Рябкова Жанна Казимировна,

 педагог дополнительного образования

БОУ ДОД КМР ВО «Кирилловский ДДТ»

 

Из опыта работы

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе знакомства с народными промыслами»

 

 Целью моей работы с детьми является развитие творческих способностей  обучающихся в процессе знакомства с народными промыслами – глиняная игрушка, художественное плетение из бересты, ивы, валяние из шерсти, лепка из соленого теста.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно-ориентированную” модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

А что же такое творческие способности?

Изучая и анализируя представленные точки зрения по вопросу о сущности и особенностях творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей.

 

 Компоненты творческих способностей можно определить так.

1. Беглость

• Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.

• Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.

• Ребенок задает много вопросов.

• У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.

• Ребенок употребляет большое количество слов при выражении своих мыслей.

• Ребенок работает быстро и продуктивно.

2. Гибкость

• Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.

• Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.

• Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.

• Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.

• Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

3. Оригинальность

• Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения.

• Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.

• Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).

• Ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.

• После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.

• Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

4. Разработанность

• Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.

• Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение.

• Ребенок отказывается от чужой идеи или изменяет ее каким-либо образом.

• Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу (идею) других людей.

• Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.

• Ребенок изменяет правила игры.

5. Любознательность

• Ребенок спрашивает всех и обо всем.

• Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.

• Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.

• Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.

• Ребенок ищет разные возможности решения задачи.

• Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т.д., чтобы познать как можно больше.

6. Воображение

• Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел

• Ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам.

• Ребенок мечтает о различных местах и вещах.

• Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.

• Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.

• Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

7. Сложность

• Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.

• Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.

• Ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи.

• Ребенку нравятся сложные задания.

• Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.

• Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

8. Склонность к риску

• Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.

• Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.

• Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.

• Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.

• Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение.

• Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

 

Понятие творческих способностей

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:

·         стремление к открытиям;

·         умение познавать;

·         активность;

·         фантазия;

·         инициативность;

·         стремление к познанию;

·         умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;

·         живость ума;

·         умение изобретать и открывать;

·         свобода воображения;

·         интуиция;

·         умение на практике применять полученные знания, опыт;

·         открытия и изобретения.

 

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет.

Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

В связи с этим,  мной разработан педагогический проект «Творческая семейная мастерская «Лада».  Основная цель проекта – создать условия для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность для расширения воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность ребенка. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности (лепку из соленого теста, глины), способствуют расширению детского опыта.         Лепка из соленого теста, глины, плетение из бересты, ивы -  это совместная творческая деятельность, которая позволяет ребенку приобретать и присваивать различный жизненный опыт, а взрослые поддерживают, сопровождают и помогают его осмысливать. Эта деятельность предполагает сотрудничество и партнерство двух людей – взрослого и ребенка. Очень важно, чтобы взрослые и на этапе рождения замысла будущего изделия и в процессе их создания, и при совместном обсуждении результата поддерживали все попытки ребенка проявить инициативу. Из ростков его инициативы постепенно вырастает в ближайшем будущем самостоятельность. Задача взрослого подсказать, помочь, направить и вовремя отстраниться, предоставляя ребенку свободу для созидания.

 А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Не зря детки у внимательных мам достигают многих высот, а все благодаря тому, что в свое время им дали возможность развивать свои способности. И кроме одаренности, хорошо развитые творческие способности в свое время потребовали достаточной силы воли, упорства, усердия. А народные ремесла кроме непосредственного факта раскрытия творческих способностей, приучают ребенка трудиться для достижения своей цели.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально

Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве, Не зря говорят, что талант – это 2 процента гения, а остальное – заинтересованность в занятиях. Поэтому очень важно, что, родители еще и постарались. А народные ремесла, как нельзя лучше способствуют этому

Особенности творческих способностей

Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:

·         одаренность;

·         талант;

·         гениальность.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли. Кроме того, показателями именно творческих способностей будет то, что ваш ребенок, занимаясь, будет писать не так, как все остальные. И тогда ругать не стоит, присмотритесь к малышу, может, если понять направление его мысли, это вам что-то о нем подскажет. Постарайтесь быть внимательными к своим детям, не заставляйте их делать то, что вы считаете нужным, попытайтесь найти то, что их привлекает уже сейчас. На своих занятиях я всегда даю возможность детям высказать, изобразить, сделать не именно так как я показала, а привнести что-то свое. И никогда не отрицаю, не отвергаю их начала, их инициативу.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что – просто получается хорошо. Именно поэтому своевременное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность, не имея возможности выплеснуть то, чем одарена, не живет настоящей жизнью, а проживает.

Исходя из вышесказанного, можно разделить творческие способности на три основных типа:

·         те, которые именно служат созиданию;

·         другие, которые умеют соединить образованное;

·         а так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.

Творческие способности человека – это дар, который требует постоянной работы, усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями, и, поверьте, они того стоят!

Условия эффективного развития творческих способностей

Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

·         Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;

·         Используются технологии развития творческого мышления;

·         Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

Способы стимулирования творческих способностей.

·         обеспечение благоприятной атмосферы;

·         доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

·         обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

·         поощрение высказывания оригинальных идей;

·         обеспечение возможностей для практики;

·         использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

·         предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Работа мастерской «Народные ремесла» - является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности: художественное плетение из бересты, ивового прута, лепки из глины и соленого теста, валяния из шерсти.

               Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержание явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

В мастерской «Народные промыслы» существует объединение «Художественного плетения из бересты», где дети учатся работать с бумагой, берестой. Бумага является как бы подготовительным этапом перед началом работы с берестой. В данной работе хочется остановиться на одном из видов народных художественных промыслов – художественной обработке бересты» и проследить,  как же промыслы влияют на развитие творческих способностей ребенка и почему нельзя  преуменьшать значимость народных промыслов в развитии  современного подрастающего поколения.

   В работе с младшими школьниками, по моему мнению, художественная обработка бересты должна присутствовать в учебных планах, а потом уже по желанию детей, изучать более углубленно  этот промысел на отдельных занятиях в объединении. Хоть и существует мнение родителей, что это вовсе и не нужно.  «Мой ребенок никогда не будет ремесленником, берестянщиком». НО! Работа с берестой  (бумагой) позволяет прививать детям основы пространственного мышления, развивать у них мелкую моторику -  готовить руку ребенка к более сложной деятельности, развивает воображение. И, конечно, это первоначальный этап, чтобы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от работы с этим материалом.

               Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей, декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течение долгого времени. Если младших школьников мы обучаем азам этого ремесла – первым ступенькам работы с берестой, то старшие школьники в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в некие декоративные образы обычные материалы.

               Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромнейшими возможностями по развитию творческого потенциала детей. В работе с учащимися особенно важно обеспечить удачное начало а работе с данным материалом, помочь им почувствовать интерес к познанию нового. Для этого, во первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во –вторых, необходимо ввести в занятие с детьми особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков, т.е. заинтересовать.

 

Условия успешного развития творческих способностей.     

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

Можно выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее эффективно развиваться. Например,  объединение Ладушки», где с 4 летнего возраста дети могут лепить из соленого теста, глины.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих

способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваются тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей

за­ключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе

деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,

предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству проявлять  со­чувствие  к  его неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с

высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том

случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на

достиже­ние конечной цели. И в данном выступлении, я, на основе изуче­ния

лите­ратуры  по данной теме, попыталась определить основные направле­ния и

педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор­ческих способностей как творческое мышление и воображение в до­школьном  и младшем школьном возрасте.

 

Можно предложить следующие меры, направленные на эффек­тивное развитие творческих способностей дошкольников и младших школьников:

1.  Введение  в  программу   специальных  занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На специальных занятиях  да­вать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4.Использование специальных игр, развивающих творческие способ­ности детей.

5.Работа с родителями.

          Чтобы работать творчески, «не по стандарту», необходимо развитое, активное воображение. Поэтому на наших занятиях развитию художественного воображения уделяется особое внимание.  Во введении было отмечено, что воображение имеет своих «слуг» - внимание, память, наблюдательность и др. психические качества человека.

     Занимательность работы по изготовлению изделий из бересты способствует развитию у детей внимания  - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

     Лучше в младшем возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое,  неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учащихся само собой, без всяких усилий с их стороны. Практика показывает, что непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда материал своей наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка эмоциональное отношение. Поэтому важным условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий  - огромный  арсенал берестяных изделий, накопленный за 20 лет моей работы, иллюстрации, рисунки, фото берестяных и глиняных изделий из фондов музеев Вологодской области и др.

    С этой целью на своих занятиях я использую яркие наглядности и пособия.  Это и образцы берестяных изделий, завораживающие своей красотой и оформленные с учетом их «выгодного» восприятия; методические таблицы, содержащие красочное четкое изображение, это и образцы изделий, выполненные обучающимися.

 

   Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом,  то соответственно я стараюсь сделать свои занятия интересными и занимательными. Научившись технике плетения, было бы скучным все время выполнять просто образцы изделий. Поэтому тематическое планирование содержит  темы занятий по выполнению индивидуальных и коллективных панно, изделий, применяемых для украшения интерьера, одежды, темы, раскрывающие приемы сочетания бересты с другими видами рукоделия. Немаловажную роль играет проектная деятельность детей, индивидуальной или коллективной деятельности.

    На занятиях плетения из бересты развивается и произвольное внимание, которое отличается неустойчивостью (особенно у детей младшего возраста).

     В результате постоянных упражнений мы развиваем устойчивость внимания. Работа по схеме плетения, работа с инструментами (ножницы, скрепки, котычок)  требует сосредоточенности внимания, из чего вытекает развитие способности точно и четко выполнять ту или иную  работу.

   Память имеет большое  значение в жизни и деятельности человека.

Занятия с берестой требуют от детей произвольного запоминания материала. Ребята должны специально запомнить режим работы, правила поведения, правила и приемы выполнения изделий и др., а затем уметь руководствоваться ими в своем поведении, деятельности или уметь воспроизвести их на  других занятиях. В процессе систематических упражнений у детей на занятиях развиваются основные процессы памяти: запоминание, воспроизведение и узнавание (установление сходства между предметом, воспринимаемым в данный момент и образом, который закрепился в памяти ребенка от предшествующего восприятия этого или похожего на него предмета).

 Воображение – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека. Поэтому воображение нужно тренировать и развивать, как и любую другую сторону психологического облика человека. Как же развиваются навыки воображения на наших занятиях?  Например, при выполнении декоративного панно из бересты, перед ребенком ставятся определенные цели и задачи  и перед ним встают определенные зрительные образы; воображение начинает пробуждаться. Какие берестяные элементы и мотивы могут присутствовать в работе, как может быть составлена композиция, - все это появляется в  развивающемся воображении ребенка.

    Но иногда  бывает так, что у ребенка недостаточное воображение («ленивое»). Тогда руководитель сам подсказывает ответ. Если предложенное удовлетворяет ученика, он, принимая чужие зрительные образы, начинает по - своему что-то видеть.

   Занятия по берестоплетению способствуют развитию мышления, которое является высшим познавательным процессом.

  Если проследить путь изготовления берестяного образца или изделия, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируя его внешнюю форму, элементы плетения, изучают схему плетения и последовательность выполнения изделия, затем выполняют работу своими руками.

   Строение мыслительного акта в процессе изготовления изделия учеником, примерно таково:

    Ребенок собирается своими руками изготовить подарок маме, бабушке. Это цель. Появление цели – это необходимое условие возникновения мышления. После того, как возникла цель, появляются элементарные связи между представлениями или понятиями. Ребенок решает, какой подарок  изготовить (салфетка, солонка, конфетница, шкатулочка и т. д.), из какой бересты (тонкой или поплотнее), какого цвета, какую подобрать схему плетения для выполнения работы и т.д.

    По ходу мыслительного акта что-то отсеивается, и начинается движение мысли в русле намеченного направления решения. Это направление далее уточняется, корректируется.

   Выполнив подарок, согласно намеченной цели, ребенок испытывает удовлетворение.

   Такая деятельность способствует развитию творческого мышления.

На занятиях по плетению из бересты ребята осваивают приемы работы с различными инструментами и материалами. В процессе работы с данными инструментами, вырабатывается точность и координация движения, глазомер.

  Координация движений, вырабатываемая в процессе увлеченной работы детей челноками, оказывает благотворное влияние на развитие мышечной системы их рук и одновременно вызывает эстетическое наслаждение процессом труда.

   Это очень важно в учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки.

             Ряд навыков и умений требует синтетического, т.е. сенсомоторного, усвоения (это плетение изделия по схеме плетения).

   Координация, ритмичность движений во многом зависит от качества инструментов и материалов, которые ребята используют в своей работе.

   Труд по изготовлению изделий из бересты способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера, воли. «Воля укрепляется именно своими победами» - писал К.Ушинский . Не так-то просто сделать изделие или поделку.  Их изготовление требует определенных волевых усилий, когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Не всегда удается ребенку сразу выполнить какую – либо работу и при неудаче он может потерять веру в свои силы и возможности. В этом случае, руководитель должен оказать помощь ученику. Вместе с учеником мы устанавливаем причины неудач  и пути их преодоления. При этом у ребенка формируется  целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

      Готовые работы детей обязательно анализируются с точки зрения законов гармонии, просчетов и удач, где сразу видно, что сделано по правилу, а где его нарушение привело к ошибке.

 

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл.  Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Знание педагогом, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.

Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности.

- СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду).

- Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982

№11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси­холо­гии.

- 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.:

Союз, 1997.  92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.

157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное

воспита­ние. - 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. -

Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси­хологии.

- 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№

7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к

диаг­ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994.

62 стр.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос­товского

университета. - 1993. 32 стр.

17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар­дия,

1989. стр. 255-299.

18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. -

До­школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и

воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

21. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.

22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До­школь­ное

воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга

воспи­тателя. - Норильск, 1994. 50стр.