«Художник – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота мира, гармония и совершенство природы и искусства»                                                                         В. Курчевский.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; дает первые представления  о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках; помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях коллектива. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа

Занятия изобразительной деятельностью доступно для детей разного возраста и позволит им выразить свои эмоции, чувства, впечатления, формировать отношения к явлениям окружающей жизни и, таким образом, способствуют реализации и социальной адаптации каждой личности.

Главное в программе – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категорических отрицаний со стороны воспитателя. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.

Методика работы строится так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались такие качества как, инициативность, любознательность, наблюдательность, самостоятельность, находчивость, коммуникабельность.

             Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь все дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Новизна программа заключается в том, что позволяет независимо от вида изобразительной деятельности включать задания и упражнения на развитие эмоционально-чувственного восприятия, коммуникативных способностей для более результативного процесса и более яркого продукта детского творчества.

Программа построена на широком использовании авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа является составной частью единой системы дополнительного образования и предназначена для эстетического воспитания и развития детей, удовлетворения их творческих потребностей.

Программа составлена с учетом документов и материалов:

  Закон РФ « Об образовании».

 Конвенция о правах ребенка.

 Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Программы кружков по соответствующему профилю.

Основы педагогики, психологии, физиологии и  гигиены.

Устав МДОУ ЦРР ДС  № 58 «Жемчужинка»

Правила СанПиНа

Достижение поставленной педагогом цели — процесс сложный и длительный, поэтому реализация программы рассчитана  на 3 года.
Программа является мобильной, позволяет педагогу проявить инициативу и индивидуальное творчество, а также учитывать желания детей и их родителей. Педагог вправе дорабатывать программу, обогащать ее содержание новыми идеями, вносить в нее коррективы, а также по своему усмотрению распределять количество часов по разделам.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщение к искусству как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры, фактора художественно-эстетического формирования и развития личности ребенка.

Задачи программы:

Образовательные: (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
знакомство с народными традициями, ремеслами, расширение и углубление знаний об окружающем мире и родном крае;
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие: (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;

развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

воспитание  аккуратности.
            На каждом году обучения решаются конкретные программные задачи, предусматривающие поэтапное овладение детьми знаниями, умениями и приобретение навыков работы.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.

У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

                   

                Сроки реализации программы и возраст обучающихся

 

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Полный объем учебных часов –  180,     в том числе в 1-й год обучения –     36 часов, во 2-й и 3-й год обучения – по   72   часа в каждый год.

            Возраст обучающихся: первого года обучения – 4-5 лет, второго года обучения – 5-6 лет, третьего года обучения – 6-7 лет.                      

     Формы и режим занятий

Программой предусмотрены следующие формы занятий:

·            групповые,

·            подгрупповые

·            комплексные

Особое место в программе занимают следующие формы деятельности:

·         беседы

·         посещение выставок, музеев

·         практические занятия

·         участие в выставках

·         творческие задания

·         конкурсы творческих работ на всех уровнях (город, регион, область и т.д.)

Программа предусматривает наличие на занятиях:

·         игровых фрагментов;

·         валеологических пауз.

Присутствие игровых фрагментов на занятиях считается особенно важным, т.к. игра является естественным состоянием детей, развивает все психические процессы, вызывает у детей желание заниматься.

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.   Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются  демонстрацией пособий,  иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической  работе,  которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях  способствует обсуждение выполненных изделий.  Программой также предусмотрены посещения выставок,  встречи с народными мастерами, творческие и поисковые экспедиции, экскурсии в краеведческие музеи. 

 

                                               Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

- в первый год обучения - один  раз в неделю по 20 минут;

- во второй год обучения - два раза в неделю по 25 минут;
- в третий год обучения - два раза в неделю по 30 минут.

Наполняемость учебной группы:  10-12 человек.

  

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

·          текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

·          промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

·          итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1) по разработанным таблицам,  соответствующим возрастным периодам.

Оценка уровня знаний учащихся оценивается следующим образом:
«высокий» уровень – все компоненты отмечены знаком «+»;
«средний» уровень – большинство компонентов отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень – большинство компонентов отмечены знаком  « - ».

2) через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

 

 

 

                                                                         Таблица

контроля практических умений и навыков  обучающихся

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (средняя группа)

 

Ф.И.ребенка

 

Технические

навыки

Формообразующие

движения

Ориентировка на листе бумаги

Декоративное рисование

Цвета и смешивание красок

Владение  кистью, гуашью

Работа карандашом, мелками

 

Круг, овал

Квадрат, прямоугольник

Передача величинных

отношений

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

Таблица

контроля практических умений и навыков обучающихся

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (старшая группа)

 

Ф.И.ребенка

Знание цветов и оттенков, смешивание красок

Изобразительные материалы

 

 

 

Декоративное рисование

 

Владение живописным материалом

Графическим материалом

Изображение геометрических форм

Соблюдение пропорций

Ориентировка на листе бумаги, создание сюжетных композиций

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица Диагностика уровня усвоения программы по изобразительной деятельности

воспитателя по ИЗО Рудомёткиной Н.П.  за 2011 – 2014 уч.г.

контроля практических умений и навыков обучающихся

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (подготовительная к школе группа)

 

Ф.И.ребенка

 

Изобразительные материалы

 

 

 

 

Декоративное рисование

 

Знание цветов и оттенков, смешивание красок

Владение живописным материалом

Графическим материалом

Изображение геометрических форм

Соблюдение пропорций

 

Ориентировка на листе бумаги, изображение предметов по памяти и с натуры

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1 .Тематический компонент.

Обучающие должны овладеть знаниями и иметь представления 0:

•    видах изобразительного искусства и жанрах живописи

•    средствах выразительности в передаче образов (свет, цвет, статика и динамика)

•    достижении единства в циклах, многофигурных композициях;

2.Практический компонент.                                         

Обучающийся должен уметь:

•    выполнять   собственные   тематические   композиции,   иллюстрации,      панно   с использованием художественно-выразительных средств;

•    изображать с натуры и по представлению;

3. Эмоционально-ценностный компонент.

У обучающихся вырабатываются способности:

•    эмоционально    реагировать    на    проявление    в    изобразительном    искусстве направлений реализма и импрессионизма;

•    откликаться на общественные явления, на «озвучивание» поэтических образов;

•    эмоционально воспринимать языковую природу слова, цвета и звука;

•    выражать свое отношение к миру художественных образов;

•    уметь дать объективную оценку своей работе;

•  уметь видеть в самом незначительном явлении жизни прекрасное и уметь отразить его в своей работе.

познавательные интересы:

•    к окружающему миру;

•    к различным видам искусств и их взаимопроникновению;

•    книжной иллюстрации,

•    к живописи

установки на:

•    наблюдение и изображение окружающей действительности в рисунках;

•    поиск образно- символических решений в композиции;

•    выражение эмоционально- ценностного отношения к миру посредством рисунка, коллажа;

•    занятие активной гуманистической жизненной позиции по проблеме окружающей среды.

  

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (4-5 ЛЕТ)

Детей 4-5 лет называют «дошколятами». Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

В этом возрасте ребенок проявляет активный интерес к живой и неживой природе: животным и растениям, сезонным и суточным изменениям.

Цель: способствовать накоплению базы знаний и умений, необходимых для выбранной деятельности, формированию представлений о художественной культуре на основе вовлечения их в творческую деятельность.

Задачи:

— объяснять значение слов: «художник», «музей», «выставка», «картина» и др., поощрять интерес к изобразительной деятельности;
развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы (смена времен года, погода), произведений декоративно-прикладного искусства;

— учить находить в объемном или плоскостном изображении черты знако­мых предметов, персонажей, явлений и называть их;

— в рисовании поощрять собственный выбор цвета материала, размера и фона листа бумаги, способа рисования для создания яркого образа (маз­ками, пятнами, штрихами, линиями);

— создавать выразительные образы с помощью интеграции рисования, леп­ки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения;

— учить оценивать результаты своего изобразительного творчества.

Критерии освоения программы.

Обучаемые первого года обучения должны знать:

•    правила безопасности

•    название основных и составных цветов;

•    значения терминов:  краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно;

•    названия инструментов, приспособлений. 

уметь:

•    организовать своё рабочее место с учётом техники безопасности, поддерживать порядок;

•    пользоваться   гуашью, кистью, палитрой, карандашами;

•    полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

•    подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

•    владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением.

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
          Учебно - тематический план может иметь вариативную часть (календарные изменения, корректировка программы, дифференцирование сложности материала и др.)

 Всего 36 занятий,   12 часов                 Теория 3 часа             Практика 9 часов

                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.Прак.

1

Сентябрь
«Путешествие в страну красок»
 
Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу) Знакомство с изобразительными  материалами, чем можно рисовать.

 

 

20 мин

 

5 мин

 

15

мин

2

«Листья золотые кружатся на ветру» (гуашь)

Изобразительные свойства гуаши. Основные цвета. Смешение красок. Знакомство с палитрой. (Рисование основными цветами)

 

 

 

3

«Рябинушка» (гуашь)

Учить создавать выразительный образ, красиво сочетая цвета и оттенки.

Рисование способом печати пальцем ягоды рябины; листья – примакиванием кисти.

 

 

 

4

«Что нам осень принесла» (Фломастер)

Познакомить детей с понятием «натюрморт».

Учить передавать форму различных овощей и фруктов, их цвет, располагать рисунок в центре листа.

 

 

 

5

Октябрь
«Ах, какие яблоки выросли в саду!»  
(акварель)

Учить передавать форму и окраску яблок. Свойства акварели. Закрепить умение рисовать ствол. Ветки. Крону дерева. Развивать композиционные умения.

 

 

 

6

«Портрет Осени» (Гуашь, трафарет)

Познакомить детей с жанром портретной живописи.

Обучение навыкам композиционного размещения на листе бумаги, соблюдение относительных пропорций лица. Использование теплых цветов для передачи образа Осени.

 

 

 

7

«Цветы осени» (гуашь)

Знакомство с богатой красочной палитрой. Деление цветов на тёплые и холодные. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Изображение пятна разными способами.

 

 

 

8

«Ёжик – ни головы, ни ножек…» (гуашь)
Рисунок ёжика с передачей характерных особенностей внешнего вида. Приём рисования тычком. Получение серого цвета.

 

 

 

9

 

Ноябрь
«Дымковская игрушка»
(акварель)
Знакомство с дымковской игрушкой. Узоры как средство украшения. Украшение силуэта игрушки кружочками, точками, линиями. Цвета спектра.

 

 

 

10

«Кто живет в осеннем лесу» (Гуашь)

Учить изображать фигуры животных (лиса), их характерные особенности. Получение оранжевого цвета.

Передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы, «холодными» цветами спектра передавать наступление холода.

 

 

 

11

«Дом, в котором мы живем» (восковые мелки)

 Подводить детей к передаче несложного сюжета, рисовать по желанию дома или деревья.

Основные геометрические формы.

 

 

 

12

«Моя рука – моя семья» (цветные карандаши)

Рисуем ладошкой. Закреплять знания детей о портрете. Изображение частей лица. Схемы настроения.

 

 

 

13

Декабрь
«Красивая тарелочка»
(гуашь) декоративное рисование.

Учить составлять узор в круге, располагать рисунок в центре и по краям. Составлять простую композицию, используя разные цвета.

 

 

 

14

«Зима» (Гуашь)

Обучение навыкам работы цветной палитрой с добавлением белой гуаши. Знакомство со свойствами белой краски (смягчать, осветлять). Холодные цвета.

 

 

 

15

«Зимний лес» (гуашь)
Характерные признаки деревьев (береза, ель, сосна, клен). Изобразительные свойства гуаши. Композиция рисунка.

 

 

 

16

«Снеговик – почтовик» (гуашь)

Иллюстрирование сказки.

Создание сказочного образа. Несложный сюжет.

Выделение главного персонажа цветом и величиной.

 

 

 

17

Январь
«Новогодние игрушки»
(Гуашь)

Приемы рисования предметов округлой формы.

Получение новых оттенков на палитре.

 

 

 

18

«Елочка – зеленая иголочка»  (Гуашь)

Передать в рисунке индивидуальные признаки ели: расположение веток, их размер. Рисование прямых   и   наклонных вниз линий. Получение зеленого цвета на палитре.

 

 

 

19

«Снегири на ветке» (гуашь)
Особенности строения тела, окраски снегиря. Холодные и теплые цвета. Композиция рисунка.

 

 

 

20

«Две сестрички - рукавички» (восковые мелки)
Узоры, созданные природой. Учить составлять одинаковый узор из геометрических форм. Добиваться точности составления одинаковых узоров на рукавичках.

 

 

 

21

Февраль
«Сестрицы Матрешки»
(фломастер, шаблон)

Декоративно-прикладное искусство. Узоры как средство украшения. Деревянная игрушка.

Оформление одежды растительным узором.

 

 

 

22

«Портрет папы»  (Гуашь, восковые мелки)

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида (цвет и структуру волос, цвет глаз, форма лица).

 

 

 

23

«В мире техники» (цветные карандаши)
Графические навыки передачи техники. Соблюдение относительных пропорций. Геометрические формы.

 

 

 

24

«Портрет мамы» (Гуашь, восковые мелки)

Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида (цвет и структуру волос, цвет глаз, форма лица). Начальные знания о пропорциях головы человека.

 

 

 

25

Март
«Красивые цветы»
(гуашь) Нетрадиционная техника рисования. Печать пальчиком, палочкой. Свойства гуаши. Получение новых оттенков на палитре.

 

 

 

26

 «Веселый клоун» (Гуашь)

Сочетание округлых форм с прямоугольниками. Передача в рисунке сходства с изображаемым предметом. Понятие об основных пропорциях человека. Веселые и грустные цвета. Передача цветом настроения клоуна.

 

 

 

27

«Солнышко улыбнулось дереву» (Гуашь)

Нетрадиционная техника рисования. Узоры как средство украшения.  Изображение солнышка отпечатком руки с последующей дорисовкой. Теплые цвета.

 

 

 

28

«Птица-веснянка»  (восковые мелки, акварель)

Нетрадиционная техника рисования. Изображение птиц отпечатком руки с последующей дорисовкой. Цвета радости.

 

 

 

 

29

Апрель
«Первые листочки, первые цветочки»
(восковые мелки, акварель)

Передача    в    рисунке характерных признаков      весны, используя   определенную   цветовую гамму, передающую ее настроение.

 

 

 

30

«Золотая рыбка»  (восковые мелки, акварель)

Рисование предметов овальной формы (рыбок), передавая характерные детали: плавники, хвост. Тёплые цвета.

Дорисовка: печать пальчиком, палочкой.

 

 

 

31

«Мягкие лапки, а в лапках царапки»  (Гуашь)

Учить рисовать котят, используя геометрические фигуры: круг, овал. Соотносить части тела по величине, располагать изображение. Получение серого цвета.

 

 

 

32

«Теремок» (фломастер)

Иллюстрирование сказки. Рисование сказочного дома-теремка, используя разные геометрические фигуры.

Передача в рисунке образов зверей доступными им средствами выразительности (цветом, формой, композицией).

 

 

 

33

Май
«Цыплята гуляют в траве»
(гуашь)

Предметы круглой и овальной формы. Особенности строения цыплят. Композиция рисунка.

 

 

 

34

«Посадим божьих коровок на листочки» (восковые мелки, акварель)

Предметы      овальной формы, расположение рисунка на всем листе. Использование  сочетание цветов для создания выразительного образа.

 

 

 

35

«Бабочка - красавица» (акварель)

Понимание формы предмета. Понятие симметрии.      

Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна.

 

 

 

36

«Среди трав и цветов» (Материал на выбор)

Правила композиционного построения на листе бумаги. Понимание формы предмета. Чувство цвета, линий и формы. Изображение насекомых от пятна (печать пальцем, монотипия) и их дорисовка.

 

  20

 мин

 

  5

мин

 

 15

мин

                                                                                     

                                                                                       ВСЕГО:    12 час. 3 час.  9 час.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  5-6 лет

 

            Это период наиболее активного рисования. Дети этого возраста в течение года способны создать до двух тысяч рисунков. По содержанию они могут быть самыми разными: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к книгам.  Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. В процессе восприятия предметов и явлений развиваются  такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, уподобление(на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

Задачи:

знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымков­ская, филимоновская, семеновская или полхов-майданская матрешка), произведениями разных видов изобразительного ис­кусства (живопись, графика, скульптура);

— расширять тематику детских работ, учить самостоятельно, находить сю­жеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;

— учить передавать характерные особенности предметов, явлений природы;

— знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным распо­ложением предметов и персонажей на листе бумаги;

— в рисовании учить создавать с натуры или по представлению образы знако­мых предметов, передавать их характерные признаки (цвет, форму, величину), создавать многофигурные композиции пейзажного и сказочного характера;

— сочетать различные техники для создания выразительных образов в индивидуальных и коллективных композициях;

   — проявлять интерес и бережно относиться к результатам детского изобразительного творчества.

                      КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучаемые второго года обучения должны знать:

•    правила техники безопасности при работе в кабинете;

•    общие сведения об организации рабочего места;

•    особенности материалов, применяемых в рисовании;

•    разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

•    творчество художников И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.Серова, И.Грабаря, П.Кончаловского;

•    основы графики.

уметь:

•    пользоваться гуашью, акварелью;

•    пользоваться графическими материалами и инструментами (трубочки, палочки);

•    различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

•    рисовать кистью элементы растительного орнамента;

•    выполнять орнамент в круге, овале, ленте по мотивам народного декоративного искусства;

•    создавать творческие композиции, иллюстрировать литературные произведения.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Всего 72 занятия,   30 часов                 Теория  6 часов             Практика 24 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Всего часов

В том числе
Теор.Практ.   

1-2

Сентябрь
«Веселая игра красок» (акварель)

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью.

 

50 мин

 

10

мин

 

  40

 мин

3-4

«Краски осеннего Урала» (акварель)

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Теплые и холодные цвета. Плоскостное изображение предметов в рисунке. Работа над пейзажем.

 

 

 

5-6

Натюрморт «Дары осени» (восковые мелки, акварель)

Знакомство с натюрмортом. Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

 

 

 

7-8

«Цветы осени» (гуашь)

Рисование с натуры: построение  композиции, учитывая пространственные отношения предметов. Свет и тень.

Использование контраста цвета для выделения главного.

 

 

 

9

10

Октябрь
«Дерево настроения» (акварель)
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Теплые и холодные цвета. Цвета настроения. Веселые и грустные.

 

 

 

11

12

«Узоры осени» (фломастеры)
Узоры как средство украшения. Узоры, придуманные художником. Узор из декоративных листьев и ягод в теплых тонах, используя приемы тычка и примакивания. Выразительные возможности и многообразие узоров. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал.

 

 

 

13

14

«Животные леса» (восковые мелки, акварель)
Рисуем диких животных (зайчика, белочку), добиваясь правиль­ной передачи их строения, окраски.  Развиваем у детей чувство цвета.

 

 

 

15

16

«Мой любимый сказочный герой» (Восковые мелки)
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Закрепить умение детей рисовать портрет человека.
Вызвать желание нарисовать своего любимого сказочного героя (Царевну Несмеяну, Буратино, Ивана Царевича, Мальвину).

 

 

 

17

18

Ноябрь
«Мой любимый город»
(материал на выбор) 

Понятие городской пейзаж. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника. Работа цветными карандашами, закреплять правила закрашивания изображения.

 

 

 

19

20

«Хорошо у нас в саду» (восковые мелки, акварель)

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Учить отбирать из опыта интересное содержание для своего рисунка, воплощать задуманное.

 

 

 

21

22

« Чудо - игрушки - разноцветные зверюшки» (гуашь)

Познакомить детей с дымковской  и филимоновской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор. Сравнивать два вида росписи, умение различать узоры (элементы, цвет).

 

 

 

23

24

«Зимушка-зима» (акварель, уголь)

Закрепить знания детей о жанре пейзажа. Учить отражать в рисунке изменения, происходящие в природе. Закреплять умение изображать деревья с разветвленной кроной разно внешнего вида. Видеть цвет природных объектов в зависимости от времени года.

 

 

 

25

26

Декабрь
«Снежинки-пушинки» «Птица – зима»
(фломастеры, цветные карандаши)

Декоративное рисование. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

 

 

 

27

28

«Краски новогоднего праздника» «Символ Нового года»  (материал на выбор)

Развивать представления и навыки декоративно-оформительской работы. Учить составлять эскиз открытки.  Упражнять в получении разных оттенков, выделять главное цветом, связывая его с настроением картины.

 

 

 

29

30

«Новогодний калейдоскоп» (фломастеры)

Учить рисовать узор в квадрате, располагая его в соответствии с  формой, придумывать детали узора по своему желанию. Композиция рисунка. Сочетание теплых и холодных цветов.

 

 

 

31

32

«Зимние игры и забавы» (цветные карандаши, восковые мелки)

Познакомить детей с сюжетной картинкой. Учить  передавать фигуры детей, играющих на улице, соблюдая пропорции фигуры, соразмеряя с другими предметами на участке. Близко и далеко.

 

 

 

33

34

Январь
«Путешествие на Север»
(акварель)

Техника рисования «по сырому». Учить художественными средствами изображать природу северного сияния; передавать мажорное сочетание красок (от прозрачно - розового до ярко-фиолетового). Животные севера. Обогащать изображение деталями, самостоятельно продумывать композицию.

 

 

 

35

36

«Там, где нет зимы» (материал на выбор)

Закрепить знания детей о животных теплых стран, о том, как образ жизни и особенности среды обитания отражаются на внешнем виде животных, особенности строения их тела, окраске. Понятие «художник-анималист».

 

 

 

37

38

Рисование по сказкам К.Чуковского (восковые мелки, акварель)

Продолжать знакомить детей с умением иллюстрировать сказки. «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Краденое солнце», «Айболит». Создавать сказочные образы животных, передавая несложные сюжеты. Выделять главный персонаж цветом, величиной.

 

 

 

39

40

«Сказочные домики» (восковые мелки, акварель)

Развивать творческую фантазию ребенка при создании сказочного сюжета. Учить изображать сказочные домики и тех, кто в нем живет. Домик яблоко, грибок, цветок и т.д.

Доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения, побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

 

 

 

 

41

42

Февраль
«Каслинские мастера» (восковые мелки, уголь)

Познакомить детей с декоративным искусством каслинских мастеров. Учить составлять орнамент по предложенной схеме. Познакомить с еще одним видом деко­ративного искусства - каслинской росписью посуды, ее травяным орнаментом.

 

 

 

43

44

 «Наши защитники» (акварель, гуашь)

Учить детей рисовать лицо солдата, правильно передавая строение, соблюдать примерные пропорции, передавать характерные особенности одежды (солдат: зеленая пилотка и гимнастерка; моряк: бескозырка).

Совершенствовать умение изображать военную технику: танки, самолеты, вертолеты. Самостоятельно придумывать композицию рисунка.

 

 

 

45

46

«Русская изба»

Углубить представление о русской избе как памятнике русской деревянной  архитектуры. Познакомить детей с элементами русской избы.

Закрепить знания детей о русском геометрическом орнаменте. Украсить наличники, ставни окон применяя  геометрические фигуры.

 

 

 

47

48

«Малахитовая шкатулка» (восковые мелки, акварель)

Познакомить с народно-прикладным искусством Урала. Развивать у детей интерес к народному творчеству. Учить рисовать вазу, похожую на цветок

 

 

 

49

50

Март
«Милой мамочки портрет» (акварель)
Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, воспитателя).

 Совершенствовать композиционные умения и навыки в работе с красками. Букет роз для женщин.

 

 

 

51

52

«Первые проталины» Знакомство с живо­писью (И. Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели») (карандаши)

Продолжать формировать   представления о пейзажной живописи.  Учить выделять средства выразительности. Находить сходства и различие в манере исполнения, содержании. Учить использовать разнообразную гамму красок для передачи пейзажей весны.

 

 

 

53

54

«Первоцветы» (восковые мелки)

Самостоятельный поиск способов изображения первых весенних цветов. Подбор гармоничного цветосочетания. Развивать чувство формы и композиции.

 

 

 

55

56

«Птицы весны» (акварель)
Познакомить с символикой птиц в народных промыслах. Учить детей преобразовывать естественные жизненные формы в декоративные, создавая сказочный образ птицы-веснянки. Использовать цвет, как средство  декоративного украшения.

 

 

 

57

58

Апрель
«Космическая фантазия» (свечка, акварель, тушь)

Познакомить детей с космическим пейзажем и картинами художника Соколова и космонавта Леонова. Закрепить технику рисования восковыми мелками и акварелью. Учить использовать цвет как средство выражения своего представления об окружающем мире.

 

 

 

59

60

«Весна – красна пришла, все цвести заставила» (акварель)

Учить пе­редавать в сюжетном рисовании характерные особенности природы. Закреплять умение передавать в рисунке строение деревьев, кустов, цветов (сирень, яблоня, черемуха и др.) Воспитывать любовь к родной природе.

 

 

 

61

62

«Наши меньшие друзья» (гуашь)
Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения домашних животных. Формировать умение изображать животных в движении, передавая особенности внешнего вида и пропорции.

 

 

 

63

64

«В подводном царстве» (материал на выбор)
Рассматривание морских животных. Закреплять представления о цвете.

 

 

 

65

66

Май
«Моя семья»
(восковые мелки)
Рисование портрета семьи, с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей.

 

 

 

67

68

«Зелёный май» (материал на выбор)
Декоративное рисование. Рисование узоров из растительных элементов. Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. «Солнышко, нарядись», «Ковер весны».

 

 

 

69

70

«Бабочки, которых я видел летом»  (материал на выбор)

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; развивать пространственное мышление.  Познакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

 

 

 

71

72

 «Чем пахнет лето?» (материал на выбор)
Рисование экспериментирование. Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Рисование ладошкой. Познавать, исследовать, отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

 

50

мин

 

10

мин

 

40

мин

 

                       ВСЕГО: 30 часов                 Теория  6 часов             Практика 24 часа


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 6-7 лет

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
           К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.