Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

 

 

Рекомендовано                                                         Утверждено:

Методическим советом                                          Директором МОУДОД «ЦДТ»

Протокол № _____от___________                        ____________ Ю.В. Шмуратко                  

                                                                                      «_____»____________200__г.                                             

Принято

Педагогическим советом

Протокол № _____от_________

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Эврика»

(естественнонаучное направление)

Срок  реализации  программы  -  6  лет

Возраст детей - 10-18 лет     

                                     

                             Автор: педагог дополнительного образования

Половинкина Татьяна Владимировна

 


г. Оса, 2014 г.

 

 

Содержание программы

Введение…………………………………………………………………..3 стр.

1. Пояснительная записка

1.1. Краткая характеристика предмета обучения……………… 5стр.

1.2. Содержание программы……………………………...………5 стр.

1.3. Направленность программы………………………………….6 стр.

1.4. Новизна программы…………………………………………..6 стр.

1.5. Актуальность программы……………………………………6 стр.

1.6. Цели и задачи программы………………………………..… 7 стр.

1.7. Контингент обучающихся……………………….……….… 8 стр.

1.8. Режим занятий………………………………………………. 8 стр.

1.9. Формы и методы обучения……………………………….….9 стр.

1.10. Планируемые результаты………………………………… 10 стр.

1.11. Мониторинг отслеживания результатов………………... 13 стр.

1.12. Условия реализации программы………………………... 14 стр.

2. Учебные  планы……………………………………………………...15 стр.

3. Дополнение к программе…………………………………………….20 стр.

4. Содержание программы

          4.1.Первый год  обучения «Аквариумное дело»…………….…21 стр.

          4.2. Второй год обучения «Обитатели аквариумов»…………. 26 стр.

          4.3. Третий год обучения «Исследователи»………………….. 29 стр.

          4.4. Четвертый, пятый, шестой года обучения «Обучение в КЗШЕМН»…………………… ……………………………………………….32 стр.

5. Рекомендуемая литература для обучающихся………………….…33 стр.

6. Рекомендуемая литература для педагога…. ………………………34 стр.

7. Приложение……………………………………………………….…35 стр.

 

 

 

Введение

Мы живем в 21 веке – веке технологического процесса, веке высоких информационных технологий и глобальной компьютеризации. В погоне за современными технологиями человек, к сожалению, забывает, что любая, даже самая совершенная технология базируется на таких с виду простых понятиях, как творчество, индивидуальность. Зачастую современные дети пользуются готовыми «новинками цивилизации» в виде различных видео- и компьютерных игр, которые, к сожалению, вряд ли обогащают личность ребенка полезными качествами, напротив, подавляют его фантазию, способность самостоятельно мыслить, развивать свои индивидуальные способности, провоцируют нервозность, тревожность и даже агрессивность.

Поэтому автор программы «В гармонии с природой» считает важным привлечение детей к такому виду познания природы, как аквариумистика.  Человек издавна стремится познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его привлекала синева морей и океанов, озер и рек. Даже сейчас, на пороге нового тысячелетия, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды. Однако каждый может иметь «небольшое озеро» у себя дома, наблюдая за его обитателями, открывая для себя его тайны.

Действительно, содержание аквариумных обитателей  не только доступно, но и полезно любому человеку. Ученый может использовать аквариумы и террариумы для исследовательской работы, школьник – для углубления своих знаний по биологии. Для любого из нас этот уголок живой природы является объектом эстетического наследия, учит наблюдательности и любви к животным, помогает снизить стресс, побороть гипертонию и бессонницу.

Как справедливо отмечено Конституцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года «Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся» в самых различных областях образовательной деятельности, в том числе и эколого-биологической. Таким образом, реализация образовательной программы «В гармонии с природой» в условиях дополнительного образования может поспособствовать решению таких насущных задач как:

·         эффективное использование свободного времени, проводимого ребенком за рамками основного образования;

·         развитие индивидуальности ребенка через раскрытие задатков и развитие его способностей;

·         развитие самостоятельного, творческого мышления;

·         формирование нравственно-эстетического отношения ко всему живому;

·         воспитания трудолюбия, развитие трудовых навыков;

·         повышение мотивации к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации.

     Таким образом, реализация программы может положительно сказаться как на профессиональном самоопределении обучающего, так и для формирования его личности в целом.

 

 

 

1.      Пояснительная записка

1.1.            Краткая характеристика предмета обучения

    Аквариум - объект работы, который позволяет всесторонне изучать живые организмы, их индивидуальное развитие, связь со средой обитания, их взаимоотношения. Биологический комплекс аквариума представляет собой экологическую систему, компонентами которой являются   организмы - накопители,   организмы - потребители и разрушители.  Это  позволяет наглядно знакомить кружковцев  с круговоротом веществ в природе, со значением отдельных организмов в общей среде, биологической цепи и с научной основой охраны природы. Аквариум развивает интерес учащихся к делу хозяйственного освоения наших водоемов. Любая практическая работа в сфере задач водной санитарии, рыбоводства, использования природных ресурсов водоемов требует общего знакомства с условиями жизни в водной сфере, с растениями и животными пресных вод. Аквариум - первая ступень на этом пути. Наблюдения, проводимые в аквариуме, открывают широкие возможности для научно-исследовательской работы.

1.2.            Содержание программы

Содержание программы состоит из следующих разделов:

1.      «Аквариумное дело» – 1 год обучения;

2.      «Обитатели аквариумов» – 2 год обучения;

3.      Исследовательская деятельность «Исследователь» – 3 год обучения;

4.      Обучение в краевой заочной школе естественно математических наук – 4, 5, 6 года обучения.

     Программа вариативна, т.е. педагог в зависимости от возникших потребностей (конкурсы, выставки, пожелания детей) может менять темы местами, вводить новые темы, видоизменять учебный материал и учебные задачи.

     Программа построена от простого к сложному  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся:

·         На первом году обучения «Аквариумное дело» обучающиеся изучают внешнее строение рыбы, оборудование аквариумов, корм и кормление, уход и содержание. Так же на данном году обучения обучающиеся могут приступать к написанию исследовательских работ в виде рефератов;

·         На втором году «Водные обитатели» обучающиеся изучают,  различные виды аквариумных обитателей (черепахи, лягушки, аксалоты, раки и др.), их содержание и кормление, видовой состав, особенности размножения. Так же могут приступать к написанию исследовательской работы, которая имеет длительной срок исследования;

·         На третьем году обучения «Исследователь» обучающиеся обобщают весь пройденный материал за два года обучения. Определяются с выбором темы для исследования, постановкой целей, задач, объектом и предметом исследования. Идет подготовка к исследованию (оборудование, материалов). Обзор литературы, работа с периодическими изданиями и другими источниками информации, интернет ресурсы. Исследование включает в себя уход и содержание, животных уголка живой природы (аквариумные рыбки и другие водные обитатели). Темы исследований могут быть взяты из области экологии и биологии. (Приложение 8 – Примерные темы исследовательских работ). Так же на этом году обучения продолжается исследования, начатые ранее.

·            На четвертом, пятом и шестом годах обучения предусматривается обучение в краевой заочной школе естественно - математических наук по направлению эколог-исследователь.

    Теоретическая информация с каждым годом пополняется, повторяется, обобщается и расширяется.

1.3.            Направленность программы

     Направленность программы является естественно-научное. По функциональному предназначению – учебно-познавательной. По форме организации – групповой и индивидуально-ориентированной. По времени реализации – длительной подготовки. Программа модифицированная, составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» (1983 году).

1.4.            Новизна программы

     Новизна данной программы состоит в том, что в отличии от типовой программы содержание более углублено,  расширено и добавлена  проектно-исследовательская деятельность обучающихся по аквариумистике и экологии. Предусмотрено обучение в краевой заочной школе естественно-математических наук по направлению эколог-исследователь.

1.5.            Актуальность

     В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, проектно-исследовательская деятельность становится одним из важных компонентов реализации новых образовательных стандартов, направленная на формирование и развитие ключевых компетенций. Приобщение детей к учебно-исследовательской и научной деятельности в естественных природных системах является необходимым и, тем не менее, достаточно редким явлением в современном экологическом образовании, ведь она позволяет будущим выпускникам стать успешными и активными членами нашего общества.

1.6.            Цель и задачи программы

     Цели программы: 

1.      Формирование экологической культуры школьников на основе знаний водных обитателей с их содержанием, разведением и средой обитания, вовлечение в  исследовательскую деятельность.

2.      Совершенствование      условий      для      самореализации

             способностей     обучающихся  и     развитие одаренности.

Задачи:

·         Обучающие

Обучить:

1.      Знаниям, умениям и навыкам по аквариумному делу:  

 а) устройство, содержание аквариумов, террариумов;

 б) уход, содержание и разведение водных обитателей;

2.      Детей самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи.

3.      Овладению умениями применять экологические знания, работать с  приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами,  эксперименты.

·         Развивающие

Развивать:

1.      Практические умения эколого-биологической деятельности

2.      Самостоятельное мышление, память.

3.      Коммуникативные способности.

4.      Сферы личности ребенка: эмоциональную, волевую, мотивационную, интеллектуальную.

5.      Навыки профессионального мастерства в исследовании

6.      Познавательную активность у обучающихся

·         Воспитательные

Воспитывать:

1.      Экологически грамотную личность

2.      Настойчивость, целеустремленность, наблюдательность, аккуратность.

3.      Чувство ответственности к охране окружающей среды,  готовность к активным действиям по охране окружающего мира.

·         Мотивационные:

Побудить:

1.      Интерес к аквариумистике.

2.      Интерес к занятиям в детском объединении.

Содержание образовательной программы соответствует:

1.      современным образовательным технологиям

2.      целям и задачам нашего учреждения

3.      достижениям научной культуры

4.      эколого-биологической направленности обучения

Кроме того, педагог ставит перед собой задачу выявления талантливых детей, оказания им помощи в самореализации, организации полноценного досуга.

1.7.            Численный состав группы и контингент обучающихся

      Состав  учебных  групп,  с  которыми  проводятся  занятия,  постоянный.    Набор  детей  свободный  (по  желанию  обучающихся). 

    Программа составлена для учащихся  среднего и старшего школьного возраста, интересующихся исследовательской деятельностью,  биологией и увлекающихся содержанием и разведением рыб  и других водных обитателей в домашних условиях. С некоторыми изменениями она может использоваться в работе с учащимися младшего возраста.

   Для более успешного освоения программы, создания условий для творческой самореализации,  развития  индивидуальности,  численный состав групп должен быть не более 10-12 человек. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям. Начиная с третьего года обучение индивидуальное.

1.8.            Режим занятий

     Первый  год  обучения – 6  часов  в  неделю (192 ч.  в уч. год), 4 часа в неделю (128 ч. в уч. год)  2 часа в неделю (66 часов в уч. год).

      Второй  год  обучения – 6 часов в неделю (192 ч. в уч. год), 4 часа в неделю (128 ч. в уч. год).

     Третий  год обучения – 2 часа в неделю (66 часов в уч. год).

     Четвертый год обучения – 2 часа в неделю (66 часов в уч. год). Первый год обучения в КЗШЕМН – заочный. В течение учебного года обучающийся выполняет шесть творческих контрольных заданий, составленных научными консультантами краевой заочной школы. Обучающиеся, успешно справившиеся с заданиями, приглашаются на установочную сессию.

      Пятый, шестой года обучения – 2 часа в неделю (66 часов и две учебные сессии). Второй и третий года обучения в КЗШЕМН дети, зачисленные в школу вместе с педагогами-кураторами, ежегодно приглашаются на две учебные сессии (очно-заочная форма обучения). Продолжительность сессий до 4 дней, в течение которых предусмотрены лекционные занятия, практические работы, индивидуальные консультации. Помимо очных сессий и выполнении контрольных работ обучающиеся выполняют творческие работы (реферативные, исследовательские).

1.9. Формы и методы обучения

     Формы обучения

·          Лекции информационного, аналитического, проблемного типа, семинарские занятия.

·         Учебное занятие – практическое, теоретическое, комбинированное

·         Экскурсии – посещение водоема, зоомагазина, выставок.

·         Игры (интеллектуальные, тематические, ролевые и другие).

     На  занятиях  кружка  применяются  различные  формы  и  методы  обучения:  рассказ,  беседа,  наблюдения  за водными обитателями,  использование  различных  наглядных  пособий  (таблиц,  плакатов,  схем и др.),  демонстрация  оборудования,  необходимого  в  аквариумистике,  демонстрация  рыб  разных  видов,  практические  занятия  по  кормлению  аквариумных обитателей,  уходу  за  ними.  Наглядные пособия  могут  быть  выполнены  детьми  под  руководством  педагога.  Также  на  занятиях  применяются   игровые  моменты,  чтение  статей  по аквариумистике  в  журналах,  сообщение  детям  интересных  сведений  об аквариумных рыбах, черепахах, лягушках, тритонах и других водных обитателей.

      Наряду с этим, одним из важных методов организации и осуществления мыслительных операций обучающихся является исследовательский метод, результатом которого является участие в ежегодном конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ обучающихся и обучение в КЗШЕМН

1.10. Планируемые результаты

          По  окончании  первого  года  обучения  обучающиеся

должны  знать:

-          различные типы аквариумов, установка аквариума;

-          устройство и принцип действия различных обогревателей, термометров, фильтров;

-           необходимое  оборудование  аквариумов  и  инвентарь  для  ухода  за рыбками;

-          правила  ухода  за  рыбками;

-          виды  кормов,  их  характеристики;

-          правила  кормления  аквариумных рыб;

-          основные виды аквариумных растений;

-          методы  разведения  аквариумных рыб;

-          основные  правила  отбора  рыб  для  разведения  и  подбора  пар;

-          основные виды рыб местных водоемов, пригодные для содержания в аквариуме;

-           биологические  основы  содержания  и  кормления личинок и  мальков рыб;

-          санитарные  требования  к  содержанию аквариумных рыб;

-          симптомы  заболевания  рыб:  авитаминоза, отравлений, плавниковой гнили, ихтиофтиридиоза и др.;

-          правила  содержания  и  кормления  обитателей  водного живого  уголка (лягушки, тритоны, черепахи); 

-          правила  личной  гигиены и  безопасности  при  уходе за  рыбами.

должны  уметь:

-          самостоятельно  вести  наблюдение  за  обитателями водного живого уголка;

-          производить  простейший  ремонт  инвентаря;

-          правильно  пользоваться  инвентарём по  уходу  за  рыбками;

-          подготавливать  корма  к  скармливанию  рыбам;

-          устанавливать оборудование в аквариум (компрессоры, фильтры, осветители и др.);

-          правильно размещать и сажать растения в аквариум;

-          правильно хранить живые корма для рыб;

-          оформлять дневники наблюдений; 

-          кормить  мальков и взрослых рыб;

-           ухаживать  за икрой и появившимися мальками;

-          чистить  и  мыть  аквариумы и имеющееся оборудование;

-          выделять  больных  рыб,  ухаживать  за  ними;

-          работать  со  справочной  литературой.

      По  окончании   второго  года  обучения   обучающиеся

должны  знать:

-          использование террариумов, акватеррариумов  в быту;

-          различные типы террариумов, акватеррариумов, их установка;

-          необходимое  оборудование  террариумов, акватеррариумов;

-          устройство и принцип действия основного оборудования, необходимого для акватеррариумов, террариумов;

-          основные виды акватеррариумных животных;

-          правила  ухода  за  обитателями акватеррариумов, террариумов;

-          правила  кормления  обитателей акватеррариумов, террариумов;

-          методы  разведения  обитателей акватеррариумов, террариумов;

-          санитарные  требования  к  содержанию водных обитателей;

-          правила  личной  гигиены и  безопасности  при  уходе за  водными обитателями.

 

должны  уметь: 

-          определять водных обитателей как визуально, так и  с помощью определителя;

-          правильно содержать обитателей в акватеррариумах, террариумах;

-          правила размножения водных обитателей в акватеррариумах, террариумах;

-          измерять температуру воды и готовить воду нужной температуры;

-          производить наружный осмотр водных обитателей для выявления больных;

-          диагностировать заболевания с помощью микроскопа и лупы;

-          лечить рыб поваренной солью перманганатом калия, метиленовой синью и другими препаратами.

По  окончании  третьего  года  обучения  обучающиеся

 должны  знать:

-          содержание основных понятий: наука, научное исследование, научная новизна, исследовательская работа, факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, теория и т.д.;

-          характеристику основных  методов исследования: статистической и математической обработки материала; метод наблюдения, аналитический метод и другие.

-          отличительные особенности разных видов учебно-исследовательских работ; требования, предъявляемые к структуре и содержанию основных разделов работы, доклада, к оформлению исследования.

должны уметь:

-          поставить и определить проблему исследования;

-           выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу;

-          выбрать адекватные методы исследования;

-          наметить план, провести исследование;

-           обработать и интерпретировать полученные результаты;

-           написать  доклад, публично защитить основные тезисы.

По  окончании четвертого, пятого и  шестого  годах  обучения 

Результат по окончании обучения КЗШЕМН:

  •     получение дополнительного образования в областях экологии, биологии, химии, математики и других естественных дисциплин, а также флористики;
  •     выполнение исследовательской работы и выступление с ней на конференциях различного уровня (районного, краевого и всероссийского);
  •     получение свидетельства об окончании КЗШЕМН.
  •     профильное обучение, связанное с эколого-биологическим направлением по окончании основного образования.

1.11. Мониторинг отслеживания результатов

     Для  проверки  знаний, умений и навыков, обучающихся  можно  использовать  тестирование, контрольные  вопросы  и  карточки-задания.  Такая проверка  знаний  проводится  после  изучения  каждого основного раздела программы.

   На заключительных занятиях по всей программе детского объединения  подводится итог, обсуждаются результаты опытов и наблюдений. Интересные наблюдения ребят над обитателями аквариума могут быть оформлены в статьи для газет.

    На первом году занятий главное внимание уделяется развитию практических навыков. В теоретическом материале надо уделять внимание интересным фактам, биографиям ученых ихтиологов, биологов. Подготовка аквариума к заселению, составление грунта, подбор и размещение растений, использование камней, корней, веток декоративно-кустарниковых растений, декорирование требуют от педагога внимания к вопросу воспитания у кружковцев художественного вкуса.

    В процессе работы при выполнении наблюдений и исследований кружковцы должны вести тетради (дневники).  Общие дневники, аквариумного    хозяйства    ведут    дежурные,    осуществляющие систематический уход за рыбами.

    На занятиях кружка уделяется внимание технике безопасности (напряжение электропроводки аквариума должно быть 36 В). Ребята должны иметь элементарные представления об электротехнике, о культуре труда.

     Многие занятия связаны с практическими работами в условиях учебного помещения, поэтому педагогу следует особенно внимательно продумывать и подготавливать каждое практическое занятие, четко формулировать содержание выполняемых работ. 

    Итоговый контроль: по результатам каждого года обучения - разработка и реализация и защита индивидуальной (групповой) проектной исследовательской деятельности.                          

     Уровни усвоения знаний, умений, навыков определяется по 10-ти бальной системе по каждому основному разделу программы «Аквариумное дело». Программа состоит из 10 основных разделов и максимум баллов, которые может заработать обучающиеся 100. Для отслеживания результатов ведется тетрадь, где в виде таблицы показаны результаты обучающихся. По окончании учебного года результаты суммируются, и выводится индивидуальный и общий уровень освоения знаний.

  •     Максимальный уровень усвоения знаний – при проверке знаний обучающегося показатель составляет  от 90 до 100 баллов
  •     Средний уровень усвоения знаний – при проверке знаний обучающегося показатель составляет  от 50 до 90 баллов
  •     Минимальный уровень усвоения знаний – при проверке знаний обучающегося показатель составляет менее 50 баллов

1.12.  Условия реализации программы

          Для  успешной  реализации  программы  кружка аквариумное рыбоводство  необходимо  следующее:

-          учебный  кабинет  для  проведения  теоретических и практических   занятий;

-          библиотечка:  книги по экологическому воспитанию школьников и дошкольников, по аквариумистике,   журналы  по аквариумному рыбоводству;

-          наглядные  пособия:  плакаты,  таблицы,  иллюстрации,  схемы;

            -   дидактические  материалы:  карточки – задания, 

                тесты,  дидактические  игры  и  др.;

            - учебные  приборы: микроскоп, пипетка, пинцет, термометр для  измерения  температуры  воды;

           -  инвентарь  для  ухода  за  аквариумными рыбками: сачки разных размеров, резиновые шланги, кормушки, компрессоры, лампы накаливания, вёдра,  тазы, очистители воды, нагреватели,  емкости   для  приготовления  кормов;               

           -  аквариумы разных емкостей;

           - стенды для оформления информации о кружке и тематической информации;

          -   стеллажи для установки аквариумов.

 

 

2. Учебные планы

2.1. Примерный тематический план

1 года обучения

(6 часа в неделю)

 

 

Тема

Всего

часов

в том числе

теория

практика

экскурсия

1.

 

 

2.

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

 

13

Введение. История возникновения аквариумного рыбоводства

Аквариум, его устройство и содержание

Аквариумные растения

Биологические особенности рыб

Физические свойства воды

Корм и кормление

Аквариумные рыбы

Размножение рыб

Друзья и враги в аквариуме

Заболевания и лечение рыб

Итоговое занятие

Мероприятие ЦДТ, детском объединении

Природоохранные мероприятия

2

 

 

24

 

20

20

12

22

24

14

12

12

4

14

 

12

2

 

 

12

 

10

10

8

10

12

8

6

6

2

8

 

6

-

 

 

12

 

8

10

4

10

10

6

6

6

2

6

 

6

-

 

 

-

 

2

-

-

2

2

-

-

-

-

-

 

-

 

Итого:

192

    100

    86

6

2.2.  Примерный тематический план

                  1 года обучения

                     (4 часа в неделю)

 

 

Тема

Всего

часов

в том числе

теория

практика

экскурсия

1.

 

 

2.

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

 

13

Введение. История возникновения аквариумного рыбоводства

Аквариум, его устройство и содержание

Аквариумные растения

Биологические особенности рыб

Физические свойства воды

Корм и кормление

Аквариумные рыбы

Размножение рыб

Друзья и враги в аквариуме

Заболевания и лечение рыб

Итоговое занятие

Мероприятие ЦДТ, детском объединении

Природоохранные мероприятия

2

 

 

12

 

12

14

6

18

16

8

8

8

2

12

 

8

2

 

 

6

 

6

8

4

8

8

4

4

4

2

6

 

4

-

 

 

6

 

4

6

2

8

6

4

4

4

-

6

 

4

-

 

 

-

 

2

-

-

2

2

-

-

-

-

-

 

-

 

Итого:

126

    66

    54

6

 

 

2. 3. Примерный тематический план

2 года обучения

(6 часов в неделю)

 

 

Тема

Всего

часов

в том числе

теория

практика

экскурсия

1.

2.

 

3.

4.

 

5.

6.

 

 

7.

8.

 

9.

10.

Введение

Повторение программы 1 года обучения

Террариум и акватеррариум

Террариумные и акватеррариумные животные

Другие водные обитатели

Корм и кормление акватеррарумных и террариумных обитателей

Творческие работы

Итоговое занятие

Мероприятие ЦДТ, детском объединении

Природоохранные мероприятия

2

8

 

34

28

 

24

26

 

 

26

14

16

 

14

1

4

 

18

14

 

12

14

 

 

14

6

8

 

8

1

4

 

16

12

 

12

12

 

 

12

8

8

 

6

-

-

 

-

2

-

-

-

-

-

 

-

 

Итого:

192

    99

91

2

2. 4. Примерный тематический план

2 года обучения

(4 часа в неделю)

 

 

Тема

Всего

часов

в том числе

теория

практика

экскурсия

1.

2.

 

3.

4.

 

5.

6.

 

 

7.

8.

 

9.

10.

Введение

Повторение программы 1 года обучения

Террариум и акватеррариум

Террариумные и акватеррариумные животные

Другие водные обитатели

Корм и кормление акватеррарумных и террариумных обитателей

Творческие работы

Итоговое занятие

Мероприятие ЦДТ, детском объединении

Природоохранные мероприятия

2

4

 

18

16

 

18

16

 

 

18

10

12

 

12

1

2

 

10

8

 

10

8

 

 

10

4

6

 

6

1

2

 

8

6

 

8

8

 

 

8

6

6

 

6

-

-

 

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Итого:

126

    65

59

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 5. Примерный тематический план

3 года обучения

(2 часа в неделю)

 

 

Тема

Всего

часов

в том числе

теория

практика

I.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

 

IV.

Подготовительный (планировочный) этап

  1. Определение проблемы, выбор темы, направление исследования, постановка цели и задачей исследования
  2. Определения объекта и предмета исследования
  3. Обзор состояния проблемы, степень ее изученности
  4. Выбор или разработка методов или методик проведения исследования, их освоения

Основной этап

  1. Сбор материала
  2. Проведения эксперимента
  3. Получения результатов в ходе использования выбранных методов
  4. Текущая (предварительная) обработка собранных данных
  5. Окончательная обработка наблюдений, обобщение, сравнение, выводы

Написание отчета о проделанной работе

  1. Формулирование выводов по проведенному исследованию, подведение итогов и определение сферы полученных результатов

Представление исследовательской работы

  1. Составление презентации и текста выступления
  2. Выступление на конференциях муниципального и краевого уровней

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

4

 

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

6

 

6

 

 

 

 

4

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

14

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Итого:

68

32

36

 

 

   

 

3. Дополнение к программе

     С целью вовлечения детей в жизнь Центра в программу I года обучения введены часы для подготовки и участия в мероприятиях по плану ЦДТ, плану воспитательной работы кружка, природоохранные мероприятия.  

     При  выполнении  практических  работ  руководитель  детского объединения  следит  за  соблюдением  правил  зоогигиены,  воспитывает  навыки  культуры  труда  (своевременное,  аккуратное,  тщательное   выполнение  порученной  работы,  соблюдение  порядка  на  рабочем  месте,  выполнение  правил  техники  безопасности)  и  коллективизма  (взаимопомощь,  взаимоконтроль).   

    Если   обучающиеся  имеют   аквариумы   дома,   занимаются акклиматизацией и разведением редких рыб, ведут селекционную работу, то их целесообразно привлекать к руководству практическими работами с менее подготовленными членами кружка. Давая задание детям  на дом, педагог может передавать на время и живые объекты.

 

 

 

4. Содержание программы

4.1. Первый год обучения «Аквариумное дело»

1.      Вводное занятие.

Адаптационная игра с обучающими на знакомство. Ознакомление с программой, материалами и инструментами. Инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

Использование аквариумов в лабораториях, научно-исследователь­ских институтах и учреждениях.  Аквариумы в школе и дома.

            2. Аквариум его устройство и содержание.

     Выбор  аквариума.  Различные  типы  аквариумов.  Правила установка аквариума.   

     Значение грунта как составной части биологических процессов, протекающих в аквариуме; декоративное значение грунта.

     Освещение. Основные виды осветительных приборов. Обогревание воды в аквариуме. Устройство и принцип действия различных обогревателей (солевых, спиральных). Температура воды в аквариумах и система регулирования температуры   воды.  

     Продувание   воды   воздухом. Оборудование системы продувания воды воздухом. Фильтрование воды. Устройство и принцип действия различных фильтров.

     Поддержание чистоты в аквариуме, смена воды; способы очистки стенок аквариума (стеклянного, из оргстекла); схема снятия пленки с поверхности воды. Выбор и подготовка рыб. Ловля и пересадка. Различные сачки для пересадки рыб. Транспортировка рыб.

Практическая работа.

     Изготовление муляжей различных видов аквариумов из картона. Подготовка грунта для аквариума.

     Изготовление сачков разных размеров для ловли рыб.    Установка аквариумного    оборудования    (обогревателей, распылителей, приспособлений для очистки стекол, сачков и др.). Установка осветительной  воздухонагревательной  систем,  фильтров, системы, регулирующей температуру в аквариуме. Заправка аквариума.

     Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

 

3. Аквариумные растения.

     Роль растений в обмене веществ, происходящем в аквариуме. Эстетическая роль растений. Растения как субстраты для нереста рыб. Правильный   подбор   растений.   Правильная   посадка   растений.  Биологические группы растений.

     Растения, плавающие на поверхности воды (риччия,  ряска, сальвиния   и  т.д.).   Их  распространение. Морфологические и экологические особенности. Способы размножения. Условия содержания в аквариуме.

     Растения, плавающие в толще воды (элодея, фонтиналис и т.д.). Распространение. Строение. Температурные условия.

     Растения, укореняющиеся в грунте (эхинодорусы, криптокорины, апоногетоны, валлиснерия и т.д.). Распространение.   Значение грунта для нормального развития.

     Морфологические и экологические особенности. Оптимальные условия при содержании растений в аквариуме. Растения обычные и редкие. Акклиматизация растений в аквариуме.

Практическая работа.

     Изучение и зарисовка водных растений. Определение растений с помощью определителя. Посадка растений в аквариум. Наблюдение за размножением растений, за выделением кислорода (элодея). Изучение строения листа и клетки под микроскопом на примере валлиснерии.

     Сбор растений во время экскурсий на водоемы.

     Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

4. Биологические особенности рыб.

     Рыбы — типичные водные животные. Приспособление к водному образу жизни. Внешний вид. Многообразие форм тела как результат приспособления к различным условиям жизни в водной среде. Особенности внешнего строения природных, донных и пелагических рыб. Органы движения. Роль окраски в жизни рыб. Внутреннее строение костистых рыб. Скелет. Органы дыхания. Кровеносная система. Нервная система. Органы чувств. Размножение рыб.

     Рост и развитие рыб. Зависимость роста и развития рыб от различных факторов. Понятие полового диморфизма. Продолжительность жизни рыб. Способы определения возраста для некоторых рыб. Знакомство с рыбами, имеющимися в коллекции.

Практическая работа.

 Изучение и зарисовка строения рыб. Постановка опытов по изменению окраски в зависимости от условий среды (содержание карася на светлом и на темном грунте). Наблюдение за ночной и дневной окраской рыб (наностомусы, неоны и др.). Постановка опыта «Зависимость роста рыб от объема аквариума»  (содержание золотой рыбки в маленьком и большом аквариумах при прочих равных условиях).

Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

 

5. Физические свойства воды.

     Температура. Роль температуры в жизни рыб. Минимальные и максимальные температуры, которые выдерживают некоторые виды рыб. Понятие «оптимальная температура». Прозрачность и цветность воды. Запах.

     Роль растворенного в воде кислорода для жизнедеятельности рыб. Приспособления некоторых видов рыб к жизни в воде, бедной кислородом. Источники обогащения воды кислородом.   Зависимость количества растворенного в воде кислорода от температуры воды.

Практическая работа.

    Определение  общей жесткости  воды с  помощью трилона Б. Приготовление воды нужной жесткости.

    Измерение температуры воды.

6. Корм и кормление.

     Основные требования, предъявляемые к кормлению рыб в аквариуме. Возрастные изменения в питании рыб.

     Живые корма: личинки комаров  (мотыль, коретра). Представители кольчатых червей: трубочник, энхитриус (горшечный червь), дождевые черви. Нематоды. Ветвистоусые и веслоногие ракообразные. Коловратки. Инфузории. Ловля, хранение и размножение живых кормов. 

     Сухой корм. Дополнительные   корма. Корма    растительного    происхождения. Использование витаминов в кормлении рыб. Животные, попадающие в аквариум вместе с кормом.

Практическая работа.

    Изучение и зарисовка живых кормовых объектов. Разведение инфузорий, нематод энхитриусов  и кормление ими рыб.

    Сбор  и хранение дождевых червей.  Ловля ракообразных, сортировка их. Определение с помощью определителей. Изучение и определение вредных животных аквариумов. Наблюдение за влиянием различных кормов и витаминов на рост и развитие рыб. Изготовление сачков и других приспособлений для ловли живых кормов   их сортировки.

     Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

7. Аквариумные рыбы.

    Аквариумные рыбы, их видовая характеристика, среда и место обитания в природе.

    Рыбы местных водоемов, пригодные для содержания в аквариумах. Их биологические особенности. Условия содержания в аквариуме. Акклиматизация рыб в аквариуме. Экзотические аквариумные рыбы. Их особенности, условия содержания и размножения в аквариуме.

Практическая работа.

    Изучение и зарисовка рыб. Наблюдение за жизнью рыб, их поведением. Наблюдение за размножением рыб.

     Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

8. Размножение рыб.

     Рыбы, мечущие икру на растения или другие подводные предметы и  ухаживающие за ней. Рыбы, мечущие икру на растения или другие подводные предметы и  не ухаживающие за ней.

Рыбы, мечущие икру в грунт, и не ухаживающие за ней.

Рыбы, мечущие икру в укрытие и ухаживающие за ней и потомством. Рыбы, мечущие икру в гнездо и ухаживающие за икрой и потомством. Рыбы, носящие икру во рту и ухаживающие за своим потомством.

Практическая работа. Разведение рыб. Наблюдение за размножением рыб.

9. Друзья и враги в аквариуме.

Биологическое равновесие в аквариуме. Полезные и вредные простейшие.  Представители кишечнополстных животных - гидра. Особенности её строения, питания и размножения. Борьба с гидрой в аквариуме. Планарии и пиявки. Мешанки. Моллюски (двухстворчатые и брюхоногие). Их значение в жизни обитателей аквариума. Враги из класса насекомых.

Практическая работа.

Изучение и зарисовка водных животных. Рассматривание простейших с помощью микроскопа. Наблюдение за гидрой в аквариуме. Изготовление коллекции водных животных. Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

Экскурсии на водоем. Сбор водных животных.

10. Заболевание и лечение рыб.

Гибель рыб, вызванная неблагоприятными условиями содержания (резкие колебания температуры, недостаток кислорода, несоответствующий химический состав воды и т.д.). Заболевание рыб, вызванные неправильным   кормлением   (ожирение   внутренностей,   воспаление желудочного тракта, отравление). Предупреждение заболеваний. Другие бактериальные и гельминтозные заболевания рыб. Лечение и профилактика заболевания.

Практическая работа.

      Наружный осмотр больных рыб и их трупов. Диагностика заболеваний с помощью микроскопа и лупы. Лечение рыб  поваренной солью, перманганатом калия, метиленовой синью, бицилином - 3, бициллином - 5, и другими медикаментами.

11. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы. Обсуждение результатов опытов и наблюдений за год. Проведение зоовикторины.

12. Мероприятия ЦДТ, детском объединении .

Подготовка и участие в мероприятиях проводимых по плану ЦДТ. Выставки «Золотая осень». Выставка «Птицы наши друзья». Выставка «Новогодняя   миниатюра».   Выставка   «сухоцветы   без секретов». Викторина «Дорожная азбука». Праздник «За здоровый образ жизни». Праздник «Наши успехи». Беседа « Красота, чистота, аккуратность - залог успеха». Беседа «Культура поведения». Беседа «Вредным привычкам - нет». Беседа «Труд красит человека». Оформление листовок на тему «Мы за здоровый образ жизни». Новогодний карнавал. День именинника. Праздник «Милой маме поздравленье».

13. Природоохранные мероприятия.

    Беседа «Помогите птицам!» Изготовление кормушек, развешивание в парках. Оформление листовок.

     Викторина   «Вечнозеленые   деревья и кустарники». Беседа «Ёлочка - красавица».

    Беседа «Все о птицах». Игра «Знаешь ли ты птиц». Оформление листовок. Изготовление гнездовий.

  Беседа «Голубые цветы весны». Познавательная игра «Улыбка весны». Экскурсия в парк. Оформление листовок.

 

4.2.  Второй год обучения «Обитатели аквариумов»

  1. Введение

Знакомство с программой второго года обучения. Инструктажи по технике безопасности.

  1. Повторение программы 1 года обучения

Дидактические игры для повторения пройденного материала. Выявление специальных способностей у обучающихся, вовлечение в исследовательскую деятельность.

  1. Акватеррариум и террариум

    Выбор  террариума, акватеррариума.  Различные  их типы.  Правила установка.  

    Освещение. Основные виды осветительных приборов. Обогревание воды. Устройство и принцип действия различных обогревателей (солевых, спиральных). Система регулирования температуры   воды.  

     Грунт и озеленение в террариумах, акватеррариумах.

Продувание   воды   воздухом. Оборудование системы продувания воды воздухом. Фильтрование воды. Устройство и принцип действия различных фильтров.

     Поддержание чистоты в террариумах, акватеррариумах, смена воды; способы очистки стенок (стеклянного, из оргстекла); схема снятия пленки с поверхности воды.

 

  1. Акватеррариумные животные

Местные евразийские амфибии и рептилии (настоящие лягушки, квакши, жабы и др.), их виды, уход и содержание в террариумах.

Рептилии (черепахи, ящерицы, змеи и др.) видовой состав, содержание в домашних условиях.

Акватеррариум и террариум, отношение к акватеррариумным животным. Содержание и кормление акватеррариумных животных.

Практическая работа.

          Изучение и зарисовка внешнего вида водных обитателей. Определение их с помощью определителей. Кормление, уход и содержание обитателей террариумов.

     Экскурсия в зоомагазин.

     Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

  1. Другие аквариумные животные.

    Моллюски (брюхоногие и двухстворчатые моллюски). Разновидности, содержание и разведение в аквариумах.

    Ракообразные (креветки, раки). Разновидности, содержание и разведение в аквариумах.

    Земноводные (семейство пиповые, хвостатые амфибии). Разновидности, содержание и разведение в аквариумах.

   Черепахи, тигровые питоны, ящерицы. Их виды, содержание и разведение.

 

Практическая работа.

     Изучение и зарисовка водных животных. Наблюдение, содержание, кормление и уход  раков, черепах в аквариуме.

    Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

  1. Корм и кормление акватеррариумных и террариумных  животных

Основные требования, предъявляемые к кормлению акватерариумных животных. Возрастные изменения в питании.

     Живые корма, используемые для кормления для обитателей акватеррариумов.  Сухой корм. Дополнительные   корма. Корма    растительного    происхождения. Использование витаминов в кормлении.

 

Практическая работа.

     Изучение и зарисовка живых кормовых объектов.

     Сбор  и хранение дождевых червей.  Определение с помощью определителей различных живых организмов, пригоднях для кормления обитателей террариумов. Изучение и определение вредных животных акватеррариумов. Наблюдение за влиянием различных кормов и витаминов на рост и развитие обитателей акватеррариумов и терррариуумов. Изготовление сачков и других приспособлений для ловли живых кормов   их сортировки.

    Итоговое занятие по данному разделу (тест, задание карточки, задание-практикум и др.)

  1. Творческие работы.

    Выполнение  творческих работ (реферат,  мини исследование, лабораторные работы и другие) эколого-биологической направленности.

 

Практическая работа.

    Подготовка презентации. Выступление с творческими работами в объединении и учреждении.

 

  1. Итоговое занятие

Подведение итогов работы. Обсуждение результатов опытов и наблюдений за год. Проведение проверки полученных в течении учебного года знаний и умений ф форме игры-состязания «Экологический ринг».

  1. Мероприятия ЦДТ, детском объединении

Подготовка и участие в мероприятиях проводимых по плану ЦДТ. Выставки «Золотая осень». Выставка «Птицы наши друзья». Выставка «Фабрика Деда Мороза».   Праздник «Наши успехи». «День птиц». День именинника и другие.

 

  1. Природоохранные мероприятия

Познавательная игра «В мире животных», «Праздник братьев наших меньших», игра «Птичьи разговоры», рождественская викторина «С порога смотрела звезда Рождества», игра-путешествие «По заповедным тропинкам», клуб знатоков «Что делать, чтобы воздух стал чище?», творческая игра «Не дадим земле погибнуть под отходами», праздник «День птиц».

 

 

 

4.3. Третий год обучения «Исследователи»

     Третий год обучения предусматривает повторение и обобщение знаний об аквариумистике, технологии содержания и кормления аквариумных обитателей. Нововведение 3 года обучения – исследовательская работа обучающихся.

  1.     Вводное занятие

     Знакомство с программой на учебный год. Инструктажи по технике безопасности. Дидактические игры для выявление специальных способностей у обучающихся. Вовлечение в исследовательскую деятельность.

  1.     Подготовительный (планировочный) этап.

Обучающиеся самостоятельно подбирают тему, направление для проекта или исследования (приложение 9), подбирают материал, оборудование (по возможности и необходимости), собирают иллюстрированный материал. Постановка цели и задачей исследования. Определения объекта и предмета исследования. Обзор состояния проблемы, степень ее изученности. Выбор или разработка методов или методик проведения исследования, их освоения. Учебные и научные исследования по аквариумистике, типы исследовательских работ, оформление работы, структура работы.

  1.     Основной этап.

Организация и методика исследования. Понятия, необходимые для исследовательской или проектной работы. Сбор материала. Проведения эксперимента, исследования. Получения результатов в ходе использования выбранных методов. Текущая (предварительная) обработка собранных данных. Окончательная обработка наблюдений, обобщение, сравнение, выводы

  1.     Написание отчета о проделанной работе.

Формулирование выводов по проведенному исследованию, подведение итогов и определение сферы полученных результатов. Выполнение письменной работы.

  1.     Представление исследовательской работы

Защита исследовательской работы в образовательном учреждении, на районной  и краевых конференциях.

     Все выполняемые обучающимися работы можно разделить на две большие группы: реферативные и исследовательские. Последние в свою очередь могут быть: экспериментальными, описательными и выполненными на основании сбора полевого материала (собственно исследовательские работы).

 

 

 

Таблица 1

Основные типы творческих работ учащихся

 

 

Творческие работы

Реферативные

собственно творческие

собственные «сочинения» с использованием литературного материала

собственно реферативные

обзор литературных источников

по выбранной теме

Исследовательские

экспериментальные

научная работа, выполненная в лаборатории (в условиях поставленного эксперимента)

описательные

описание натурных наблюдений: в природе;

в обществе, в коллективе, "впечатления" об экспедициях, походах

научно-исследовательские

сбор и анализ материала, собранного в природе, получение результатов, новых для науки

учебно-исследовательские

работа связана с освоением методов научного исследования, часто в условиях ограниченного пространства (летний лагерь, живой уголок)

научно-практические (проектные)

предполагают решение социально-экологических и др. задач

   Обычно при проведении исследования 1/3 часть времени занимает подготовительный этап (правильная формулировка темы и цели работы; выбор или отработка методики проведения исследования); 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведения опытов; не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы. Другими словами на сбор материала и его черновую обработку должно уходить не больше 2/3, а на написание и оформление работы - не меньше 1/3 общего времени, затраченного на работу.

Если рассмотреть распределение времени на проведение исследовательской работы по сезонам, то получается такая картина (табл. 2):

 

 

Таблица 2

Годовой цикл исследовательской деятельности по экологии

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Марь-май

Подготовительная работа с литературой, освоение методики

Экспедиционные и лабораторные исследования

Анализ, обработка данных

Представление результатов

 


 

4.4. ЧЕТВЕРТЫЙ, ПЯТЫЙ, ШЕСТОЙ ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«Обучение в КЗШЕМН»

    На четвертом, пятом и шестом годах обучения предусматривается обучение в краевой заочной школе естественно-математических наук (КЗШЕМН) по специальности эколог-исследователь. Педагог, обучающий детей в данной школе является педагогом-куратором.

    Цель краевой заочной школы естественно-математических наук: создание условий для развития детей, одаренных в области естественно-математических наук, качественное педагогическое и научно-методическое сопровождение исследовательской, проектной, творческой деятельности эколого-биологической, естественнонаучной, художественно-эстетической и социальной направленностей.

    В заочной школе сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив из преподавателей высших учебных заведений (кандидаты наук, профессора), преподавателей специализированных школ и лицеев соответствующего профиля.

Права  и обязанности сторон

Педагог-куратор

Обучающиеся

Мотивация и целеполагание, выявление интереса

Определяет цель работы, предполагаемый образовательный продукт

Сбор информации об объекте исследования

Выбирает объект исследования или раздел исследовательских интересов

Методы исследования, оборудование

Отбор методов исследования своего объекта

Требования к исследовательской работе

Составляет примерный  план работы

Работа с источниками информации

Получает список источников информации, собирает материал теоретической части исследования

Организация и планирование индивидуальной исследовательской работы

Составляет план индивидуального исследования

Определение целей и задач, выдвижение гипотезы, отбор методов исследования

Оформление введения в исследовательскую работу

Оформление  исследовательской части

Последовательно и логично излагает проведение исследовательской части

Подтверждение гипотезы, выводы

Оформляет заключение работы, выделяет недостаток информации

Консультации с научным руководителем

Получает консультацию, комментарии к работе

Представление исследовательской работы

Представление исследовательской работы на НОУ, конкурсах

 

 

 

Рекомендуемая  литературы (для обучающихся)

  1.    Все об аквариумных рыбках. СПб: ООО «СЗКЭО» Кристалл», 2007, -176 с.
  2.    Вершинина Т.А., Плонский В.Д. Питание и кормление аквариумных рыб / - М.: ООО «Аквариум – Принт», К.: ОАО «Дом печати» - Вятка». 2005.  – 144 с.
  3.     Как ухаживать за аквариумными рыбками и рептилиями / Авт. – сост. В.Т. Демянчик. – Мн.: Современный литератор, 2003. – 336 с.
  4.     Махмин М.Д. Путешествие по аквариуму . – М.: Колос, 1993. – 303 с.
  5.     Мир тропических рыб / Пер. с англ. К.Д. Джержинского Ж.А. Черняева.- М.: Колос, 1992. – 320 с.
  6.     Полонский А.С. Гуппи, меченосцы и другие живородящие рыбки. – М.: ООО «Аквариум Принт», 2007. – 96 с.
  7.     Непомнящий Н. Домашний аквариум. – М.: Вече, 2000. – 352 с.
  8.     Рублев С. Аквариум. Ваша первая книга. Аквариумные рыбки. – Ростов н/Д: Владис: М: РИПОЛ классик, 2008. – 416 с.
  9.     Школа юннатов. Живой уголок / Худож. В. Радаев, В. Храмов. – М.: Дет.литер., 1990. – 271 с.
  10.    Энциклопедия Аквариум \ Авт.- сост.: - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002, - 352 с.

 

Рекомендуемая литературы (для педагога)

 

  1.     Горькова Л.Г., Кочергина А.В.., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2.     Домашний аквариум. Текст. Б. Шредер. / Пер. с нем. И. Гарнов. М.: ООО «Аквариум Принт», 200.-64 с.
  3.     Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991. – 384 с.
  4.     Кочетов С.М. Профилактика и лечение болезней аквариумных рыб / С.М. Кочетов. – М.: Вече, 2006. – 32 с.: ил.
  5.     Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвящение, 1999.- 192 с.
  6.     Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под.ред. К.В. Пашканга. – М.: Просвящение, 1993. – 144 с.
  7.     Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.- сост. В.А. Суворова. – Волгорад: Учитель, 2009. – 189 с.
  8.     Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия /авт.-сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139. с.
  9.     Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.
  10.     1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Составители Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина.: Академия развития:Академия Холдинг, 2002. – 224 с.: ил.

 

 

Приложение 1

Карточка № 1

Практическая работа

«Аквариум.  Его  содержание  и  устройство»

Вид занятия

 

Количество баллов

10 –  8

7 - 5

4 и менее

1. Из общего оборудования по уходу за аквариумом определить  компрессор-помпу и обогреватель воды

                      

 

 

 

 

 

 

 

2. Самостоятельно собрать и разобрать компрессор-помпу

 

 

 

3. Самостоятельно измерить температуру воды в аквариуме

 

 

 

4. Произвести чистку стекол в аквариуме

 

 

 

5. Установить в аквариуме водонагреватель воды

 

 

 

 

Карточка № 2

Практическая работа

«Аквариумные растения»

Вид занятия

 

Количество баллов

10 –  8

7 - 5

4 и менее

1. Из общего количества предоставленных растений подобрать растения, плавающие в толще воды

               

 

 

2. Из общего количества предоставленных растений подобрать растения, укореняющие в грунте

 

 

 

3. Самостоятельно посадить растение в грунт  аквариума

 

 

 

4. Правильно подобрать любое из предоставленных растений для посадки в аквариум

 

 

 

5. Определить вид растения (по необходимости с помощью определителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 3

Практическая работа

«Корм и кормление рыб»

Вид занятия

 

Количество баллов

10 –  8

7 - 5

4 и менее

1. Из общего количества предоставленных растений подобрать растения, плавающие в толще воды

               

 

 

2. Из общего количества предоставленных растений подобрать растения, укореняющие в грунте

 

 

 

3. Самостоятельно посадить растение в грунт  аквариума

 

 

 

4. Правильно подобрать любое из предоставленных растений для посадки в аквариум

 

 

 

5. Определить вид растения (по необходимости с помощью определителя)

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Вставьте в схему пропущенное слово

Животные

 

 

 

 


   

                                    Беспозвоночные                                                                             ?                                                                   

 

 

 

Приложение 3

 

Вставьте пропущенные слова в текст о среде обитания и образе жизни  речного окуня и щуки.

  Речной окунь и щука относятся к ________________. Они живут в ____________. Речной окунь и щука питаются ______________. Они - _____________.  Дышат речной окунь и щука растворенным в воде кислородом при помощи ____________. Весной речной окунь и щука выметывают на мелководье _________. Из них через некоторое время появляются _____________. Первое время они живут за счет запасов питательных веществ, находящихся в _______. Затем личинки превращаются в ____________. Они начинают питаться мелкими ________________ и вырастают во взрослых рыб.

 

 

 

Приложение 4

 

                                       Составьте схему

                                                       Рыбы


 

 

 


          Речные                                                         Морские

 

  1.    __________                                              1. _____________ 
  2. __________                                              2. _____________
  3. __________                                              3. _____________

 

 

 

 

Приложение 5

 

Сравните между собой два вида рыб.

Данные занесите в таблицу

Вопросы для сравнения

 

 

 

 

1. Где обитают?

 

 

2. Какая форма тела?

 

 

3. Какая окраска тела?

 

 

4. Чем питаются?

 

 

5.Где выметывает икру?

 

 

6.Какое значение имеет в природе?

 

 

 

 

 

Приложение 6

Тест

Раздел «Аквариум. Его содержание и устройство»

1. Каких типов аквариума не существует?

   1. Аквариум - ширма;

   2. Аквариум - корыто;

   3. Аквариум - стена.

2. Где правильно нужно разместить вновь приобретенный аквариум?

   1. В уголке отдыха, рядом у стены, перпендикулярно окну;

   2. У батареи или у плиты;

   3. Напротив окна, чтобы прямые солнечные лучи попадали в аквариум.

3. Какова оптимальная температура воды в аквариуме?

   1. + 10 - + 15;

   2. + 30 - + 35;

   3. + 23 - + 28.

4. Что является наилучшим грунтом для аквариума?

   1. Крупная галька;

   2. Гравий и белый кварцевый песок;

   3. Серый речной песок и мелкая галька.

5. Что может применять для обогрева воды в аквариуме?

   1. Батарея в комнате;

   2. Постоянная замена холодной воды на теплую;

   3. Спиральные обогреватели.

6. Что является источником освещения в аквариуме

   1. Лампы накаливания и различные люминесцентные лампы;

   2. Только дневное освещение;

   3. Фонарик.

7. Для чего необходима аэрация воды?

   1. Аэрация в аквариуме не нужна;

   2. Благоприятному газообмену в аквариуме и насыщению воды необходимым количеством кислорода;

    3. Для красоты.

8. Фильтрование воды - это ......

   1. Создание необходимых условий для нормальной жизнедеятельности почвенных бактерий;

   2. Очистка воды от частиц грязи и накопившихся продуктов обмена веществ.

9. Что применяют для измерения температуры воды в аквариуме?

   1. Градусники;

   2. Термометры;

   3. Температуру не измеряют.

10. Для чего необходимо накрывать стеклом аквариум?

   1. Для красоты;

   2. Чтобы не выпрыгивали рыбки;

   3. Чтобы не испарялась вода, и не попадали частицы пыли в аквариум.

 

 

Приложение 7

Тест

Раздел «Аквариумные растения»

1.      На сколько групп подразделяются аквариумные растения?

а) на 2 группы (укореняющиеся в грунте, плавающие в толще воды);

б) на 3 группы (укореняющиеся в грунте, плавающие в толще воды, плавающие на поверхности воды);

в) 1 группа (плавающие на поверхности воды).

2.      Какова самая важная роль растений в аквариуме?

а) поглощение различных органических и неорганических соединений;

б) выделение кислорода, поглощение углекислого газа;

в) растения необходимы лишь для укрытия рыб.

3.      Какие из перечисленных растений являются растениями плавающие в толще воды?

     а) элодея, папоротник водяной, роголистник;

     б) валлиснерия, криптикорина, лобелия;

     в) риччия, сальвиния, папоротник водяной.

4.  Какие из перечисленных растений являются растениями плавающие на поверхности воды?

     а) элодея, папоротник водяной, роголистник;

    б) валлиснерия, криптикорина, лобелия;

     в) риччия, сальвиния, папоротник водяной.

5.Какие из перечисленных растений являются растениями, укореняющимися в грунте?

    а) элодея, папоротник водяной, роголистник;

    б) валлиснерия, криптикорина, лобелия;

    в) риччия, сальвиния, папоротник водяной.

6. Что рекомендуется сделать с вновь приобретенными растениями?

     а) растениям не требуется дополнительная обработка;

     б) растения необходимо продезинфицировать;

     в) растения необходимо ошпарить кипятком.

7. Для чего обрезают слишком длинные корни растениям

     а) для красоты;

     б) при этом растения выделяют больше кислорода;

     в) для того, чтобы растения лучше укоренялись в грунте и давали побеги.

8. Какая из перечисленных ниже причин может привести к заболеваемости растений? 

     а) аквариумные растения не подвержены заболеваниям;

     б) плохая освещенность, низкая температура;

     в) заболевшие аквариумные рыбки.

9. Можно ли подкармливать удобрениями аквариумные растения?

    а) да;

    б) нет.

10. Как часто необходимо омолаживать воду в аквариуме?

    а) 1 раз в год;

   б) 1 раз в месяц;

   в) 1 раз в 10 дней.

 

 

 

Приложение 8

Тест «Биологические особенности рыб»

1. Большинство рыб имеют форму тела:

     а) защитную

     б) сплюснутую в спинно-брюшном направлении

     в) обтекаемую

     г) маскирующую

2.   Рыбы дышат в воде с помощью:

      а) трахей

      б) жабер

      в)  легких

      г) кожи

3.  Вода обладает следующим свойством:

а)  более низкая плотность, чем у воздуха

б) большая амплитуда колебаний температуры в течение года

в)  электропроводность

г)  непрозрачность

4.  Главным органом чувств у рыб является:

     а)  органы осязания

     б) боковая линия

     в) органы обоняния

5.  Брачная окраска рыб служит для…:

    а) привлечения самок

    б) привлечения самцов

    в) отпугивания врагов

    г) маскировки

6.  Чешуя рыб не выполняет функцию:

               а) защитную

               б) уменьшения трения

               в) дыхания

               г) покровную

7. Окраска речного окуня называется:

               а) защитная

               б) предостерегающая

               в) приспособительная

               г) покровительственная

8. Что происходит с объёмом плавательного пузыря в момент всплытия рыбы:

              а)  уменьшается

              б) увеличивается

              в) не изменяется  

 

 

Приложение 9

Тест «Друзья и враги в аквариуме»

  1.     Какие полезные животные могут попасть в аквариум без нанесения ему вреда?

             а) личинки жуков, стрекоз, пиявки;

             б) мотыль, трубочник, коретра;

             в) катушка роговая, малый прудовик.

  1.     Какие опасные животные могут попасть в аквариум и нанести вред аквариумным рыбам и растениям?

             а) личинки жуков, стрекоз, пиявки;

             б) мотыль, трубочник, коретра;

             в) катушка роговая, малый прудовик.

  1.     Как попадают в аквариум вредные живые организмы?

             а) с водопроводной водой;

             б) при кормлении рыб живыми кормами и помещений в аквариум  растений из    природных   водоёмов;

             в) при кормлении пластинчатым кормом.

  1.     Какую пользу аквариуму приносит катушка роговая?

            а) поедает остатки корма, экскременты, излишки водорослей;

            б) поедает икру аквариумных рыб;

            в) чистит стекла аквариума от нежелательных водорослей.

  1.     Является ли ампуллярия гигантская вредителем аквариума?

            а) да;

            б) нет.

  1.     Какой вред наносят вредители аквариума его обитателям?

            а) загрязняют аквариум;

            б) препятствуют размножению рыб;

            в) вызывают различные инвазионные заболевания у рыб.

  1.     Какие меры следует предпринимать, чтобы избежать попадания вредителей в аквариум?

                 а) частая замена воды в аквариуме;

                 б) промывка живого корма перед кормлением;

                 в) кормление только пластинчатыми кормами.

  1.     По описанию узнай водное животное: короткая, студенистая полупрозрачная трубка зеленоватого или сероватого  цвета, оканчивающейся несколькими тонкими нитями – щупальцами.

             а) планария молочная;

             б) личинка жука плавунца;

             в) гидра обыкновенная.

  1.     По описанию узнай водное животное: раковина коричневая или розовато-красная, тонкая, круглая, с приплюснутыми спиралями, ясно видимыми как сверху, так и снизу. Само животное имеет коническую форму, очень удлиненную и ползает по довольно широкой, плоской ноге.

            а) водолюб малый;

            б) катушка роговая;

            в) малый прудовик.

  1.     По описанию узнай водное животное: эта улитка имеет раковину диаметром 70 мм и более. Имеет дыхательную трубку длиной до 7 см. Эта улитка очень прожорлива, и если ей не хватает пищи, они объедают растения.

            а) ампуллярия гигантская;

            б) катушка роговая;

            в) прудовик малый.

 

 

 

 

Приложение 10

Тест

 2-ой год обучения «Заболевание  и лечение рыб»

  1.     На какие группы делятся болезни рыб?

  а) 3 группы (неинфекционные, инфекционные, инвазионные);

  б) болезни рыб не делятся на группы;

   в) 2 группы (инфекционные и неинфекционные).

  1.     Причинами неинфекционными заболеваниями рыб могут быть?

  а) различные вредоносные бактерии, вирусы и грибки;

  б) нехватка кислорода, стресс, недоброкачественный или  однообразный      корм;

  в) оборудование в аквариуме.

  1.     Причинами инфекционными заболеваниями рыб могут быть?

  а) различные вредоносные бактерии, вирусы и грибки;

  б) нехватка кислорода, стресс, недоброкачественный или однообразный      корм;

  в) оборудование в аквариуме.

  1.     Какие из перечисленных препаратов могут быть лечебными для аквариумных рыб.

  а) сахар, сода;

  б) йод, зеленка;

  в) соль, марганец.

  1.     Может ли привести к стрессу или заболеванию рыб резкое изменение температуры?

  а) да;

  б) нет.

  1.     Куда необходимо помещать заболевшую рыбку?

  а) на карантин, в отдельный аквариум;

  б) оставить в общем аквариуме;

  в) отдать товарищу.

  1.     Вновь приобретенных рыб следует поместить…?

  а) в оборудованный аквариум;

  б) в банку;

  в) на карантин.

  1.     Может ли человек заболеть некоторыми заболеваниями рыб?

  а) нет;

  б) да.

  1.     Каким инвентарем можно пользоваться по уходу за аквариумной рыбкой?

  а) только новым оборудованием;

  б) общим оборудованием;

  в) специальным, отдельным оборудованием.

  1.     Может ли голодание рыб в 1-2 дня привести к заболеванию рыб?

  а) нет;

  б) да.

 

 

 

 

 

Приложение 11

Примерные темы исследовательских работ

1.      «Влияние окраски грунта на окраску тела аксалотов»

2.      «Изменчивость окраски в зависимости от температуры воды и освещения»

3.      «Инстинкт размножения»

4.      «Развитие мальков в различных условиях»

5.      «Условные рефлексы»

6.      «Наследственность. Ее роль в дальнейшем развитии рыб»

7.      «Реакция рыб на световые сигналы»

8.      «Изменение окраски рыб под цвет грунта»

9.      «Реакция рыб на звуковые сигналы»

10.  «Наблюдения над питанием рыб»

11.  «Значение различных плавников при движении рыб»

12.  «Влияние температуры воды на развитие мальков рыб»

13.  «Влияние различного корма на развитие мальков или взрослых рыб»

14.  «Влияние условий содержания и кормления на рост и развития мальков» и другие.

Приложение 12

Задание «Корм и кормление аквариумных рыб»

 «Подбери к каждому виду живого корма его характеристику»

Виды живых кормов для аквариумных рыб:

  1.     Трубочник
  2.     Мотыль
  3.     Дафния
  4.     Циклопы

    Характеристика живых кормов:

a)      Водятся эти рачки в пресноводных водоемах и вылавливают их с помощью  капроновых сачков. Служат для кормления мелких и средних аквариумных рыб. Скармливают рыбам, как в сухом, так и в живом виде.

b)      Это личинки комара-дергуна. Цвет ярко красный, длина до 22 мм. Служат для кормления средних и крупных аквариумных рыб. При перекорме рыб могут быть воспаления, которые вызывают гибель рыб.

c)      Семейство типа кольчатых червей. Имеют трубчатое тело длинна которого составляет до 5 см. Служат для кормления средних и крупных видов рыб, а в резаном виде подойдет для поедания и для мелких аквариумных рыб.

 

Ответы: 1 – с;  2 – b;  3 – а;  4 – а.

 

 

 

Приложение 13

Раздел программы 1 года обучения

«Аквариум, его устройство и содержание»

Задание  «Работа с литературой»

С помощью литературы заполнить таблицу

 

Изменения в аквариуме

Причина

Способы устранения

  1.     Помутнение воды
  2.     Образование жировой пленки на поверхности воды
  3.     Бурый налет на стенках аквариума
  4.     Цвет воды в аквариуме зеленоватый, на стенках зеленоватый налет
  5.     На покровном стекле откладывается беловатый налет.

 

 

 

Ответы:

Изменения в аквариуме

Причина

Способы устранения

1.      Помутнение воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Образование жировой пленки на поверхности воды

 

 

 

 

3.      Бурый налет на стенках аквариума

 

 

 

4.      Цвет воды в аквариуме зеленоватый, на стенках зеленоватый налет

 

 

 

 

 

 

 

5.      На покровном стекле откладывается беловатый налет.

- После неосторожной заливки воды в аквариуме грунт поднимается кверху, и вода выглядит мутной;

- Помутнение из-за сильного размножения одноклеточных организмов;

- Чрезмерное кормление рыб в основном сухими кормами.

 

 

 

 

- Перенаселение аквариума рыбами.

 

- Это оседание пылинок и бактерий.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слабое освещение в аквариуме.

 

 

 

 

- Развитие водорослей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это налет известковых солей.

-  Муть осядет на дно;

 

 

- Это биологическое равновесие. Исчезнет само по себе.

- Взрослых рыб кормить 1-2 раза в день и давать столько корма, сколько они смогут съесть за 5-7 минут. Остатки удалить.

 

- Сократить количество рыб

 

- Необходимо на поверхность воды положить лист впитывающей воду бумагу и сразу же осторожно снять его.

 

- Удалить скребком. Зимой установить дополнительное освещение.

 

- Аквариум убрать от прямых солнечных лучей;

- Вычистить налет от стенок аквариума и приборов;

- Сократить число водорослей, в основном старые;

- На время затемнить аквариум.

 

-Необходимо протереть стекло тампоном ваты, смоченным в слабом растворе уксусной эссенции.

 

Приложение 14

Задание 1. Вставьте слова на место пропусков.

а) У большинства рыб . . …………….форма тела.

б) Тело покрыто . . . .  . . . . .

в) Кожные железы выделяют . . . уменьшающую тела рыб при движении в воде

г) Окраска рыб . .  . . . .и зависит от . . .  . . . . .окружающей среды.

д) Органом дыхания рыб служат . . . . . . . . .

е) Дышат рыбы при помощи . . . . . . .растворённым в воде     . …. . . . . .

ж) Органами передвижения рыб являются . . .

з) К органам чувств рыб относятся . . . , . . . , . . . и . . . . ……..

и) Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимает. . .  . . . . .

к) Рыбы относятся к. . . ….животным, т. к. температура их тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды.

Задание 2.   Викторина

  1.     Правильна ли пословица "На то и щука в море, чтобы карась не дремал"?.
  2.     Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?
  3.     Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбаки, потому что их любит рыба.
  4.     Верно ли выражение "Нем как рыба"?
  5.     Каких рыб за их ценность называют "красными", хотя мясо у них белое, а икра черная.
  6.     Почему жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике могут пригодиться эти знания?

 

Приложение 15

            Заявление
в краевую заочную школу естественно-математических наук

заявление.

Прошу принять меня в КЗШЕМН на отделение (нужное подчеркнуть):

экологов-исследователей

экологов-флористов

математики

географии

биологии

физики

астрономии

химии

 

С условиями обучения в школе ознакомлен(а), даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О Персональных данных».

Дата_______________         Подпись обучающегося________________

Подпись родителей __________________/________________