Текст к презентации:

«Пальчиковые игры для детей  младшего дошкольного возраста»

 

№1                                                                            

 Игра — это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Истоки способностей и дарований  детей  находятся на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский

№2                                                                            

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, он накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность. Особую область  занимают игры связанные с развитием мелкой моторики.

№3

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Постоянно спешащие родители, не дают детям самостоятельно пробовать одеваться. Сейчас основная масса детей не умеют завязать шнурки.

№4

Ещё несколько десятков лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

№5

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей уже в дошкольном возрасте, нередко является одной из причин возникновение у них заикания. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. А начинать ее нужно с самого раннего возраста.

 

№6

Существует много игр для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны

-лепка

- рисование пальчиками

-собирание пазлов

-мелкие конструкторы,

 -шнуровки

-игры с крупами,песком

-игры с водой

 

№7

 Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи являются пальчиковые игры и упражнения.

 Пальчиковые игры - ЭТО инсценировка небольших рифмованных рассказов, с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. В ходе;пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

№8

Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – я пойму! »

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека.

Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в наших занятиях с детьми.

№9

В древности на Руси наши предки не воспитывали детей, а пестовали.  Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка, и настройки ребенка на биополе Земли. На Земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. Оказывается, все старославянские «игры для самых маленьких»  и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры. Если сказать проще, то это точечное воздействие на организм.

Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

№10, 11

Для примера давайте разберем известную каждому с детства игру «Сорока-белобока»

 В игре водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони, стимулируя работу ЖКТ малыша. Дело в том, что в центре ладони находится проекция тонкого кишечника Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки. (профилактика  запоров).

Описывая работу той самой «Сороки - белобоки» на раздаче каши детям не стоит халтурить, Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем - указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, поэтому, чтобы активизировать деятельность мозга, большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить». Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

№12

В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется большое внимание, такая работа ведется ежедневно. Для этого приобретено большое количество игр и массажных тренажеров

№13

№14

№15

В образовательной деятельности и в режимных моментах стараемся как можно чаще использовать пальчиковую гимнастику .

№16

Цель работы в этом направлении:

 Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

Задачи:

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для  детей дошкольного возраста.

№17

Учитывая тот факт, что активные движения  пальцев и кистей рук стимулируют  развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр. Поэтому у нас разработаны картотеки различных пальчиковых игр.

№18-№19

Достичь хороших результатов возможно только с  использованием разнообразных форм работы с родителями, это:

- индивидуальные беседы  и рекомендации                                                                                                    

-консультации

-«практикумы для родителей»

-ширмы - передвижки  по теме

№20

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития детей но необходимо соблюдать определенные требования:

 

-После каждого упражнения  необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук)

-Пальцы нужно нагружать равномерно

-Оказывать  комплексное воздействие

№21

И в заключении хочу сказать, что игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения со  взрослыми  людьми