравилось?