Конспект НОД для подготовительной группы

«Н. Римский-Корсаков – композитор-сказочник»

(Творчество А.С. Пушкина в музыке Н.В. Римского-Корсакова)

 

 

Цель: Через синтез искусств и художественных видов деятельности формировать у детей основы эстетической культуры, духовности и художественного творчества.

Задачи:

  • Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям.
  • Приобщать детей к музыкальному искусству посредством слушания классической музыки и установления взаимосвязи с другими видами искусств.
  • Закрепить приобретённые ранее знания о музыкальных инструментах, их выразительными и техническими возможностями.
  • Дать представление о творчестве композитора Н.А Римского-Корсакова.

Предварительная работа: Познакомить детей со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Подобрать посмотреть музыкальный видеоматериал «Полёт шмеля», симфоническая фантазия «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова в исполнении симфонического оркестра. Подобрать репродукции картин В.А Серова «Композитор Н.А.Римский-Корсаков», М.Врубеля «Царевна-Лебедь». Сделать карандашные наброски рисунков.

Используемые материалы:

-музыкальные инструменты – цымбалы, блок-флейта, треуголники;

- портрет Н.Римского-Корсакова, репродукция картины Н.Врубеля «Царевна-лебедь», лубочная картинка «Тридцать три богатыря»;

- фонограмма симфонической поэмы Н.Римского-Корсакова «Три чуда»;

- листы бумаги формата А-3, кисти, краски.

- ноутбук, проектор, экран

- музыкальный центр

- мольберты

            Дети свободно заходят в зал. Музыкальный руководитель здоровается с ними и обращает внимание на портрет Н.Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы будем слушать музыку композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. С творчеством этого композитора вы уже знакомы. Скажите, какую музыкальную сказку он написал? (ответы детей). Правильно. «Сказку о царе Салтане». Этого композитора называют композитором-сказочником, потому, что кроме этой оперы он написал оперы «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей Бессмертный», «Садко». Ребята, а что такое опера? (ответы детей). Опера – это спектакль, в котором герои не говорят, а поют. Мы с вами знаем сюжет сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноимённой оперы. О каких чудесах идёт речь в сказке? Поэт описывает эти чудеса в стихах. А с помощью чего композитор смог создать образы белочки, Царевны-Лебедя, тридцати трёх богатырей? (ответы детей). Конечно, с помощью музыкальных инструментов.

Давайте послушаем и вспомним, как звучит тема Белочки, какие инструменты её исполняют в симфоническом оркестре.

Дети слушают отрывок из симфонической фантазии «Три чуда» Н.Римского-Корсакова тема Белочки. Называют инструменты. Говорят о том, что высокие звуки флейты-пикколо похожи на лёгкие прыжки Белочки и на то, как она грызёт орешки.

Музыкальный руководитель: А сейчас, я предлагаю послушать, как прозвучит эта мелодия в исполнении нашего ансамбля.

Детский ансамбль исполняет песенку «Во саду ли, в огороде»

Музыкальный руководитель: Узнайте, что это за чудо.

Звучит тема богатырей. Дети рассказывают, что отличительной особенностью образа является звучание медных труб, мощный, энергичный, напористый решительный, смелый характер музыки.

Музыкальный руководитель: Мальчики, я предлагаю вам стать такими богатырями и прошагать маршем по залу.

Мальчики строятся в колонну и под музыкальное сопровождение проходят маршем по залу.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, как написал художник М.Врубель царевну Лебедь. А сейчас послушаем, как передан в музыке образ царевны.

Звучит тема Царевны – Лебедя. Дети рассказывают, с помощью каких инструментов создан музыкальный образ, его характер.

Музыкальный руководитель: Девочки, а вы хотите превратиться в прекрасных царевен? Попробуйте с помощью плавных движений создать свой образ царевны.

Девочки исполняют танец-импровизацию.

Музыкальный руководитель: А сейчас, ребята, я предлагаю нарисовать одно из понравившихся вам чудес.

Дети проходят к мольбертам и рисуют.