Проект «Синичкин календарь»

 

День зиновеев - им праздничек свой:

Всем дан от Бога особый святой.

«За морем пышно синичка живала,

Пиво варила и стуж не знавала», -

Песню ведёт о ней сказ вековой, -

Было б ей там и заботушки мало;

Не покидает наш край снеговой;

Холодно, голодно, всё ж он – родной!

                      Аполлон Коринфский

                                                  1915

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы: Романова Т.Н., Сливко В.Н., воспитатели МБДОУ №48

Цель:

создание оптимальных условий для развития личности ребенка и формирования познавательной самостоятельности через приобщение к народным традициям

Задачи:

- познакомить с традициями празднования Синичкиного дня  на Руси с опорой на зону ближайшего развития ребенка;

- формировать у детей осознанный подход к зимующими птицами;

- воспитывать любовь к родному краю;

- развивать в ребенке восприимчивость к своей среде обитания;

- прививать нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить с гармонии с обществом и окружающей средой;

- овладеть конструктивными способами взаимодействия

 

Сроки проведения проекта: 1,5 недели

 

Возраст детей: средний (4-5 лет)

 

Актуальность темы:

12.11.традиционно на Руси отмечался Синичкин день.  «Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит»,- записано в сборниках устного народного творчества. Старики мастерили кормушки вместе с детьми, при этом поучали их: «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной. Хоть и невелика птичка-синичка, да голосок востёр. К тому же синичка – воробью сестричка»

На территории Кольского полуострова зимует много видов птиц. Зимы на севере всегда отличаются морозной погодой, и издревле люди помогали птицам пережить холода. Если птицы сыты, то они не замерзнут.

 

Этапы проведения проекта:

1.     Целевые прогулки по территории детского сада, наблюдение за птицами: учить узнавать птиц по внешнему виду, закрепить представление о том, чем игрушечная птица отличается от настоящей, изучить особенности питания птиц.

2.     Опрос детей на тему «Что я знаю о птицах»: формирование навыков коммуникативного общения (развитие монологической и диалогической речи)

3.     Постановка гипотезы: птицы прилетают ближе к людям, потому что им недостаточно пищи в лесу (маленький урожай ягод, болезни рябины (при рассматривании дерева рябины дети установили, что ягоды все почерневшие и высохшие)

4.     Сбор информации о зимующих птицах совместно с родителями (использование ИКТ). Чтение стихов и рассказов о птицах, пальчиковая гимнастика «Птицы», составление электронной картотеки «Птицы нашего края». Знакомство с традицией празднования Синичкиного дня. (По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Кстати, свое имя они получили за песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!») Разучивание народных закличек:

Синиченька – невеличенька,

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв.

Принеси ты нам

Зиму снежную, зиму темную.

Синиченька - сестриченька,

Созывай снегирей

И лети к нам скорей.

5.     Обобщение полученных знаний: нужно помогать птицам в голодное время, тогда и они помогут нам весной.

6.     Проведение праздника «Синичкин день» на участке группы (развешивание кормушек, угощение птиц лакомствами, принесенными из дома, украшение деревьев кусочками хлеба и сала, народные хороводы, заклички.

Выводы детей:

-  С помощью картинок установили, что к кормушке прилетели воробьи, синицы и голуби.

- По повадками воробьи оказались более пугливыми, запрыгивали на кормушку – и сразу же отлетали.

- Синички же- более смелые, позволяли подойти к ним поближе, но в то же время шустрые- никак не позволяли себя сфотографировать

- Голуби предпочитали есть хлебные крошки с земли, почти не боялись людей.

- Веселые народные гулянья поднимают настроение

- Хороводы помогают подружиться.

7.     Подведение итогов: дети делятся впечатлениями от праздника, совместное оформление книжек-малышек дома с родителями

 

Таким образом, совместная работа педагога, детей и родителей над проектом ведет к развитию у детей поисковой познавательной деятельности, развитию способностей к прогнозированию будущих результатов и формированию навыков коммуникативного общения.

 

 

Результат работы: повышение познавательного интереса к народным традициям Руси, охотное участие детей в народных праздниках и гуляньях, осознанная деятельность детей, направленная на создание и поддержание необходимых экологических  условий для живых объектов.