ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«СИБИРСКИЕ ВАЛЕНКИ»

  

Содержание

 

Аннотация

Актуальность, цель и задачи проекта

Этапы реализации проекта

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аннотация  

В предлагаемых материалах представлен проект, направленный на ознакомление детей с историей возникновения валенок.

Знакомясь с историей возникновения этой обуви, дети узнали, как её изготавливают. Как она называлась в разных регионах России.

Теоретическая значимость проекта заключается в исследовании вопросов через различные источники информации (специальная литература, энциклопедии,  интернет-ресурсы, подбор видео, иллюстраций) и форм работы с детьми и родителями (познавательные занятия, беседы, просмотр видео – и иллюстративных материалов, мастер-классы, досуги).

Практическая значимость определяется тем, что отобран и систематизирован материал по данной теме для дальнейшего практического использования в дошкольном образовательном учреждении.

Проект может быть реализован на базе любого дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.

 

Актуальность, цель и задачи проекта 

Мир предметов, окружающий нас, с каждым днём пополняется и расширяется. В своей стремительной повседневной жизни мы не всегда можем остановиться и задать себе вопрос: «Когда и где это появилось? Почему так называется?»

Говорят: «Валенки – это Россия, а Россия – это Валенки». В ряду национальных символов России: матрешка, гармошка, икра, валенки занимают почетное место. Какое хорошее, простое, какое русское слово – валенки! Валенки – это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любимая всеми, независимо от чина и сословия.

Проект «Сибирские валенки» создавался в подготовительной группе «Солнышко». В ходе этого проекта педагоги знакомили детей с историей возникновения валенок.

Тема проекта - знакомство детей с историей возникновения и изготовления валенок.         Данный проект направлен на развитие и поддержание познавательной активности детей.

Актуальность: Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества. Реализация проекта направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению

         Проблема: Проанализировав уровень знаний детей о народном промысле изготовления валенок, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Сибирский  валенок», который знакомит детей с историей катания валенок.

Цель проекта: расширить кругозор детей в вопросах  истории возникновения и технологии изготовления валенок. Формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

Задачи:

·        познакомить детей с историей возникновения валенок;

·        развивать творческие способности, умение общаться друг с другом;

·        развивать интерес к русской народной песне и её жанровому разнообразию;

·        познакомить детей с новыми элементами русского танца.

·        Развивать интерес детей к народному быту, к русской музыкальной культуре;

·        Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;

·        Развивать и обогащать речь дошкольника, его эрудицию и интеллект, творческой потенциал, коммуникативные навыки, физические качества;

·        Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;

·        Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

Тип проекта: информационно-познавательный

 Методы, средства, формы проекта:  музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности; беседы; объяснения; развлечение. Практические: разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок, музыкально-ритмических движений, танцев, игр.

 

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

 

Этапы реализации проекта 

Подготовительный этап:

·        подбор информативного материала об истории возникновения валенок;

·        сделать презентацию о технологии изготовления валенок;

·        найти видео-выступление певцов и танцевальных коллективов с исполнением русских народных песен и танцев;

·        подбор частушек, стихов, загадок, пословиц о валенках.

·        Выбор темы изучения в соответствии с интересом и возможностями детей.

·        Отбор необходимого исторического, литературного, музыкального, иллюстративного и другого материала по теме.

·        Написание конспектов бесед, праздников, досугов.

Основной этап:

Работа с детьми.

1.     Познавательные занятия с детьми:

·     «Русская народная песня и частушки»;

·     «Русский народный танец».

На музыкальных занятиях дети смотрят  видеозаписи исполнителей народных песен, а так же выступления танцевальных коллективов (русские народные танцы, пляски).

·   Подбор информации в книгах, журналах, в интернете. Заучивание стихотворений, разучивание песен.

Работа с родителями

· Заучивание пословиц и поговорок.

· Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Как катают валенки».

· Украшение валенок родителями и детей.

· Изготовление «Дизайнерских валенок».

Продуктивная деятельность: ИЗО – «Русские валенки» украшение силуэта валенка снежинками. Раскраски «Чудо- валенок»

Игровая деятельность: Игры на свежем воздухе: «Метание валенка» «Зимний боулинг» «Чья команда быстрее соберет валенки» «Хоккей валенками»

Познавательная деятельность: Беседа, рассматривание разных видов валенок. Тематические занятия по ознакомлению с народным промыслом валяния валенок.

Создание выставки в ДОУ, разработка содержания занятий с детьми: «Сибирский валенок» Проведение занятий с детьми совместно с библиотекой №17, организация совместного развлечения

 

Обобщающий этап:

Результатом работы над проектом стало проведение досуга с родителями «Праздник сибирского валенка». Дети  проявили творческие и музыкальные способности в танцах и песнях. Ловкость и быстроту реакции в играх с валенками. Семейное мастерство и дизайн были продемонстрированы в конкурсе «Лучшие дизайнерские валенки». У дошкольников сформировались знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. У детей развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

 СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРАЗДНИК СИБИРСКОГО ВАЛЕНКА»

Задачи:

 - приобщить детей к традициям русской народной культуры;

- рассказать, когда появились валенки, из чего и как их делают;

- разучить с детьми стихи, частушки, загадки;

- активизировать в речи пословицы и поговорки;

- развивать танцевальные навыки  в импровизированных плясках;

- развивать двигательные навыки, ловкость, выносливость;

- создать радостное настроение.

Оборудование: валенки (по количеству детей); кегли (для игры в городки); снежки из мягкой ткани, спортивные ориентиры и стойки (для игр), эскизы валенок из картона (для конкурса).

 

Звучит русская народная песня «Светит месяц», дети входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас праздник, а какой, отгадайте сами:

Знает взрослый человек, знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть, надевают… (валенки)

Правильно, сегодня мы решили устроить праздник сибирского  валенка. Впервые валенки появились в Сибири, и называли их пимами. Валенки делают вручную. Ребята, из чего делают валенки?

Дети: Из овечьей шерсти.

Ведущий: Правильно. У каждого мастера был свой секрет технологии изготовления валенок. Валенки были дорогие. Хорошо, если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валенки носили все её члены, считали обеспеченной, богатой. А парень, у которого были валенки, считался завидным женихом.  Даже императрицы и придворные дамы носили валенки под бальными платьями. Валенки – удобная обувь. А почему, ребята?

Дети: Потому что в них тепло зимой, не страшны морозы и метели.

 

Ребёнок:  У кого там хмурый вид,

Музыка у нас звучит.

Я грустить не разрешаю,

Поиграть всех приглашаю!

 

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ВАЛЕНОК» Дети встают в круг и под русскую народную песню передают один валенок друг другу. Когда песня перестаёт звучать, на середину выходит  тот, у кого остался валенок, и исполняет народный танец.

 

 

Ребёнок: Мы в Сибири живём,

Сушки, пряники жуём.

Для гостей сейчас частушки

Мы про валенки споём.

 

ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ ПРО ВАЛЕНКИ

 

Ребёнок: Мы грустить не разрешаем,

Мы играть здесь начинаем!

 

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ПРОБЕГИ В ВАЛЕНКАХ ВОКРУГ СУГРОБА» Дети делятся на две команды. Каждой команде дают один валенок. Первые игроки команд одевают валенок и обегают «сугроб». Затем передают валенок следующему игроку из своей команды. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее обегут сугроб.

Ведущий: Ну а сейчас проверим, кто знает пословица про валенки.

 

ПОСЛОВИЦЫ:

С умного по шерстинки – дураку на валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Простой, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенок надел.

Без шубы и валенок зима без конца.

 

Ведущий: А сейчас игра «Городки». Только кегли мы будем сбивать не битой, а валенком.

 

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ГОРОДКИ».  Задача игроков – сбить валенком кегли.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ВАЛЕНКОБОЛ»  Набирают две команды. В каждой по три человека: 2 игрока и 1 вратарь. Задача игроков – забросить снежки в ворота соперника. Вратарь защищает ворота  с помощью валенка.

 

Ведущий: В наши дни валенки бывают разных форм и расцветок: чёрные, серые, расписные, короткие, высокие, с каблуком. Модельеры превращают их в произведение искусства. Валенки бывают в клеточку, полосочку, горошек, цветочек, со снежинками. Я предлагаю вам принять участие в конкурсе дизайнеров и самим украсить свои валенки.

 

ПРОВОДИТСЯ  КОНКУРС «ДИЗАЙНЕРСКИЕ ВАЛЕНКИ» Родители и дети рассматривают дизайнерские валенки на выставке, путем голосования выбирается победитель!

 

Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Мы надеемся, что валенки останутся самой любимой обувью для зимы у детей и взрослых.

Пословицы, загадки и частушки про валенки

Загадки

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром – в школу,

Днём – домой.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

 

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют?

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки

В них мы бегаем зимой,

Утром – в садик,

Днём – домой!

 

Пословицы

С умного по шерстинке – дураку валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Прост, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенки одел.

 

Пословицы с валенками:

Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них ни как нельзя, колхознику в дорогу.
Носите валенки,- друзья, как дед, - на босу ногу!

 

 

 

 

 

 

 

Частушки

Сидя на завалинке

Подшивал дед валенки.

К нему бабка подошла

Дедка бросил все дела.

 

На окошке два цветочка

Голубой да аленький,

Я возьму да променяю

Сапоги на валенки.

 

Я частушки пропою

Про пимы да валенки

Гармонист мне подыграет

Сидя у завалинки.

 

А мне милый подарил

Пимы – самокаты,

Каждый вечер провожал

Он меня до хаты.

 

Эх, кто к нам идет

Широко шагает,

Рыжи валенки одел,

Чего–то воображает.

 

Мы не знаем как у вас

А у нас на даче,

Ходит в валенках народ

И не как иначе!

 

Глазки я свои накрашу

Губки ярко подведу,

Новы валенки обую

На свидание пойду.

 

Огонек в глазах сверкает

Знать душою молода!

В валенках зимой гуляю

Не берут меня года.

 

Хорошо гармонь играет

Душу рвет на части,

Я как валенки куплю

 

Забуду все несчастья.