Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач: «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия...» (см. п.1.6  ФГОС ДО).

"Физическое развитие включает приобретение опыта в ... становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами..." (см. п. 2.6  ФГОС ДО).

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Понятие здоровьесберегающей технологии относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при ее реализации решается задача сохранения здоровья основных субъектов воспитательно-образовательного процесса – воспитанников и педагогов.

Современные здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной цели дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Цель нашей работы: охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Задачами считаем: обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников группы, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни  собственных и других людей.

Девиз нашей 1 младшей группы – «Маленькими шагами к олимпийским победам»

Работа по здоровьесбережению невозможна без применения игровых технологий, которые наиболее  активно используются именно в младшем дошкольном возрасте.

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции 4 образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В применяемых нами технологиях работа осуществляется в процессе организации различных видов детской  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

 В нашей группе созданы все необходимые условия для укрепления здоровья воспитанников:

- центр развития движений, включающий в себя: дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр, дыхательных упражнений, профилактики плоскостопия и зрительной гимнастики; массажеры для тела, тренажеры для развития мелкой и крупной моторики.

В работе с детьми используются следующие виды здоровьесберегающих технологий сохранения и укрепления здоровья:  

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Результативность

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Разработали

картотеки дыхательных гимнастик, гимнастики для глаз, гимнастики с элементами йоги, физкультминуток, оформили консультацию для родителей «Физминутки в дороге».

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно

Игры подбираются  в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Создали картотеку русских народных игр , игр малой подвижности и картотеку детских считалок. Пополнили атрибуты для игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяем интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Создали аудиотеку звуков природы и релаксационной музыки, а также классической музыки (Чайковский, Шуберт, Рахманинов), подготовили консультативный материал для педагогов и родителей «Ароматерапия» и «Музыкотерапия»

 Гимнастика пальчиковая

 Индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Создали картотеку пальчиковых игр по возрастам; видеотеку пальчиковых игр по методике Е. Железновой (для воспитателей и родителей)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Создали картотеку «Физкультура для здоровых глаз», оформили тренажеры для глаз

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечиваем проветривание помещения (в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания

) Основу дыхательных упражнений 

составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Этого мы достигаем произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш), и сочетаний звуков (ах, ух, ох)

Такие дыхательные упражнения проводим также в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т.д.) В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания воздушных шаров. Контролируем, чтобы вдох у детей происходил только через нос.

Создали картотеку дыхательной гимнастики, оформили буклет для родителей «Здоровое дыхание», создали нетрадиционное оборудование для тренировки правильного дыхания

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам и ортоковрикам; ходьба из спальни в группу с разницей температуры в помещениях . Благодаря частой смене комплексов и игровым моментам интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Создали картотеку комплексов бодрящей гимнастики, обогатили центр развития движений тренажерами для рук, массажерами, провели обзор интернет-ресурсов по «Веселой гимнастике» для родителей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

 

Создаются нетрадиционные виды физкультурного оборудования в сотрудничестве с родителями

         

Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями.

Для этого мы используем следующие формы: анкетирование, беседы, консультации,  памятки, информационные листы, папки-передвижки, праздники, развлечения.  

В результате систематической работы прослеживается:

  • стабильная динамика  посещаемости:
  •  участие детей и родителей в  развлечениях;
  •  повышение работоспособности, выносливости;
  • развитие психических процессов;
  • улучшение зрения;
  • формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • повышение речевой активности;
  • - увеличение уровня социальной адаптации

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а родители - полноправными партнерами воспитательного процесса.