«Реализация компетентностного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе»

 

Петлеван Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов

БОУ г. Омска « Средняя общеобразовательная школа № 7», г. Омск

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования» [1].

По мнению доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, г. Москва Хуторского А. В., компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Но существует синонимическое понятие компетенции – компетентность.

Компетентность – владение,  обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2]. 

В соответствии с данной концепцией началась организация деятельности по переходу на компетентностный подход в образовании.

В процессе формирования компетенций, которое происходит средствами содержания образования, у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

Значит, такой подход выдвинул на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

-         в познании и объяснении явлений действительности;

-         при освоении современной техники и технологии;

-         во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 

-         в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;

-         в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

-         при необходимости разрешать проблемы, при  разрешении конфликтов.

Все это позволило изменить методику обучения, при которой ученик сам формирует понятия, необходимые для решения жизненных задач.

При таком подходе учебная деятельность на уроках, может приобретать исследовательский характер и становиться предметом усвоения.

Возникает проблема: по какой схеме создавать модель компетентной личности ученика? Конечно, в школах идет процесс создания такой модели, которая реализует данный подход: формирование личности как любознательной, интересующейся, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности, уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа, доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое мнение, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Значит, необходимо создать мотивацию для поиска учеником нравственной модели поведения.

 

Опираясь на основные образовательные компетентности, выделенные Хуторским А.В., мною была составлена модель компетентного ученика, которая представлена на рисунке.

Рассматривая данную схему, мы видим, что модель компетентного человека («Я») представлена тремя взаимосвязанными областями: личность, общество, деятельность. Каждая из этих областей включает в себя конкретные образовательные компетенции: ценностно-смысловые компетенции, информационные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательные компетенции, социально-трудовые компетенции, коммуникативные компетенции, общекультурные компетенции.

Каждая из представленных компетенций имеет свои направления, реализуемые педагогом в процессе обучения, что позволяет формировать целостную личность. Педагог умело организовывает взаимодействие учеников друг с другом и основной задачей его становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно - компетентной личности ребенка. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения.

Такие коммуникативные компетенции осуществляются на уроках литературного чтения, где применима основная характеристика - «учиться общению, общаясь».  Это значит:

-         умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;

-         поиск нужной информации;

-         умение переводить образ в слова и слова в образ;

-         диалог, живое общение.

На уроке должна быть создана эмоционально-благоприятная ситуация, которую можно достичь, используя следующие методические приемы:

-         игровые приёмы;

-         задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения («Придумай и опиши свой сказочный предмет»);

-         рассказ от любого лица (рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля);

-         повествование от имени предмета («История из жизни горошинки»);

-         комплимент (сказать комплимент литературному герою);

-         сказка в заданном ключе (введение в название сказки нового объекта, «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку);

-         изменение сказочной развязки (придумать другое окончание сказки, рассказа).

А такие упражнения как: ролевое чтение, ролевые диалоги, инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения, - помогают в формировании диалогового общения.

В результате младшие школьники приобретают коммуникативно- значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение – все это способствует формированию ключевых компетенций личности ребенка.

 

Библиографический список:

 

1.     «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002  N 393).

 

2.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002.