Проект «Дошколята-крепыши»

 

Тема проекта: Формирование культуры здорового образа жизни и полезных привычек у часто болеющих дошкольников.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный. 

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей с частыми респираторными заболеваниями, формирование у воспитанников привычки к сохранению собственного здоровья. 

Актуальность: для часто болеющих детей  формирование привычки к здоровому образу жизни является первой необходимостью.

Здоровый образ жизни, включающий в себя различные физические упражнения, гипоаллергенную диету, отсутствие вредных привычек оказывает нормализующее влияние на течение болезни. Он положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам. Физические упражнения могут способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции.

Задачи: 

• Формировать у детей представления о своем теле; о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. 

• Создать условия для формирования у детей гигиенических навыков и норм. 

• Повышать устойчивость организма к воздействию внешней среды.

•Укреплять психологическую устойчивость воспитанников.

• Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками в формировании представлений о здоровом образе жизни и полезных привычках. 

• Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. 

Прогнозируемый результат: 

• Привитие навыков здорового образа жизни, понимание его необходимости; умение осознанно и адекватно действовать в той или иной обстановке. 

• Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей. 

• Осознание взрослыми и детьми понятий "здоровый образ жизни", «полезная привычка». 

Участники: Дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели, специалисты (процедурная медсестра, медсестра, врач, психолог, логопед, инструктор по физической культуре).

Этапы реализации проекта: 

 1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, пополнение предметно-развивающей среды, подбор диагностического инструментария. 

2 этап – практический: реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей. 

3 этап – обобщающий: обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта. 

 В течение года с детьми регулярно проводилась немедикаментозная терапия.

Возможности немедикаментозной терапии у детей очень велики.

Немедикаментозная терапия направлена в основном на устранение причинно-значимых внешних факторов и тренировку систем, обеспечивающих компенсацию биологических дефектов, что позволяет использовать их на ранних стадиях заболевания.

Преимуществом немедикаментозных методов является то, что они не приводят к каким-либо осложнениям. Недостаток этих методов заключается в том, что положительный эффект наступает не сразу, а через длительный срок, подчас требуются повторные курсы.

К используемым методам немедикаментозной терапии в детском саду относятся следующие.

1.      Диетотерапия. Диетотерапия является эффективным этиотропным и патогенетическим методом лечения. Все воспитанники соблюдают в детском саду индивидуальную диету с абсолютным исключением из рациона аллергенных продуктов, специфичных для данного ребенка в соответствии с заключением врача.

2.      Физкультурно-оздоровительная работа:

- Дыхательная гимнастика.

Сознательный контроль дыхания — один из самых древних методов борьбы со стрессом и функциональными нарушениями дыхания.

Цель тренировки дыхания с помощью различных методик преследует, в частности, повышение устойчивости к гипоксическим и гиперкапническим воздействиям. Применяется ежедневно несколько раз в день.

Обеспечивается проветривание помещения (в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания ) Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Это достигается произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш), и сочетаний звуков (ах, ух, ох) Такие дыхательные упражнения проводится также в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т.д.) Контролируется, чтобы вдох и выдох у детей происходил только через нос.

Методика респираторной терапии тесно связана с релаксационной и аутогенной тренировкой. Ребенок учится дышать максимально расслабленно в различных позах и при физических нагрузках, эти навыки переносятся в повседневную жизнь, что позволяет уменьшить реакцию дыхания на различные стрессовые воздействия.

Релаксация проводится любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Результативность: Создано: картотека дыхательной гимнастики, оформлены буклеты для родителей «Здоровое дыхание»,  нетрадиционное оборудование для тренировки правильного дыхания, аудиотека звуков природы и релаксационной музыки, а также классической музыки (Чайковский, Шуберт, Рахманинов), подготовлен консультативный материал для педагогов и родителей «Музыкотерапия», проведен обзор интернет-ресурсов по «Веселой гимнастике» для родителей

- Занятия физкультурой. 

Физкультура с позиции современного уровня знаний может выступать как метод патогенетической, так и неспецифической терапии.

Механизм средств физической культуры в современной литературе рассматривают как результат стимулирующего, трофического и компенсаторного эффекта физических упражнений и с позиций адаптации к физической нагрузке.

Хороший эффект у детей дают общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление и координацию. В результате специальных  упражнений дыхательная мускулатура и, прежде всего, мышцы, участвующие в выдохе, обретают достаточную силу и выносливость, нормализуется кровообращение.

- Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе.

Путем произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигаются полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходима глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление и равномерная вентиляция легких. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный двигательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. 

Результативность: приобретен уличный спортивный комплекс, включающий в себя использование различных типов упражнений, созданы комплексы упражнений для часто болеющих воспитанников

3.      Профилактика ОРВИ, чему способствует закаливание, профилактический прием витаминов в соответствии с назначениями врача.

4.      Образовательная деятельность (продуктивная, познавательная) : знакомство детей с внешним строением тела, с возможностями тела (организма), формирование представления об уникальности человека, о разумном образе жизни для здоровья, о вредных привычках, о полезных продуктах, витаминах. 

Результативность: издание рукописных книг: «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Книга рецептов здоровой пищи», «Неболейка»; стенгазет: «Как быть здоровым», «Мама, Папа, Я – здоровая семья», «Полезные привычки», комиксы «Вася-компьютерный гений»; участие в различных конкурсах и семинарах по защите здорового образа жизни.

5.      Психологическая поддержка: упражнения, проводимые педагогом-психологом для снятия напряжения, эмоционального истощения.

Важный фактор формирования здорового образа жизни и отсутствия вредных привычек– работа с родителями.

Для этого используются следующие формы: анкетирование, беседы, консультации, памятки, информационные листы, папки-передвижки, праздники, развлечения, походы выходного дня, мастер-классы, встречи со специалистами.

В результате систематической работы прослеживается:

* стабильная динамика посещаемости;

* участие детей и родителей в различных мероприятиях;

* повышение работоспособности, выносливости;

* развитие психических процессов;

* формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

* пропаганда здоровых привычек и правильного питания самими воспитанниками и сообщения из опыта работы по данной тематике педагогов на ежегодном межмуниципальном Фестивале физкультуры и спорта, проводимом на базе ДОУ;

* - увеличение уровня социальной адаптации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

СХЕМА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. "Ворона". Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох). Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

2. "Гуси". Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам. Сделать вдох, затем наклонить туловище вперед, сделать длинный выдох с произношением звуков Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О. Повторить 4-5 раз.

3. "Жук летит". Исходное положение: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад (выдох), на выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение; сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с отведением левой руки до отказа в сторону и назад с произношением на выдохе звука Ж-Ж-Ж. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. "Аист". Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

5. "Журавль". Исходное положение: ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны (вдох), опустить медленно вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

6. "Игра в мяч". Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Большой резиновый мяч держать двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперед (выдох). На выдохе произносить звук Б-Р-У-Х-Х. Сделать 5-6 бросков.

7. "Коршун". Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове (вдох). Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватить руками колени (выдох). Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

8. "Птица летит". Быстрая ходьба и бег по комнате (15-20 секунд), руки расставлены в стороны – движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.

9. "Заблудился". Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У. Повторить 3-4 раза.