Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка «Детский сад №160»

Информационно-познавательный проект

для детей подготовительной группы

«Секреты музыкальной шкатулки»

Автор: музыкальный руководитель Переверзева Т.Н.

Барнаул, 2017


Содержание

Аннотация. 3

Актуальность, цель и задачи проекта. 4

Этапы реализации проекта. 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 7


Аннотация 

В предлагаемых материалах представлен проект, направленный на ознакомление детей с историей возникновения музыкальных инструментов.

Знакомясь с различными музыкальными инструментами, обучаясь игре на них, дети заметили, что многие из этих инструментов меняли свою форму и звучание в течение времени. У разных народов и в разные эпохи они назывались и выглядели по-разному.

Чтобы ответить детям  на эти вопросы, было решено создать проект «Секреты музыкальной шкатулки».

Теоретическая значимость проекта заключается в исследовании вопросов через различные источники информации (специальная литература, энциклопедии,  интернет-ресурсы, подбор видео, иллюстраций) и форм проведения занятий (познавательные занятия, беседы, дидактические игры, просмотр видео – и иллюстративных материалов).

Практическая значимость определяется тем, что отобран и систематизирован материал по данной теме для дальнейшего практического использования в дошкольном образовательном учреждении.

Проект может быть реализован на базе любого дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.


Актуальность, цель и задачи проекта

Мир предметов, окружающий нас, с каждым днём пополняется и расширяется. В своей стремительной повседневной жизни мы не всегда можем остановиться и задать себе вопрос: «Когда и где это появилось? Почему так называется?»

Проект «Секреты музыкальной шкатулки» создавался в рамках проекта детского сада. В ходе этого проекта педагоги знакомили детей с историей возникновения и эволюцией тех или иных предметов (одежда, посуда, пуговицы, фотоаппарат и т.д.).

Тема проекта - знакомство детей с историей возникновения и развития музыкальных инструментов.    Данный проект направлен на развитие и поддержание познавательной активности детей.

Цель проекта: расширить кругозор детей в вопросах возникновения и развития музыкальных инструментов.

Задачи:

·        познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов (барабан, скрипка, фортепиано);

·        собрать материал для создания мини-музея;

·        обучить детей приёмам игры на некоторых из этих инструментов.

Тип проекта: информационно-познавательный

Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

·        подбор информативного материала об истории возникновения музыкальных инструментов (барабан, фортепиано,  скрипка), известных мастерах, которые их делали и известных музыкантах;

·        сделать презентацию по эволюции этих инструментов;

·        собрать музыкальную коллекцию со звучанием барабана, скрипки, фортепиано;

·        сделать дидактические игры;

·        найти видео-выступление музыкантов;

·        подбор стихов и загадок о музыкальных инструментах.

Основной этап:

Работа с детьми.

1.     Познавательные занятия с детьми:

·     «История возникновения барабана»;

·     «Царица музыки – скрипка. Великие скрипичные мастера и скрипачи-виртуозы»;

·      «От клавесина до синтезатора».

На музыкальных занятиях дети смотрят  видеозаписи концертов симфонического оркестра, в котором звучат эти музыкальные инструменты. Вниманию детей предлагаются слайд-шоу с эволюцией музыкальных инструментов.


 

2.     Дидактические игры:

·        «Узнай, какой инструмент звучит»;

·        «Собери картинку и назови инструмент».

3.     Чтение стихотворений:

·        «У меня сосед – скрипач» Б. Заходер;

·        «Фортепиано» В. Безцветный;

·        «Барабан» Н. Котикова.

4.     Загадывание загадок.

Работа с воспитателями.

·        Консультация «От клавесина до рояля» с видео-презентацией и прослушивание произведений;

·        Оформление музыкального уголка в группе по теме проекта.

Работа с родителями:

·        Консультация «Во дворе у нас играют…»;

·        Найти и почитать с детьми стихи и загадки о музыкальных инструментах.

Обобщающий этап:

Результатом работы над проектом стало занятие музыкального руководителя «Секреты музыкальной шкатулки». Дети научились приёмам игры на детских музыкальных инструментах.  Закрепили их принадлежность  к различным группам (струнные, ударные, клавишные). Повторили материал по эволюции барабана, скрипки, фортепиано. Научились определять  звучание различных инструментов, прослушивая аудиозаписи. Создали мини-музей фотографий музыкальных инструментов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Дыбина О.В. Что было до…: Игры - путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2.     Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. - М.: «Знание», 1986.

 

3.     Образовательный портал «Музыкальный сад» http://www/musical-sad.ru/forum/16-88-1. - Загл. с экрана.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка

«Детский сад №160 «Крепыш»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

организованной деятельности

в подготовительной группе

область «Художественно-эстетическое развитие»

тема: «Секреты музыкальной шкатулки»

 

 

 

 

 

 

составитель:

музыкальный руководитель

Переверзева Т.Н.

 

 

 

 


 

Педагог: Переверзева Татьяна Николаевна

Образовательная область: художественнно-эстетическая  

Возрастная группа: подготовительный  возраст 

Тема занятия: Секреты музыкальной шкатулки

 

Концептуальные основы занятия

Цель: Расширить и систематизировать знания детей в вопросах возникновения и развития музыкальных инструментов.

 

Задачи:
Познавательная: Обобщить и систематизировать знания детей о музыкальных инструментах (барабане, скрипке, фортепиано). Закрепить понятие «ударные», «клавишные»,  «струнные», «виртуальная экскурсия», «музей», «экспонат».
Закрепить звуковое восприятие звучания музыкальных инструментов. Познакомить с различными формами музыкальных инструментов. Познакомить с техникой игры на музыкальных инструментах.

Речевая: Активизировать и пополнить словарь детей по темам «Музыкальные инструменты», «Звук инструмента». Упражнять в употреблении слов  «виртуальная экскурсия», «музей». Развивать связную и диалогическую речь.

 

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций с музыкальными инструментами, разучивание стихов и загадок, просмотр и прослушивание музыкальных произведений для скрипки, фортепиано, барабанов.

Материал: Музыкальная шкатулка, оборудованное место для создания мини-музея, экран, видеопроектор, ноутбук, аудио- и видеозапись выступления музыкантов, слайды и картинки с изображением барабана, скрипки, фортепиано разных эпох и народов мира.

 

 

Организационный момент, начало занятия включение:

 

Деятельность детей

        Деятельность педагога

 Примечание

Дети под музыку входят в зал и рассаживаются на стулья.

 

Дети обсуждают, что может находиться в шкатулке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют знакомые инструменты. Пытаются догадаться, на какие музыкальные инструменты похожи незнакомые.

 

Музыкальный руководитель: - Ребята! Сегодня я принесла шкатулку. Как вы думаете, что это за шкатулка, что в ней может находиться?

 

 

Это – музыкальная  шкатулка. Она  хранит музыкальные секреты. Хотите в неё заглянуть?

Музыкальный руководитель открывает шкатулку и достаёт из неё картинки с бубном, клавесином и кроттой.

Некоторые из этих инструментов вы узнали. Но какие-то вы увидели впервые. Хотите разгадать секрет шкатулки и узнать про незнакомцев? Тогда я предлагаю отправиться на виртуальную экскурсию в музей «Музыкальные инструменты разных времён и разных народов».

На столике - заранее приготовленная музыкальная шкатулка. Внутри шкатулки картинки с музыкальными инструментами (скрипка кротта, клавесин, барабан тайко)

 

Основная часть

Деятельность детей

         Деятельность педагога

   Примечание

Дети рассказывают про историю появления бубна. А затем про барабан.

 

Дети дополняют рассказ педагога своими впечатлениями описаниями звуков барабанов, их формой и размером. Закрепляют понятие  ударный инструмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчики проходят маршем по залу под  барабанную дробь в исполнении девочек.

 

Дети говорят, что у инструмента есть струны и смычок. Относят его к струнным смычковым инструментам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети говорят, что голос скрипки мощный, раскатистый, похож на звук трубы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают, что голос инструмента нежный, сказочный лёгкий, невесомый. Сравнивают со сказочными эльфами, Дюймовочкой.

Дети придумывают танцевальную фантазию.

 

 

После этого дети ещё раз закрепляют понятие струнный смычковый инструмент.

 

Дети говорят, что у инструмента есть клавиши, значит он клавишный. Похож на фортепиано. Но звук очень короткий, сухой, отрывистый.

 

 

 

 

 

 

 

Дети говорят, что «форте» означает «громко», «пиано» - «тихо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют регистры: высокий, средний, низкий.

Дети исполняют любую из выученных песен.

Музыкальный руководитель: - Наш первый экспонат. Вы узнали этот инструмент? Конечно, это один из самых первых музыкальных инструментов, появившихся на Земле. На бубне играют в жаркой Африке, и на холодном Севере. Через некоторое время люди научились делать барабан. У разных народов  - разные барабаны.

 

В Японии это огромные барабаны тайко. На них играют большими колотушками. Звук у этих барабанов низкий и зычный. А ещё игру на таких барабанах музыканты сопровождают выкриками.

 

А вот мы в Африке. Посмотрите, какие нарядные и весёлые барабаны джембе изготовили африканские мастера.

 

 

 

Ни один военный парад не проходит без звуков барабана. Барабанщики задают темп прохождения парада.

Очень часто на парадах выступают девушки-барабанщицы. Я предлагаю сейчас мальчикам пройти маршем под барабанную дробь в исполнении девочек.

 

 

Музыкальный руководитель: - Что вы можете сказать об этом экспонате? Может он вам напоминает какой-нибудь инструмент? Это скрипка  кротта. Можно сказать, что она была бабушкой скрипки. На ней играли в Англии. Но сейчас на таких скрипках не играют. И мы можем увидеть её в музее.

А сейчас я хочу познакомить вас с одной необычной скрипкой. Она называется «морская труба». Послушайте и скажите, почему она получила такое название. Правильно. Звучание этой скрипки похоже на звук трубы. А морской её назвали потому, что она использовалась моряками для подачи сигналов.

 

Посмотрите, какой тонкий изящный инструмент. Это – китайская скрипка эрху. Послушайте и опишите голос этой скрипки. На этой скрипке и сейчас играют китайские музыканты. И я хочу предложить вам представить, что вы маленькие сказочные эльфы, которые танцуют на   цветочной поляне.

 

 

 

 

Музыкальный руководитель: - Давайте посмотрим на следующий экспонат. Вы можете определить, к каким инструментам он относится?

Этот инструмент называется клавесин. Он появился намного раньше, чем появилось фортепиано (пианино). Вы заметили, что его звук не тянется и не поёт, как у фортепиано. Мы слышим однообразное звучание без «громко» и «тихо».

Мы рассматривали устройство фортепиано и говорили, как извлекается звук, что позволяет его сделать громче или тише. И почему этот инструмент так называется.

В больших концертных залах и в филармонии мы увидим на сцене рояль. Звук у него сильнее, чем у фортепиано.

 Вы знаете, что у этого инструмента есть три регистра (три высоты звучания). Какие? Ребята, а вы любите петь? Тогда давайте споём в сопровождении нашего инструмента.

 

На экране проходит просмотр слайдов по тематике «барабаны».

 

 

 

 

 

 

 

Слайды с японскими барабанщиками тайко сопровождаются звучанием этих барабанов.

 

 

 

Слайды с африканскими барабанами джембе сопровождаются звуками этого барабана.

 

Слайды военного парада и звуки барабанщиков.

 

Девочкам раздаются маленькие детские барабаны.

 

 

Показ слайда скрипки крота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд скрипки морская труба на фоне её звучания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд скрипки эрху на фоне её звучания.

 

 

 

Звучит музыкальная пьеса в исполнение скрипки эрху.

 

 

 

 

 

 

Слайд с клавесином на фоне его звучания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с роялем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть занятия:

    Деятельность детей

Деятельность педагога

  Примечание

В подготовленном для мини-музея месте дети раскладывают карточки с изображением музыкальных инструментов, в зависимости от их групповой принадлежности (смычковые, ударные, клавишные)

 

 

Музыкальный руководитель: - Наша виртуальная экскурсия в музей музыкальных инструментов подошла к концу. Наша музыкальная шкатулка раскрыла нам свой секрет.

Я предлагаю сейчас оформить мини-музей музыкальных инструментов разных времён и разных народов, чтобы ваши мамы и папы тоже познакомились с ними.

Карточки с музыкальными инструментами.