Открытое занятие по цветовосприятию

«Девочка – Весна»

для детей старшего возраста.

           Цель: развивать у детей изобразительные навыки, фантазию, воображение, чувство цвета, закрепить знание тёплых цветов, закрепить умение создавать оттенки красок и дополнительные цвета на палитрах (оттенки тёплых и других цветов путём смешивания их с белой краской), учить рисовать весенний пейзаж, используя технику рисования по сырому и высохшему фону.

           Предварительная работа: рассматривание  иллюстраций и открыток с весенними пейзажами, чтение рассказов о весне, рисование по мокрому фону.

          Материал: кукла-домовёнок Кузя, кукла девочка-Весна, Кукла Снежная королева;  гуашь красная, жёлтая, коричневая, зелёная, голубая, белая, кисти двух размеров, вода, по десять палитр на каждого ребёнка, блюдечки с чистой водой, кусочки поролона, искусственные цветы, льдинки (кусочки белой бумаги).

 Музыкальный: «Песня Снежной королевы», муз. М.Минкова, сл. В.Коростылёва; песня «Девочка-Весна», муз. Г.Гладкова, сл. А.Кушнера; музыка из балета «Щелкунчик» П.Чайковского, пьеса П.Чайковского «Апрель» (альбом «Времена года»). «Менуэт», муз. П.Мориа, «Закат солнца. Восход» и «Восход солнца на острове Бали», муз. С.Купера.                                                       

 

                                                  Ход занятия.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, хотите отправиться в сказку? Тогда вперед.

И/у «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

(Встречают домовенка Кузю)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуй, Кузенька! Как твои дела?

КУЗЯ. Хорошо дела идут, голова ещё цела! А как вы поживаете?

(Дети отвечают, что хорошо.)

ВОСПИТАТЕЛЬ . Кузя, помнишь, где мы были в прошлый раз? Верно, на Северном полюсе, в Царстве Снежной королевы. Интересно, как Снеговичок поживает? Трудно быть домовым у такой холодной и суровой хозяйки, как Снежная королева!

КУЗЯ. Давайте его проведаем! Вот наш волшебный снежный мост, по нему мы и доедем к Снеговичку. В путь?

(Дети соглашаются. Пока идут по мосту, вспоминают, какими цветами его рисовали (фиолетовый, синий, сине-зелёный, смешивали их с белым). Зовут Снеговичка. Вместо него прилетает Снежная королева, очень грустная.)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. А, это вы. К кому вы пришли?

ДЕТИ. К Снеговичку.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Его нет. Он уехал на отдых со своим другом Умкой. Он хорошо потрудился, сделал чудесный мост. На бал пришло много гостей, и бал был замечательным! Но с тех пор я не найду покоя. У всех есть друзья, даже у Снеговичка. А у меня никого нет, ведь я не умею дружить и любить, сердце моё холодное.

(Звучит отрывок  песни «Снежная королева», дети по желанию танцуют под музыку)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Мне так хочется тепла. Но его-то мне и нельзя. Ведь я снежная!

ВОСПИТАТЕЛЬ . Смотрите, она плачет!

У Снежной королевы из глаз падают льдинки. (Кузя задумывается.)

КУЗЯ. Постой, не реви. Давайте вместе подумаем, как этой Снежной хозяйке помочь. За зимой следом что идёт? Весна! Она-то и приносит тепло! Значит, пойдём искать Весну!

(Дети с ведущим ищут Весну. Звучит песня «Девочка-Весна». Кукла девочка-весна прыгает на одной ножке, бегает, нюхает первые весенние цветы, собирает их, подставляет ладошки солнышку.)

ВЕСНА (удивленно). Здравствуйте, я-девочка-Весна! А вы кто такие? И что вы здесь делаете? (Ответы детей)

ВЕСНА. Но это же так просто и легко – быть добрым и иметь друзей! Надо только тёплым сердцем и всему радоваться!

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. А я не могу! Ведь я холодная и ледяная!

(Весна задумывается.)

ВЕСНА. Бедная, бедная! Как же тебе помочь? Придумала! Я знаю, как сделать сердце королевы тёплым и добрым, но чтобы она не растаяла.                      СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (встрепенувшись). Как?

ВЕСНА. А вот как! Надо собрать в кулачок все-все тёплые цвета и кинуть их в королеву. Её сердце сразу потеплеет, а чтобы она не растаяла, быстро сказать снежное заклинание: «Снип – снап - снуре, пуре, вазелюре!»

(Дети так и делают. Когда «кидают» тёплые цвета в королеву, звучит музыка «Колокольчики»).

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Ах, как стало тепло в груди!..

ВЕСНА. Это сердце у тебя подобрело. А теперь предлагаю сделать чудесные весенние краски. Я немного поколдую и превращу их в волшебные! Они помогут вам рисовать чудесные весенние картинки, когда вся природа оживает, радуется и поёт! Вот и Снежная королева будет рада увидеть весну на ваших картинках, ведь она её никогда не видела!

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Это правда, я была бы вам очень благодарна за такие рисунки!

ВЕСНА. А делают такие краски вот так: сначала из красной и жёлтой получаете оранжевую, из жёлтой и коричневой…Какую? (Кирпичную). А сейчас самое главное. Когда приходит весна, нет ярких цветов, очень мало ярко-красного, оранжевого, все цвета очень нежные. Как будто в них добавили молоко. Вот и у вас на столе «молоко» - белая краска. Теперь каждую из красок, в том числе оранжевую, охру и все остальные, можно развести белой. Смотрите!

(Весна смешивает краски с белой, добавляя в белую цветные, и пробует их на отдельном листе, делая разные оттенки.)

ВЕСНА. А теперь вы!

(Дети разводят краски на палитрах.)

ВЕСНА. Ну что, готово? Тогда я колдую!

Радуги, точки, весенние листочки.

Золотые паучки, солнечные зайчики.

Набирайте свежих сил,

Девочки и мальчики.                                                                                                      (Весна хлопает в ладоши три раза).

ВЕСНА. Теперь ваши краски имеют особую силу. Они радостны и веселы, как сама Весна! Посмотрим, какие у кого оттенки получились.

(Начинает рисовать на мольберте и одновременно рассказывает.

Звучит «Танец цветов» П.Чайковского.)

ВЕСНА. Представьте, что вы весной вышли погулять. (Смачивает лист бумаги водой с помощью поролона.) Если солнышко светит сквозь тучи, краски светлые - чуть-чуть розовые, чуть-чуть желтоватые. Если солнышко светит ярче, краски яркие – оранжевая, жёлтая и др. А самые тёмные цвета появляются, когда солнышко заходит. Оно на закате ярко-красное, и краски тогда лучше подобрать такие: красную, коричневую, кирпичную - тёмные, яркие.

(Показывает на листах, прикреплённых к мольберту.)

КУЗЯ. Весняночка, а я ещё один секрет знаю. Какое небо около солнышка, какое – далеко от него?

ДЕТИ. Около солнышка – небо светлее, ниже – темнее.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Друзья мои, я никогда не видела, как весной набухают почки, как на кустах появляются листья, а из-под снега выглядывают жёлтая прошлогодняя трава и первые весенние цветы – подснежники. Когда ваш лист подсохнет, нарисуйте, пожалуйста, на нём такую тёплую весеннюю картинку.

(Дети работают. Звучат музыкальные произведения: «Апрель» П.Чайковского, «Менуэт» П.Мориа, «Закат солнца. Восход» и «Восход солнца на острове Бали» С.Купера.)

(Кузя оценивает работы. Снежная королева благодарит всех, прощается и улетает. Прощается и уходит девочка – Весна.)

КУЗЯ. Надо же, мы даже и не заметили, как у себя в саду очутились. Ох, и длинное же путешествие получилось! Я так устал и проголодался. Хочу есть! Где там мои сосисочки, м-ням, м-ням? Где мой любимый  бородинский  хлебушек с корочкой?

Достаёт из сундучка хлеб, собирается перекусить.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Кузя, ты ешь, а мы с детьми пойдём, погуляем. Смотри, не объешься, а то живот заболит.

КУЗЯ. Не-а, ничего, мой голодненький животик (гладит его). Вы идите, а я его покормлю. До свидания!

(Дети прощаются с Кузей и уходят на прогулку.)