Методические рекомендации  по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся в художественной студии

 

Настоящие рекомендации разработаны на основе апробации и внедрения образовательной программы художественной студии «Гармония» в рамках реализации инновационного проекта «Условия духовно-нравственного воспитания обучающихся в микросреде Центра детского творчества».

Реализация образовательной программы студии «Гармония» включала следующие этапы.

   Первый этап реализации инновационной работы заключался в корректировке образовательной программы художественной студии «Гармония». После редактирования программы была сформулирована следующая цель:  обеспечение процесса гармоничного духовного развития личности обучающегося на принципах нравственности и   культурно-исторических традиций России.

Цель программы реализуется через следующие задачи:

- формировать у детей знания, умения, навыки изобразительного искусства;

- формировать готовность и способность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;

- мотивация обучающихся принятия нравственных ценностей русского народа как основы жизнедеятельности;

- развивать художественный  вкус обучающихся объединения.

Следующий этап – внесение изменений в содержание программы, включение материала духовно-нравственной направленности.

Научить детей любить, понимать красоту и совершенство окружающего мира помогают экскурсии на природу г. Череповца и Череповецкого района, поездки на пленэр в города Вологду, Белозерск, Кириллов, во время которых дети делают карандашные зарисовки и цветные наброски памятников  архитектуры. В программе «Гармония» обозначен целый блок занятий, где дети знакомятся с формами и качествами деревянной архитектуры, которая берет начало в наших лесных краях, сохраняя свое жизненное значение и поныне. Декоративное убранство архитектуры помогает развить у ребят чувство понимания композиционных законов целостного решения построения форм и декора.

Преподавание в студии – это не формальное ознакомление с народным искусством, а изучение творческого наследия мастеров прошлого, изучение их умения находить художественную форму, создавать природную красоту, которая настолько естественна, что порой незаметна. Чтобы глубже понять наследие прошлого, знакомим учащихся с их творцами. Например, на учебном занятии  познакомились с книгой нашего земляка Анатолия Ехалова  «Забытые ремёсла Русского Севера». В одной из глав книги «Русская Атлантида» говорится о затопленных водами Рыбинского водохранилища памятниках  культуры. Детей очень заинтересовал этот факт.              

      Мы продолжили собирать информацию об истории затопления территории, где жили и трудились  люди  Вологодчины. Учащиеся  узнали, что в числе затопленных мест было и селение Леушино, на территории которого размещался знаменитый Иоанно-Предтеченский  женский Леушинский монастырь. Красота на иллюстрациях  и фотографиях, которые дошли до нашего времени, поразила нас с детьми. Изучая далее историю монастыря, мы выяснили, что свою мощь и красоту монастырь приобрёл во времена служения там настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумении Таисии (Солоповой).

При изучении древнерусской архитектуры, под впечатлением увиденных фотографий затопленных монастырей и прочитанного, дети изображали  затопленные  города,  рисовали пейзажи с городской и деревенской архитектурой.

Таким образом, рекомендуем  не только знакомить учащихся с  историей древнерусской  архитектуры, особенностью, умением передавать в рисунках разные типы храмов, но и знакомить с  удивительными людьми.

В ходе реализации программы художественной студии следует  определить следующие приоритетные формы, активизирующие духовно-нравственную деятельность обучающихся. В нашем опыте студии «Гармония» основной формой обучения является учебное занятие. Наряду с этим проводятся мероприятия, направленные на сплочение коллектива всего объединения:

- беседы,

- встречи с интересными людьми,

- благотворительные акции,

- участие в выставках, конференциях,

- экскурсии.

                  Особенностью программы является изучение народного творчества на основе стилизации. Учитывая специфику занятий в учреждении дополнительного образования. освоение обучающимися программы включает в себя два этапа: основной и мастер – класс.

       Само содержание программы несет в себе значительный воспитательный потенциал. Детям не только даются определенные знания и умения по изобразительному искусству, но через ознакомление с народным творчеством и истоками своего родного края они приобщаются к культурному наследию своего народа, что способствует духовному и нравственному развитию каждого ребенка.

      Русское народное искусство, сохранившееся до наших дней, выражает духовную культуру нашего народа. Общение детей с народным искусством необходимо в нравственном становлении личности, а также оно является источником формирования чувства патриотизма. Через изучение древнерусской архитектуры Севера происходит становление личности в нравственном отношении, т.к. древнерусское искусство выражает духовную культуру народа, черты национального характера, представление о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, малой  Родиной.

 Архитектурный пейзаж позволяет нам одновременно знакомиться как с историей города, так и с творчеством художников, создавших его. Их глазами мы можем увидеть прошлое и настоящее, пережить восхищение строительным искусством и горечь утраты унесенных временем памятников. О дивных сооружениях архитектуры в летописях рассказывают не только записи, но и рисунки. Так оживает перед нами прошлое.

Народная одежда и обувь, создававшиеся на протяжении многих веков, также являются неотъемлемой частью материальной культуры русского народа.

 

Изучение образцов народного творчества в музейных коллекциях свидетельствует о том,  насколько органично в народном и декоративно-прикладном искусстве соединились утилитарные и эстетические качества. Благодаря именно такому соединению были созданы предельно целесообразные, а потому чрезвычайно жизненные вещи.

 

Занятия в студии дают возможность развиваться у детей способности понимать и чувствовать гармонию в жизни, в природе, в искусстве, в душе и творчестве: формируется образное восприятие мира, художественного чувства и вкуса, художественные взгляды и идеалы.

       Приобщение детей к народному искусству начинается со знакомства с убранством крестьянского жилища, русским национальным костюмом, древнерусской архитектурой. Старшие дети, обучаясь на мастер-классе, самостоятельно изготавливают предметы декоративно-прикладного искусства, разрабатывают эскизы и выполняют костюмы в фольклорном стиле. Обычно обучающиеся недостаточно хорошо представляют себе быт, костюмы, архитектуру и другие детали нашего прошлого, поэтому наряду с проведением бесед на занятиях с использованием репродукций, предметов быта, большое внимание уделяется посещению музеев, выставок декоративно-прикладного творчества, организации встреч с народными мастерами, проведению занятий на базе музея.  С детьми, обучающимися на мастер-классе, планируются поездки по историческим местам Вологодской области, в Санкт-Петербург. Постепенно происходит становление личности, формируется представление о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, малой Родиной. 

       Ребенку на первоначальном этапе декоративно рисовать проще, так как у него маленький изобразительный опыт, недостаточно развита наблюдательность и зрительная память. Рисуя декоративно, работы получаются интересными, появляется возможность применять различные изобразительные приемы.  Через декоративное рисование развивается интерес не только к рисованию, но и к наблюдению за растительными и природными формами. Поэтому стилизации или декоративному обобщению и упрощению формы отводится больше времени, чем реалистическому рисованию.

       На материале народного и декоративного искусства, в основе которых всегда лежит стилизация, проходит начальное изучение языка профессионального искусства, воспитание способности читать образ в памятниках архитектуры и пластических искусств, познание законов композиции (колористической, композиции на плоскости).

      Практический опыт работы с детьми показывает, что наиболее трудным для них является изображение человека, поэтому мы предлагаем начать рисование человека с изображения его с помощью геометрических фигур.

       Для выполнения практических заданий предлагаются такие материалы как карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, черная тушь, тонированная бумага и т. д. В  первый год обучения педагог обычно сам предлагает детям тот или иной художественный материал, во второй и последующий годы – дети сами выбирают материал. Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник не только позволяет обучающимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.

       Благодаря оптимальному подбору учебных тем, плану воспитательной работы, плану работы с родителями достигнута позитивная динамика уровня обученности, развития и воспитанности детей в объединении «Гармония».

    Процесс обучения обеспечен методическими, дидактическими пособиями, раздаточными, инструктивными материалами, облегчающими усвоение преподаваемого предмета и духовно-нравственного воспитания. Созданный  методический комплекс материалов включает также материалы и других педагогов студии.

Рекомендуется  комплекс методов, отвечающих задачам духовно-нравственного воспитания обучающихся в творческом объединении: беседа, диалог, импровизация, равноправный духовный контакт, соревнование, игра, создание воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.

               Умение воспринимать ситуацию сквозь призму духовно-нравственных ценностей, способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, достигается с помощью упражнений и заданий.

Кроме  учебных занятий рекомендуем использовать встречи с интересными людьми: через искреннее, открытое общение, основанное на взаимном  уважении, проникновении, сопереживании личности ребенка формируется гуманистическая установка на партнеров по общению. Такие формы позволяют эффективно использовать время для самораскрытия, самоанализа, что стимулирует   саморазвитие личности.

Следующим этапом работы должно стать уточнение, отбор  и систематизация методов и технологий учебно-воспитательной деятельности.

При работе с детьми можно использовать следующую классификацию  методов обучения.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядные (иллюстрации, демонстрации).

Рациональное сочетание данных методов используется на всех этапах обучения в студии, что способствует лучшему усвоению материала детьми.

На разных этапах обучения используются методы, предусматривающие разный уровень самостоятельности детей и степень руководства педагога:

- репродуктивные методы обучения преимущественно используются на первом этапе обучения;

- продуктивные (проблемно-поисковые) - на первом и втором этапе обучения;

- творческие работы - на втором этапе.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- игровой метод;

- создание ситуаций успеха;

- поощрение;

- предъявление требований;

- создание ситуаций занимательности; на втором и третьем этапе дополнительно;

- формирование убеждения в социальной и личностной значимости учения.

3. Методы контроля и самоконтроля:

- устные и письменные;

- фронтальные, групповые и индивидуальные;

- текущие и итоговые.

Методы воспитания включают следующие группы:

           Метод убеждения – это воздействия словом и  делом на сознание и поведение обучающегося. В перечне приемов убеждения центральное место занимает объяснение (в форме рассказа, повествования, описания, наставления); разъяснение (в форме пояснения, выяснения, истолкования, рассуждения); совет (в форме четко изложенного требования, рекомендации или пожелания); просьба (высказывание в мягкой форме); приказ (категоричное требование).

          Метод упражнения – способ воздействия с помощью деятельности в сочетании со словом. Среди приемов необходимо выделить приучение и испытание. Созидающий метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие обучающимися действительности.

          Метод попечения – это способ влияния на жизнь и деятельность обучающихся особым, участливым отношением. К наиболее характерным приемам относятся наблюдение, защита, помощь, утешение и др. Они направлены на то, чтобы создать обстановку комфорта.

         Метод управления есть метод воздействия на обучающихся средствами организации. К приемам прежде всего можно отнести планирование, поручение, обсуждение, предложение, приглашение, инструктирование и т.д.

        Метод поощрения – способ воздействия на сознание и поведение обучающегося привлекательными средствами. Среди приемов можно выделить доверие, ободрение, воодушевление, похвала, признание первенства, награда и т.д.

В ходе реализации программы художественной студии «Гармония» по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в микросреде учреждения дополнительного образования детей можно и целесообразно использовать следующий комплекс педагогических технологий:  игровые, здоровьесберегающие, информационно-компьютерные,  технологию  проектирования. 

Педагогу следует ориентироваться на  следующие результаты освоения детьми образовательной программы:

- уметь чувствовать красоту окружающего мира, уметь выражать собственные чувства и мысли через художественный образ; 

- уметь чувствовать, понимать эмоционально-окрашенное содержание произведений изобразительного искусства;

- проявлять ответственное отношение к замыслу будущей работы, понимать ее смысловое содержание;

- уважать традиции своего народа, понимать их  преемственность, понимать  народную мудрость, национальные особенности и традиции в произведениях изобразительного искусства, уметь анализировать опыт поколений и использовать его  в собственной жизни;

- уметь уважительно относится к другим людям, заботиться о других, быть трудолюбивым,  ценить собственный труд и труд других людей, быть настойчивым, ответственным, доброжелательным, честным, искренним;

- иметь адекватную оценку своей деятельности (стремление исправить свои ошибки, прислушиваться к советам других людей, уметь критически оценивать собственные возможности и способности, уважительно относиться к способностям других, уметь воспринимать критику и конструктивно реагировать на нее).

В процессе реализации программы художественной студии закономерным направлением деятельности является работа с родителями. Например, в художественной студии «Гармония» работа с родителями предполагает  проводить совместные занятия родителей с детьми. Данные занятия способствуют созданию условий для сотрудничества между родителями, детьми и педагогом, развитию доверительных отношений, рефлексии внутрисемейных отношений. Также проводились беседы с родителями по интересующим их вопросам, которые входят в сферу компетентности педагога. Результат образовательного процесса во многом зависит от отношения родителей к занятиям, увлечениям ребенка. Если родители интересуются, радуются успехам детей, то творческие результаты намного выше.

Формы взаимодействия с родителями:

1. Родительские собрания:

- организационные (в начале учебного года, перед экскурсиями в другой город);

- тематические (примерные темы: «Роль выставочной деятельности в самореализации ребенка», «Изобразительное искусство в жизни ребенка», «Как украсить свой быт», «Быт и традиции русской семьи» и др.);

- итоговое.

2. Индивидуальные консультации:

- плановые (примерные темы: «Роль родителей в формировании мотивации ребенка к занятиям изобразительной деятельностью», «Творческие успехи ребенка», «Организация изобразительной деятельности ребенка в период летних каникул» и др.);

- по запросам родителей.

3. Сотворчество детей и родителей в ходе учебных занятий, выставок.

4. Совместные экскурсии в выставочные залы города.

5. Проведение мероприятий для организации совместного досуга детей и родителей.

Необходимо проводить мониторинг нравственной воспитанности обучающихся. Можно использовать комплекс методов и  диагностических методик: тест «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н.Е. Щуркова), педагогическое наблюдение, анкета «Определение уровня воспитанности учащихся» М.И. Шиловой. «Методика диагностики нравственной мотивации» (автор А.Е. Шемшурина), «Методика диагностики нравственной самооценки» (автор А.Е. Шемшурина),  Так, по методике  Шемшуриной А.Е., которая  позволяет оценить уровень нравственной мотивации ребенка в той или иной ситуации, в студии «Гармония были получены следующие результаты: на начало 2012 – 2013 учебного года 70 % детей показывали средний уровень и 30 % - высокий. В конце 2012 – 2013 учебного года  90 % детей  находились на высоком уровне нравственной мотивации и только 10 % показали средний уровень. При проведении повторной диагностики в конце 2013-2014 учебного года все 100% обучающихся были на высоком уровне. Таким образом, мы можем говорить о том, что дети к концу обучения хорошо умеют оценивать  нравственные аспекты поведения  и стараются  вести себя в соответствии с данными аспектами.

В свою очередь, диагностика нравственной самооценки представляет собой перечень утверждений о самом себе, определенные нравственные убеждения и принципы, в отношении которых ребенок должен выразить свое согласие или несогласие.  Методика изучения нравственной самооценки показала, что в начале 2012-2013 учебного года 70% обучающихся демонстрировали средний уровень развития нравственной самооценки и 30% - высокий уровень. При повторной диагностике в конце данного учебного года 90 % детей показали, что находятся на высоком уровне нравственной самооценки и 10 % обучающихся  - на среднем уровне. К концу 2013-2014 учебного года соотношение высокого и среднего уровней не изменилось. Таким образом, по результатам проведенных методик, мы как педагоги,  можем утверждать, что на протяжении двух лет обучения процент обучающихся, способных совершить правильный нравственный выбор в различных ситуациях и имеющих свои нравственные убеждения и принципы, в  соответствии  с которыми обучающиеся оценивают свое поведение и отношение, возрос и приблизился к максимально возможным значениям.

Важным критерием нравственной воспитанности является умение оценить ситуацию и принять решение о поступке. Сформированность нравственной позиции ребенка позволяет выявить тест «Размышляем о жизненном опыте» Щурковой Н.Е. Данная методика по возрастным ограничениям на начало и конец 2012-2013 учебного года была проведена с 5 обучающимися. Согласно полученным данным на начало учебного года,  нравственная воспитанность, ориентированная на «другого человека», сформирована у 4 человек, 1 обучающийся в поведении проявляет безнравственную ориентацию, придерживается эгоистической позиции. В конце учебного года показатели остались на том же уровне. Поэтому психологом  были даны рекомендации обратить внимание формирование  представлений детей о нравственной воспитанности  и  ориентации на «другого человека». При повторной диагностике в конце 2013-2014 учебного года все 6 обучающихся достигли возраста, необходимого для проведения данной методики. Результаты диагностики показали, что все обследуемые находятся на высоком уровне (100%) нравственной воспитанности.

Педагогическое наблюдение в рамках диагностики духовно-нравственной сферы ребёнка включало изучение  отношения  к народным традициям,  к культуре поведения,  к окружающим,  к труду,  к иному мнению. Например,  отношение к народным традициям:  в начале эксперимента 70% обучающихся ситуативно проявляли интерес к народным традициям и 30%  - постоянно проявляли интерес. К концу 2012-2013 учебного года 80 % обучающихся стали постоянно и стабильно проявлять интерес к народным традициям и демонстрировать дополнительные знания, свидетельствующие об использовании других источников информации в изучении народных традиций. 20 % детей остались на том же уровне. В конце второго года обучения все 100 % детей проявляли устойчивый интерес к народным традициям. По параметру «Отношение к культуре поведения»  у 90% обучающихся фиксировались знания норм и правил поведения и  их постоянное соблюдение на занятиях,  у 10%  получалось это не всегда. На конец 2012-2013 учебного года ситуация не изменилась.  Аналогичное соотношение среди обучающихся среднего и высокого уровня нравственного поведения наблюдается в отношении к окружающим и иному мнению. 90% демонстрируют высокий уровень проявления наблюдаемого параметра в поведении и 10% - средний уровень. Данные параметры на начало и конец 2012-2013 учебного года остались неизменными. К концу второго года обучения 2013-2014)  по данным параметрам все 100% обучающихся показали высокие результаты.

В исследовании параметра «Отношение к труду» на начало исследования 70% обучающихся критично относились к собственным успехам, стремясь исправить допущенные ошибки, ответственно выполняли задания и поручения, у 30% обучающихся данные параметры наблюдались не всегда. Однако к концу учебного года  уже 90 % обучающихся достигли высокого уровня  отношения к труду и 10 % остались на среднем уровне. В конце 2013-2014 учебного года все исследуемые (100%) ответственно относились к выполнению заданий и поручений.

Таким образом, мы можем говорить  о высокой  положительной динамике отношения к нравственным категориям. По всем показателям все 100% обследуемых обучающихся находятся на высоком уровне, что говорит об эффективности педагогической деятельности по духовно-нравственному развитию детей.

              В процессе  реализации целей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся педагогу необходимо  постоянно  работать над собой,   участвовать в конференциях и  профессиональных  конкурсах, тем самым транслировать свой опыт работы и обеспечивать апробацию инновационного содержания методов, средств и т.п. учебно-воспитательной деятельности и повышение своей психолого – педагогической культуры. Можно организовать следующие научно – методические мероприятия:

научно-практические  конференции, семинары, методические выставки, конкурсы профессионального мастерства.  Необходимо отслеживать и предоставлять результаты инновационного опыта педагога дополнительного образования в научно-методических журналах, пособиях, монографиях и других изданиях.

Рекомендуем некоторую литературу для педагога по реализации программы художественной студии по проблеме духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в микросреде учреждения дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Базанова М.Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994.

 2. Барщ А.О. Рисунок в средней школе. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1993.

3. Ватагин В. Воспоминания. Зарисовки анималиста. - М.,1980.

4. Вербецкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентный подход в образовании. Проблемы интеграции. -  М.: Логос, 2009.

5. 67. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. - М.,1986.

9. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.,1992.

10. Маслов Н.Я. Пленэр. - М., 1984.

13. Мерцалов М.Н. Поэзия народного костюма. М.: «Молодая гвардия», 1988.

14. Панфилова А.П. Инновационные технологии: Активное обучение. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр. Академия, 2009.

15. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.С. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение, 1987.