«Школа молодого педагога»

 

 

Методическая разработка по теме:

«Документация детского объединения дополнительного образования»

 

 

Содержание

 

1. Образовательная программа

2. Планы учебно-воспитательной работы на учебный год

3. Журнал учета работы детского объединения дополнительного образования

4. Положение о детском объединении дополнительного образования

 

1.Образовательная программа.

 

Детское объединение дополнительного образования — основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения. Поэтому его деятельность нуждается в документальной регламентации на каждом этапе работы с детьми.

Для детского творческого объединения самым важным документом является образовательная программа. Она определяет своеобразную «стратегию» его работы на весь период обучения. При написании образовательной программы педагог ориентируется на так называемого идеального ребенка, т.е. имеющего нормальное для его возраста развитие, без значительных отклонений в любую сторону. Поэтому в образовательной программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и оценке ее результативности, а также организационные нормативы работы детского объединения: продолжительность обучения, количество учащихся в группе, количество учебных часов в неделю и т.п.

При этом все названное излагается обобщенно, т.е. без излишней детализации: например, календарно-тематического плана или сценического репертуара на конкретный учебный год. Такой подход может быть объяснен тем, что невозможно предусмотреть все нюансы, возникающие в учебно-воспитательной работе с реальными (а не идеальными) воспитанниками детского объединения дополнительного образования, а также особенности и тематические приоритеты каждого учебного года.

Поскольку образовательная программа является нормативным документом, то после соответствующей проверки ее необходимо утвердить в определенном порядке.

 

            Работа по утверждению образовательной программы проходит следующие этапы:

1.  Обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения, в ходе которого анализируется качество документа, устанавливается его соответствие уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и содержательным требованиям в области дополнительного образования детей. По итогам обсуждения составляется «внутренняя» рецензия на образовательную программу.

2.  «Внешнее» рецензирование программы, предполагающее оценку содержания и методики учебной деятельности по конкретному профилю специалистами в данной области деятельности. «Внешняя» оценка образовательной программы необходима, так как в образовательном учреждении (даже специализированном учреждении дополнительного образования детей) вряд ли найдется необходимое для полноценного рецензирования количество специалистов по каждому направлению дополнительного образования. К тому же рецензирование педагогами данного учреждения программ друг друга не может быть признано правомочным. По результатам экспертизы образовательной программы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая (или не подтверждающая) соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3. Обсуждение образовательной программы, успешно прошедшей первые два этапа, на заседании педагогического совета образовательного учреждения — законодательного органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

4. Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения, основанием является решение педагогического совета.

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

 

2.                  Планы учебно-воспитательной работы на учебный год

 

Планы учебно-воспитательной работы на учебный год также являются важными документами, регламентирующими работу детского объединения.

Ежегодное планирование — разработка конкретной «тактики» деятельности, учитывающей возможности детей, тематику учебного года, организационные и содержательные приоритеты работы учреждения и детского объединения дополнительного образования, - безусловно, необходимый процесс.

Образовательная программа и планы учебно-воспитательной работы на учебный год являются содержательно взаимосвязанными документами: в планах педагог отражает выполнение образовательной программы в течение учебного года с учетом календарных сроков и организационных особенностей (например, каникул или учебных четвертей).

Планы учебно-воспитательной работы детского объединения обсуждаются на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования сходных профилей деятельности или методическом совещании структурного подразделения (отдела, кафедры, студии). Результатом такого обсуждения может стать рекомендация данных планов к утверждению или рекомендации педагогу по доработке документов. На основании положительной рекомендации планы утверждается директором образовательного учреждения.

Образовательная программа и планы учебно-воспитательной работы детского объединения являются «открытыми» документами, т.е. с их содержанием имеют право познакомиться воспитанники детского объединения и их родители.

 

Планирование учебного процесса.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность разделов и тем предлагаемого курса, а также количество часов на каждую из них.

Соотношение времени теоретических и практических занятий, должен быть соотнесён с целями и задачами программы, сроками, и регламентом её реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Учебно-тематический план является основным элементом учебной программы

Учебно-тематический план составляет на каждый год обучения, обычно оформляется в виде таблицы, в которой указывается темы, количество часов, отводимых на их изучение, формы аттестации/контроля:

 

СХЕМА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Ι.

Название раздела

 

 

 

 

1.

Название темы

 

 

 

 

2.

Название темы

 

 

 

 

Итого часов:

144

(подсчитать)

(подсчитать)

 

 

В нижней части Таблицы часы суммируются.

 

Если по профилю объединения необходимы индивидуальные занятия с детьми, их следует зафиксировать отдельной колонкой.

 

В календарном учебном графике отображается последовательность изучения материала в соответствии с календарными месяцами, место проведения, формы занятий и формы контроля.

 

СХЕМА КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Журнал учета работы детского объединения дополнительного образования

 

В течение учебного года каждый педагог ведет журнал учета работы детского объединения дополнительного образования, который выполняет двойную функцию: с одной стороны, это финансовый документ (отработка педагогом дополнительного образования своей недельной педагогической нагрузки), а с другой — документ, отражающий выполнение образовательной программы (изучение всех учебных тем, выполнение учебной нагрузки, регулярность проверки результативности учебной деятельности, творческие достижения детей и т.д.).

В отличие от программы и плана журнал учета работы детского объединения является «закрытым» документом, т.е. с ним могут работать только педагог и администрация образовательного учреждения.

Журнал регулярно (ежемесячно) проверяется и подписывается заместителем директора по учебно-воспитательной работе или руководителем структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей, заместителем директора по воспитательной работе или руководителем структурного подразделения дополнительного образования общеобразовательного учреждения.

 

Инструкция по ведению журнала учета работы  объединения УДО.

 

За состояние журнала учета работы объединения несет ответственность педагог, работающий с данным объединением.

 

Заместитель директора по УВР и зав. отделом:

-Проводят инструктаж с педагогом о правилах ведения журнала в начале учебного года, под роспись;

-Систематически (ежемесячно) осуществляют контроль над правильностью ведения журнала;

-Отмечает ежемесячно итоговое количество отработанных часов;

-Доводит до сведения педагога свои замечания по ведению журнала и добивается четкого выполнения правил ведения журнала.

 

При заполнении журнала учета работы объединения следует обратить внимание на следующие моменты:

 

1.Оформление первой страницы журнала:

-Один журнал заводится на одну группу

-Название объединения в соответствии с заявленной дисциплиной и программой;

-Указание формы организации занятий (индивидуальные, сольные, подгруппы);

-Количество часов в неделю в данной группе;

-Год обучения по данной программе и дисциплине;

-Расписание занятий (день недели, часы занятий) ;

-Изменения расписания, если таковые имеются;

-Фамилия, имя, отчество педагога, концертмейстера.

2.Правильность записи списка учащихся:

-Список учебной группы должен соответствовать форме организации занятий, указанной на первой странице журнала;

-Соответствие количества детей в списке текущего месяца со списком детей, указанных в разделе «Список обучающихся в объединении» со своевременными отметками об изменениях количественного состава (выбыли-прибыли, дату выбытия и записи в объединение).

 

3.Правильность и своевременность заполнения сведений о прохождении инструктажа по технике безопасности (2 раза в год).

 

4.Соответствие тем в журнале с темами календарно-тематического плана.

-Одна страница журнала соответствует одному календарному месяцу.

-Темы в журнале должны соответствовать календарно-тематическому плану, утверждённому на этот учебный год.

-Отметки о  пропусках отмечаются буквой «Н».

 

5.Заполнение работы в сентябре месяце

-С 1 по 14 - набор и комплектование группы,

-На странице, где список группы проставляем даты несостоявшихся занятий.

 

6.Даты в журнале должны строго соответствовать дням недели стоящим в расписании.

-При переносе занятий учебной группы в журнале делается запись «Перенос занятий с (число) на (число).

-В праздничные дни пишется слово «Праздник»,

-В дни переноса праздничных дней «Отмена занятий». (Количество часов и роспись в эти дни не ставится).

 

7.Запись об отмене занятий в связи с командировкой, «больничным листом» или праздничным днем вносится зам. директора по УВР и не требует подписи педагога.

 

8. При замене занятий другим педагогом в журнале делается запись «Замена на общественных началах» или «Замена с оплатой». Педагог, заменявший отсутствующего, указывает часы и ставит свою подпись. В конце месяца заместитель директора по УВР отмечает в журнале «К оплате за (название месяца) фамилию, имя, отчество основного педагога, кол-во часов, фамилию, имя, отчество, должность заменявшего педагога, кол-во часов.

 

9. Если педагог работает вместе с концертмейстером, концертмейстер ставит свою подпись в соответствующей графе за количество часов, соответствующих его нагрузке.

 

10. Запись о выезде учебной группы в поход, экспедицию, профильный лагерь, на экскурсию оформляется в соответствии с приказом о выезде учащихся. В разделе «Учет массовой работы» в журнале педагог указывает время (дата, сроки), вид мероприятия (экскурсия, экспедиция, поход, соревнование), номер и дата приказа, количество учащихся и место проведения. На страницах журнала «Учет посещаемости и работы объединений» педагог отмечает дату, тему занятия,  количество часов и ставит свою подпись.

 

Замечания по ведению журнала вносится на  страницу «Замечания, предложения по работе объединения» с указанием сроков проверки и заверяются подписью проверявшего. Педагог должен поставить рядом свою подпись в знак того, что ознакомился с замечаниями.

Журналы учета работы объединения хранятся в установленном месте у заместителя директора по УВР.

За порчу журнала, его неправильное заполнение, исправления, грязь в журнале несёт ответственность педагог. В этом случае журнал должен быть переписан. (Новый журнал педагог приобретает сам на свои средства).

 

4. Положение о детском объединении дополнительного образования

 

В комплект документации может быть включено Положение о детском объединении дополнительного образования, если организация его деятельности имеет особенности и, соответственно, требует специального документального обеспечения.

 

Положение о детском объединении является административным документом, в котором фиксируются те основные организационные и административно-управленческие аспекты его деятельности, которые не включаются в образовательную программу:

 

его статус (возможные варианты: входит в структуру учреждения дополнительного образования детей; включено в структурное подразделение учреждения; является филиалом учреждения дополнительного образования детей на базе другого образовательного учреждения);

его педагогическое назначение (т.е. зачем оно создано);

цели и задачи деятельности детского творческого объединения;

вопросы организации его работы: период и этапы обучения (если выделяются), формы обучения, количество часов занятий в неделю (основных и дополнительных), правила приема в детское объединение, требования к его воспитанникам (к одежде, к индивидуальному оснащению, к поведению и т.д.), правила для родителей воспитанников;

финансовые вопросы деятельности детского объединения;

возможность выдачи сертификата по окончании обучения;

основные подходы к содержанию и методике образовательного процесса детского объединения (основное содержание учебной деятельности на каждом году (или этапе) обучения, формы учебной деятельности, формы итогового занятия, формы воспитательной работы и т.д.).

 

Положение о детском объединении может иметь следующую структуру:

Iраздел. Общие положения

  Полное название детского объединения и его статус.

  Его назначение.

  Цели деятельности.

  Задачи деятельности.

IIраздел. Организационные основы деятельности детского объединения

  Правила приема в детское объединение.

  Сроки и этапы обучения.

  Комплектование детского объединения и первые занятия

 

Представленные содержание и структура Положения о детском объединении дополнительного образования носят примерный характер, и при необходимости каждый педагог-практик может внести в них свои дополнения.

Положение о детском объединении утверждается администрацией учреждения дополнительного образования детей.

Положение о детском объединении является «открытым» документом, т.е. с его содержанием имеют право познакомиться воспитанники детского объединения и их родители.

 

Все названные документы составляют комплект нормативно-правовой документации детского объединения, который должен постоянно находиться в учреждении и учебном кабинете детского творческого объединения.

 

 

 

Список использованных источников

 

1.                  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

2.                  Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 о примерных требованиях к программам дополнительного образования детей