Беседа с родителями.

Тема: Воспитание культуры поведения у детей.

Цель: Показать важность воспитания культуры поведения подрастающему поколению, помочь увидеть свои недостатки (если таковые имеются) в процессе воспитания и найти пути их устранения.

ХОД СОБРАНИЯ:

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада всех вас видеть!

Скажите, пожалуйста, для чего мы встречаемся с вами? (Ответы родителей). Вы правы, для того, чтобы поделиться своим мнением, услышать чужое и сделать выводы. А что или кто нас объединяет? (Детство, дети). Мы все родом из детства (С.Я. Маршак). Предлагаю вспомнить себя детьми и «включить вообразилию». Попробуем?  Необходимо дополнить по одному предложению для того, чтобы получился рассказ или сказка. Позвольте я начну.

- Маленькое пёрышко, подхваченное ветром, поднялось высоко в небо и…(родители продолжают по одному предложению).

Какие эмоции вас сейчас переполняют? Что вы чувствовали? (Высказываются).

Дети фантазеры. «Ошибка» взрослых состоит в том, что они забывают, что были детьми. Давайте окунёмся в мир детства и попробуем разобраться в некоторых вопросах.

Это наша первая беседа за круглым столом и поэтому тему я выбрала самостоятельно. Меня взволновала тема воспитания. Поговорим о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми, готовыми придти на помощь. Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы гордится им. Быть родителем -  действительно очень кропотливый, нелёгкий труд.

Все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Для этого мы здесь и собрались. Главное,  будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.

Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

А что такое «культура поведения» и из чего она складывается? (Ответы).

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Да, вы правы, в содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты:

·      культура деятельности,

·      культура общения,

·      культурно-гигиенические навыки и привычки.

Давайте расшифруем эти термины.

Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. Проявляются в поведении ребенка на занятиях, уроках, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.

Опять переведём на себя. Формируем? (Обсуждение).

Что же касается культуры общения, она предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции

- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. (Обсуждение).

Речь наша богата. О недопустимости в семье сквернословия всем известно.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены также играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Кто занимается привитием этих характеристик? (В первую очередь родители).

 Мы говорим о нас, родителях, о семье. А какое определение вы можете дать этому понятию? (Ответы родителей).

Все вы совершенно правы. А вот какие понятия дают ваши дети (Ответы детей).

А мне хочется добавить, что семья – это произведение искусства любви нравственных людей. А дети – это воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

Ваши дети писали о том, кого они любят больше всего. Маму, папу, брата… Я думаю, что родителям этих детей уже удалось воспитать в них чувство любви и уважения к себе и близким, им не стоит бояться одиночества в старости. А вот в других ответах (2 человека) я увидела на первом месте домашнее животное. Стоит нам задуматься?

Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям? Как проходит ваш день? Поделитесь, пожалуйста! (Слово предоставляется родителям).

Отлично, отношения в семье хорошие. Но почему всё чаще мы слышим на улице или в гостях о своих детях (или о знакомых) «невоспитанный», «ну и поведение!». С чем это связано, как вы считаете? (Ответы родителей).

 О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли показываем правильный пример? (Рассказ учителя о жизни в классе: конфликты, культура поведения в транспорте, на мероприятиях).  

Какой сделаем вывод? Поведение родителей определяет поведение детей.

Мы сегодня пробовали попасть в мир детства, а наши ребята наоборот, представили себя взрослыми. Они писали, что было бы, если бы они вдруг стали взрослыми. (Привожу примеры). И опять, есть над чем задуматься. Один ученик написал: « Когда вырасту, буду кричать на всех». (Обсуждение родителями).

Вы совершенно правы. Нужно следить за собой, своим поведением, речью. В современном мире совершенно нет времени просто сесть с ребенком, обнять его, приласкать. Существуют вещи, которые нравятся детям. Давайте послушаем.

- Перед уходом в школу получить объятия родителей и напутственное слово или жест.

- По возвращению из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.

- В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей.

- Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.

- На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.

- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт.

- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что – то такое, чего очень давно хотелось.

Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того. Что мы туда бросаем!

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные.

Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми. А о результатах этого разговора мы будем судить по действиям и поступкам наших детей. Спасибо за внимание!