Рабочая программа по курсу «Глинотерапия»

для слепых обучающихся 2го  класса

 

                         Составитель: Поздеева Вера Алексеевна,

                                                                                   учитель-дефектолог

 

 

                                            Содержание программы

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика.

3. Место  курса в учебном плане.

4. Ценностные ориентиры  курса.

5. Результаты освоения курса.

6. Содержание курса.

7. Тематическое планирование.

8. Материально-техническое обеспечение.

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

               Коррекционная  программа по глинотерапии  составлена на основе:

·         Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России №1598 от 19.12.14г.

·         Постонавления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015г «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпиддемиологические требования к условиям и организации обучкния и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

·         Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 3.2).

·         Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Шадринской школы-интернат №12.

Декоративное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

 Творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

     Одним из наиболее доступных видов декоративно-прикладного творчества, для слепых детей, является лепка. Она способствует развитию  тактильного восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для  обучения и социализации в целом. Лепка развивает мелкую моторику, подводит  детей  к умению ориентироваться в микропространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

Цель программы: Снятие психоэмоционального напряжения и развитие творческих  способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из глины.

Задачи:

  Коррекционно-развивающие:

  • развитие познавательной сферы: сенсорных эталонов формы, величины и пространства;

·         развитие тонкой моторики рук;

·         развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

образовательные:

·         обогащение  знаний детей через  практическую деятельность;

·         овладение  умениями  работы  с глиной;

воспитательные:

·         соблюдение правил техники безопасности и личной гигиены;

·         приобретение готовности  самостоятельно  выполнять предложенную работу.

Программа способствует:

- снятию психоэмоционального напряжения;

 - развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 - обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности;

 - созданию творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

      Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физиологических особенностей слепых детей.

      Основной формой работы являются коррекционные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная и  коллективное творчество.

Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед и обследования предметов.

Дети учатся аккуратности. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с дополнительными инструментами, которые разнообразят деятельность, улучшают качество работы и повышают интерес детей к лепке.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из возможностей, опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя обучение организации рабочего места, способам, приемам лепки, этапам и способам приготовления глины, создание индивидуальных и коллективных композиций.

Во время занятий лепкой для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используется музыкальное сопровождение  с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к.  сам процесс приготовления глиняного теста и музыка влияют на эмоциональное состояние и настроение человека. Специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  способствует интересу детей к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, окружающего мира, урокам рисования, математики и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить  два раза в неделю.

 

3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа коррекционного курса по глинотерапии  из внеурочной деятельности «Общекультурное направление».

На реализацию программы отводится  2 час в неделю, всего - 68 часов в год. Продолжительность занятия 35 минут.

 

 4. ЦЕННОСТНЫЕ  ОРИЕНТИРЫ  СОДЕРЖАНИЯ  КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

          Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

          Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

          Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

          Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

          Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином страны, но и частью мирового сообщества, для существования которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование  уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

 

5. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метопредметных и предметных результатов.

Личностные результаты  у второклассников продолжают формироваться: 

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

- способность к эстетической и нравственной оценке;

- объяснять на доступном уровне свои чувства и ощущения от созерцаемых творений, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками.

Метопредметными результатами во втором классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений;

- перерабатывать полученную информацию:

- стремление использовать полученные умения для создания красивых вещей;

- умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности.

Коммуникативные  УУД:

- желания общаться, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств искусства;

- желания доносить свою позицию до других;

- умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.

Регулятивные УУД У второклассников продолжится формирование:

-  умения планировать, контролировать практическую деятельность;

-  способов решения проблем творческого характера;

- способности  оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

Второклассники научатся:

- организовывать свое рабочее место;

- определять свойства глины и её пластичность;

- пользоваться элементарными приспособлениями, инструментами, применяемыми при работе с глиной;

-  сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета;

- воспроизводить предметы простой конфигурации, используя простые формы для создания выразительных образов;

- прогнозировать конечный практический результат;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию;

- демонстрировать готовый продукт.

У второклассников продолжатся процессы:

- формирования основ художественной культуры, на материале родного края, понимания красоты как ценности, потребности в творчестве, в общении с искусством;

- овладения элементарными умениями и навыками в практической деятельности;

- овладения навыками коллективной деятельности под руководством педагога;

- формирование навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности;

-  усвоения правил по технике безопасности.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки:

·         однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

·         постоянные  - проводятся в мастерской, где работают дети и в витринах;

·         тематические - по итогом изучения разделов, тем;

·         итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

        К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, участие работы в выставке, награждение грамотами, дипломами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ.

 

6.      СОДЕРЖАНИЕ  КОРРЕКЦИОННОГО  КУРСА

 

         Содержание программы предусматривает ознакомление с пластическими материалами (глина, песок, тесто, пластилин, пластика). С их свойствами и способами приобретения.  Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин и пластика ― материал ручного труда. Как правильно обращаться с глиной и пластилином. Инструменты для работы. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание», «раскатывание столбиками», «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца», «сплющивание», «прищипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из глины геометрических тел ( цилиндр, конус, шар, куб). Лепка изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Ознакомление с историей развития народных и местных промыслов и широким применением глины в быту; с основами изготовления игрушек, рельефа, технологией изготовления и отделки керамики. Большое внимание уделяется организации рабочего места при выполнении лепных работ.

Содержание курса 2 класс (68 часов)

 Вводное (8ч) диагностическое  занятие.

Знакомство с мастерской (тщательное) её местонахождение, пороги, двери,  и внутреннее содержание. Назначение и обследование мастерской и её оборудования. Знакомство с правилами работы в ней. Подготовка к занятию. Уборка после занятия. Игры и обследование  глиняных игрушек и предметов быта традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

Практическая работа: обследование, игры, свободная лепка. Наблюдение за детьми с диагностической целью - зрительные возможности детей,  развитие мелкой моторики, творчества и взаимодействие со сверстниками.

Раздел 1. Информационный блок (22ч.)

Посещение выставки декоративно-прикладного искусства местных мастеров в Центре русской культуры ЛАД. Знакомство с местными мастерицами глиняной игрушки  из кружка «Шадринский сувенир». Профессия – мастер глиняной игрушки. Глиняная игрушка – свистулька. Шадринский гусь – символ города Шадринска.

Экспериментирование (поэтапное соединение песка и глины  с водой).  Свойства глины и песка. Многообразие пластических материалов (глина, тесто, пластилин, пластика, пластические массы). Основные свойства пластических материалов. Применение. Приёмы работы с глиной и другими пластическими материалами без инструментов (разминание, отщипывание, сплющивание, раскатывание, вдавливание, заострение). Способы приготовления глины для лепки.  Этапы приготовления глиняного теста.  Инструменты и приспособления. Основные инструменты для работы с глиной. Стеки. Печатки. Назначение и приёмы работы стекой и печаткой.

Раздел 2. Игрушки. (10ч.)

Способы и приёмы лепки простейших форм. Лепка простейших геометрических форм (шар, цилиндр, конус, куб, брусок), соединение в простейшие игрушки. Шликер - для соединения деталей. Лепка игрушек из глины разными способами (конструктивным, пластическим и комбинированным).

Практическая работа: Лепка геометрических форм, соединение в простейшие игрушки. Лепка конструктивным, пластическим и комбинированным способом.

Раздел 3. Рельеф  (6ч.)

Элементарные знания о рельефе. Глиняная пластинка. Декорирование пластинки - оттиск . Рельефная лепка (1способ). Обработка и сушка глиняных картинок. Роспись глиняной картинки.

Практическая работа: Лепка глиняной пластинки с узором и кулона с оттиском.

Раздел 4. Лепка сосудов. (7ч.)

 Разнообразие глиняной посуды. Способ лепки посуды из целого куска. Этапы изготовления посуды. Обработка глиняного изделия. Грунтовка и роспись изделия.

Практическая работа: изготовление блюдца и чашки.

Раздел 5. Творческие задания и лепка по замыслу (10ч)

Практическая работа: изготовление поделок  по собственному замыслу.

Раздел 6.Выставка работ учащихся. (4ч.)

Подготовка выставки работ учащихся. Организация проведения выставки. Обсуждение и награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа:  проведение выставки.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Учебно – тематический план во 2 г  классе (68 часов)

 

раздел

тема

всего

Вводное

диагностическое

4

2

2

1

9

1. Информа -ционный

 

1.Экскурсии, мини выставки

2. Пластические материалы

3. Инструменты

4. Подготовка глины к работе

2

4

-

2

-

1

3

2

-

1

2

2

-

1

-

2

2

7

5

8

2. Игрушки

1.Геометрические формы

2  Игрушки  - способы лепки

-

-

4

-

-

6

-

-

4

6

3.Рельеф

Пластина с декоративной отделкой

-

-

6

-

6

4.Сосуды

Ручная лепка сосудов

-

-

-

7

7

5.Творчество

Лепка по замыслу

3

3

2

2

10

6. Выставки

Промежуточные и заключительная

1

1

1

1

4

 

всего

16

16

22

14

68ч

 

Тематическое  планирование  1год обучения

 

темы

часы

Содержание программного материала

Основные виды учебной деятельности

1

Вводное

9

Познакомиться с детьми. Познакомить детей с помещением мастерской, местонахождение основных мест (полка с фартуками, стол для занятий, мойка) и правилами  поведения в мастерской. Определение зрительных и осязательных возможностей, отношение к глине и определение межличностных отношений в классе.      

 

Информационный блок 22 часа

2

 

 

 

 

Экскурсии

2

Посещение Центра русской народной культуры ЛАД. Познакомить с местными мастерицами глиняной игрушки  из кружка «Шадринский сувенир» Обогащать новыми впечатлениями.

- эмоционально воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выражать свое отношение к увиденному,

-развивать  желание общаться, участвовать в обсуждении работ,

-объяснять на доступном уровне свои чувства и ощущения от сувениров-игрушек,

- учится оценивать результаты творческой деятельности,

-учится понимать какое место и роль в жизни человека и общества занимает прикладное искусство

3

Эксперимент

1

Экспериментирование           ( поэтапное соединение песка и глины  с водой).  Свойства глины и песка. Сходство и различие.

С помощью педагога:

- организовывать рабочее место для работы с глиной и песком,  определять и называть их свойства,

- сравнивать свойства  глины и песка,

- экспериментировать, делать выводы.

4

 

Оборудова-

ние и инструмен-ты

4

Инструменты и приспособления. Основные инструменты для работы с глиной. Стеки. Печатки. Декоративная отделка керамики пальцем и инструментами.

С помощью учителя:

- организовывать рабочее место для работы с глиной;

- осваивать  основные приемы работы с инструментами,

- экспериментировать, делать выводы

 

5

Пластические материалы

7

Многообразие пластических материалов. (глина, тесто, пластилин, пластик и др). Приёмы работы с глиной без инструментов (разминание, отщипывание, сплющивание, раскатывание, вдавливание, заострение)

С помощью учителя:

- организовывать рабочее место для работы с пластическими материалами;

- называть их свойства;

- сравнивать свойства  глины, теста, пластилина, выделять основное – пластичность;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения;

- осваивать  основные приемы работы с пластическими материалами.

6

 Подготовка глины к работе

8

 Способы приготовления и проверки глины на пластичность.  

С помощью учителя:

- организовывать рабочее место для работы с глиной, осваивать  основные приемы приготовления глины, производить проверку на пригодность глины к работе;

 - открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения.

 

Игрушки 10 часов

7

 

 Формы

 

 

4

 

Лепка простейших геометрических форм (шар, цилиндр, конус, куб) соединение в простейшие игрушки.

 

С помощью учителя:

- организовывать рабочее место для работы с глиной;

-ориентироваться в своей системе знаний и умений

 - открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения.

- осваивать  основные приемы лепки геометрических форм;

- овладевать умением выявлять и формулировать учебную проблему (совместно с педагогом).

8

Игрушки

 

6

Лепка простейших форм и  игрушек из глины разными способами (конструктивным, пластическим и комбинированным).

 С помощью педагога:

- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

- изготавливать изделия с опорой на образец;

- осваивать способы лепки, придавать деталям нужную форму;

- оценивать результат своей деятельности (качество изделия).

 

Рельеф 6 часов

9

Таблички, кулоны

6

 

Элементарные знания о рельефе. Глиняная пластинка (клинопись). Декорирование – оттиск. Рельефная лепка (1способ). Печатаем на глиняной пластинке - кулон

Обработка и сушка глиняных картинок. Роспись глиняной картинки

 С помощью педагога:

- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

-планировать свою практическую деятельность.

-осваивать приемы декорирования

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.

 

 

Сосуды 7 часов

10

Ручная лепка сосудов

4

 

Разнообразием глиняной посуды,  способ лепки посуды из целого куска. Обработка глиняного изделия. Грунтовка и Роспись глиняного изделия

 

С помощью педагога:

- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

-планировать свою практическую деятельность.

- осваивать приемы ручной лепки

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.

 

Творчество 10 часов

 

11

Лепка по замыслу

 

6

 Лепка по собственному замыслу. Подарки педагогам, друзьям, родственникам.

-осуществлять стремление использовать полученные умения для создания красивых вещей.

-осуществлять творческое отношение к окружающему миру, осуществлять собственный художественный замысел

 -определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.

 

Выставки 4 часа

12

Организация и проведение выставок

4

Подготовка выставки работ. Организация проведения выставки. Обсуждение и награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

-овладевать умением обсуждать и анализировать собственную творческую деятельность с точки зрения содержания и средств его выражения.

- эмоционально воспринимать, выражать свое отношение

           

 

8.  МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Помещение для мастерской выделено большое и светлое. Мастерская эстетически оформлена – имеются два стенда. Один посвящен скульптуре, а второй декоративно-прикладному искусству.

 

Оборудование мастерской

1.      Стеллаж открытый - для просушки и хранения детских работ.

2.      Полка навесная для объемных пособий.

3.      Тумба открытая - для выставки работ и хранения глины.

4.       Мойки – 3 штуки.

5.       Витрины - для выставочных работ (4 шт.)

6.      Столы и стулья.

7.      Муфельная печь.

8.      Доска и мультимидийная установка

  Дополнительное оборудование и материалы 

  1. Фартуки для детей (10 шт).
  2. Крючки для хранения фартуков (10 шт).
  3. Полотенца (4 шт)
  4. Крючки для полотенец. (4 шт).
  5. Полки для инструментов (2 шт).
  6. Тазы и бак с крышкой (для замачивания глины).
  7. Детская ванночка (для размачивания сухих поделок).
  8. Инструменты (стеки – 6 комплектов, формочки 4 комплекта).
  9. Губки для затирки работ и контейнеры для хранения инструментов.
  10. Наждачная бумага для обработки поделок.
  11. Алебастр для изготовления форм.
  12. Грунтовка, гуашь и лак для оформления поделок.
  13. Кисти для грунтовки и росписи.

14.Дополнительный материал для рельефных работ (сетки, печатки, колпачки, пробки, колесики и т.д.)

Для работы в мастерской запасено  достаточное количество глины из трёх мест (Светлая глина из Бакалды, осеевская и тумановская - красные глины).

Для мастерской изготовлено

  1. Гончарный круг (ручной) (1шт).
  2. Поворотный круг (6 шт).
  3. Емкости для воды и для инструментов, ветошь.
  4. Ёмкость для шликера (6 шт).
  5. Подкладные доски (6 шт).
  6. Подставки для работ (30шт).
  7. Опалубка - для изготовления форм.
  8. Выточенные формы (вазы, конусы, матрешки, колокольчики) для отливки.
  9. Гипсовые формы (Гуси, лошадки, вазы, копилки, медали, кулоны )
  10. Скалки.
  11. Геометрические тела (куб, шар, конус, пирамида) для обследования
  12. Рельефные пособия (Изразец, маска, черепки с рельефным изображением).
  13.  Фигурки животных и человека (с обжигом и без обжига) для обследования.

В мастерской имеются учебно - дидактические пособия

  1. Народная глиняная игрушка (Филимоновская и Дымковская) очень мало.
  2.  Ведётся  сбор керамической посуды (разной по форме, размеру, рельефу и назначению) и посуды из других материалов дерево, металл, стекло.
  3. Собирается коллекция по мелкой пластике (фарфоровые, гипсовые, пластиковые и металлические статуэтки).
  4. Набор игрушек для обследования и  изучения форм.
  5.  Учебно-познавательные фильмы – «Глиняная народная игрушка», «Дымка – вчера, сегодня, завтра»,  и много др.
  6.  Альбомы по народным промыслам (Дымка, филимоновская игрушка, гжель, изразец.) в том числе по Брайлю.
  7.  Литература

1.      Бельтюкова Наталья Борисовна. Учимся лепить. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 224с., ил.

2.      Боголюбов Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.

3.      Богусловская Ирина Яковлевна. Русская глиняная игрушка.: «ИСКУСТВО» Ленинградское отделение 1975.- 144с., ил.

4.      Бурдейный Михаил Алексеевич. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005. – 104с.: ил.

5.      Глаголев Олег Борисович. Лепим из глины. – М.: Профиздат, 2009.- 96с.

6.      Горичева Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.

7.      Горяева Нина Алексеевна. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. –М.: Просвещение, 2000. – 176с.:ил.

8.      Зайцев Сергей Михайлович. Лечение глиной, песком, грязями. – Мн.: Книжный дом, 2006. – 64с.

9.      Кол Мери-Энн . 110 творческих заданий для детей по лепке и моделированию; пер.с англ. О.Г.Белошеев. – Минск: «Попурри», 2009. – 144с.: ил.

10.  Конышева Наталья Михайловна. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.- 80с., ил.

11.  Косминская Вера Борисовна. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987. – 128с., ил

12.  Лариш Цецилия. Сам себе гончар: Обучение детей приёмам лепки.- Изд-во «Аркаим», 2004. – 32с.: ил.

13.  Максимов Юрий Васильевич.У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983.- 159с., ил.

14.  Моисеев М.Я. Глина и глинолечение. – М.: Цитадель-трейд, 2005. – 64с.

15.  Пантелеев Георгий Николаевич. Декоративное искусство – детям. - М.: Просвящение, 1976. – 143с., ил.

16.  Ращупкина Светлана Юрьевна. Лепка из глины для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 256с.: ил.

17.  Семенова Надежда. Глина исцеляющая и омолаживающая. СПб.: «Диля», 2002. – 128с.

18.  Травинка Валентина. Голубая целительница глина.- СПб: Питер Пресс, 1996. – 192с.

19.  Федотов Геннадий Яковлевич. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.А. Федотов.- М.: Аст-Пресс, 1999.- 144с., ил.

20.  Халезова Наталья Борисовна. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: Просвешение, 1984.- 112с., ил.

21.   Хворостов Анатолий Семенович. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей.  - М.: Просвещение, 1981. – 175с., ил