Конспект учебного занятия по изобразительной деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа:  «Гармония»

Тема: «Архитектура православных храмов города Череповца»

для детей /12-15 лет/

 

Номинация: Лучшая разработка занятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы, отражающего юбилейные даты 2017 года: 870-летия городов Вологда и Великий Устюг. 880 – летия города Тотьма, 1155-летия города Белозерск, 765-летия города Устюжна, 240 –летия города Череповец, 70-летия города Красавино,525 –летия основания города Кадников, 80-летия образования Вологодской области в контексте бренда

«Вологодская область – душа Русского Севера».

                                                                                                                              

                                                                                                                               

Пояснительная записка к конспекту занятия по изобразительной деятельности

Тема: «Архитектура православных храмов города Череповца»

для детей /12-15 лет/

 

Программа художественная студия «Гармония»:

Содержание, дополнительной общеразвивающей программы художественной студии «Гармония», составлено на материале народного искусства нашего края на основе которого происходит начальное изучение языка профессионального искусства, воспитание способности читать образ в памятниках архитектуры и декоративно-прикладного искусства, изучение законов композиции (в частности, композиции колористической, композиции на плоскости, композиции в декоративно-прикладном искусстве).

Через изучение архитектуры Вологодской области происходит становление личности в нравственном отношении, так как древнерусское искусство выражает духовную культуру народа, черты национального характера, представление о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, малой Родиной.

Архитектурный пейзаж позволяет одновременно знакомиться как с историей города (в 2017 году Череповцу   исполнится 240 лет), так и с творчеством художников, создавших его. Мы можем увидеть их глазами прошлое и настоящее, пережить восхищение строительным искусством и горечь утраты унесенных временем памятников. О дивных сооружениях архитектуры в летописях рассказывают не только записи, но и рисунки. Так оживает перед нами прошлое.

Такие занятия дают возможность развиваться у детей способности понимать и чувствовать гармонию в жизни, в природе, в искусстве, в душе и творчестве; развивают образное восприятие мира, художественного чувства и вкуса, художественные взгляды и идеалы, прививают любовь к малой Родине.

 В 2017 году отмечается 80 лет со дня основания Вологодской области. Это ещё одна возможность познакомить детей с брендом Вологодской области «Вологодская область - Душа Русского Севера». Донести до детей то, что бренд «Вологодская область – Душа Русского Севера» - «это главная духовная скрепляющая мысль, которая у каждого жителя должна вызвать гордость и близость со своими городами и селами, служить единению и сплочение жителей области, способствовать росту местного самосознания. Бренд несет в себе глубинные духовные идеалы и православное культурное наследие, отражает национальный характер северного региона. Он объемно охватывает всю гамму чувств, создает ментальную модель действительности, состоящую из отдельных образов: визуальных, тактильных, слуховых…»

Программа: дополнительная общеразвивающая программа художественной студии «Гармония»

Раздел тематического плана: пейзаж с городской или деревенской архитектурой.

Год обучения – 3 г. о.

Время занятия: 3 часа (перерыв через каждые 45 мин.)

Место учебного занятия в системе занятий: 4-ое занятие в реализации плана.

Тип занятия: закрепление изученного материала по теме.

Возраст учащихся: 12 – 15 лет.

Цель: систематизация знаний по архитектурной композиции на примере храмов г. Череповца.

Задачи:

Образовательные:

 - обобщить знания учащихся по составлению композиций архитектурных сооружений на примере храмов г. Череповца;

- учить использовать при изображении храмов г. Череповца ранее полученные знания по изображению различных типов храмов, пейзажа городской архитектуры;

- учить создавать презентацию выполненных работ.

Развивающие:

- развивать художественный вкус;

-развивать способность к эстетическому преобразованию окружающего мира посредством изобразительных средств;

- развивать глазомер.

Воспитательные:

- создавать условия для принятия детьми нравственных ценностей православной культуры;

- способствовать формированию следующих качеств личности: терпеливость, усидчивость, аккуратность, доброта, любовь к малой родине.

Универсальные учебные действия:

-  личностные: умение проявлять внимание, желание больше узнать; умение оценивать собственную учебную  деятельность, понимая причины успеха и неудач; умение проявлять доброжелательное отношение к педагогу и сверстникам;

-  познавательные: умение воспринимать и воспроизводить по  памяти  информацию,  необходимую  для решения учебной задачи; умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; умение преобразовывать  объект;

- коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чем говорят); умение самостоятельно понятно и грамотно формулировать свои мысли, умение работать в группе;

- регулятивные: умение в сотрудничестве с педагогом ставить учебную задачу, планировать предстоящую деятельность; умение оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

Методы и приёмы: беседа, рассказ, демонстрация с использованием ИКТ, метод самостоятельной работы, похвала, пояснение, одобрение, обсуждение, проблемные вопросы, метод проектов.

Оборудование и материалы:

для педагога: мольберт, магнитная доска, наглядный материал по архитектуре, компьютер, проектор;

для учащихся: листы бумаги размер А3, ноутбук или планшет (телефон), гуашь, ёмкость для воды, палитра, простой карандаш, ластик, кисти разных размеров.

 

Ход занятия:


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся



1.Организационный.

- Здравствуйте, ребята. Как приятно вас сегодня видеть на занятии.

 

Обращает внимание на готовность рабочих мест.

Дети здороваются с педагогом. Эмоционально настраиваются на работу.

 

Проверяют наличие необходимых инструментов и материалов для работы по записи на доске.

Включают планшеты, ноутбуки.



2. Основной этап.

 

 

Вводная беседа

-Сегодня на занятии я снова хочу обратить ваше внимание на красоту храмовой архитектуры.

Педагог показывает презентацию 

архитектурные здания – храмы Вологодского края

 (слайды №2-4)

  

- Какие города вы узнали на слайдах?

  

-Скажите, пожалуйста, почему именно эти города представлены в презентации?

  

- Все представленные города являются в 2017 году юбилярами. Какие красивые города нашей области не зря Вологодскую область называют душой Русского Севера.

- В этом году многие города Вологодчины будут отмечать свои юбилеи.

 

Педагог обращает внимание на презентацию, на которой представляются города и юбилейные даты;

Вологда -870, Белозерск-1155 ,Великий Устюг- 870,Тотьма-880,Устюжна -765. Красавино-70, Кадников -525.

Череповец-

Дата Череповца закр

 (Слайд №5)

  

 

- Наш город Череповец  входит в Вологодскую область и в этом году тоже юбиляр.

Дети называют города, где находятся храмы, увиденные на слайдах:

- г. Вологда, г. Белозерск, г. Великий Устюг, г. Красавино, г. Тотьма, г. Устюжна, г. Кадников, г. Череповец.

 

 

- Это города Вологодской области.



Целеполагание, мотивация

-Как вы думаете.  сколько лет нашему городу Череповцу исполниться в 2017г.?

 

- Правильно.

 

- По сравнению с городами Вологда, Великий Устюг, Белозерск наш город относительно молодой, но и в нашем городе есть красивые архитектурные здания.

 

-Найдите на слайдах архитектурные здания Череповца.

Дети находят, педагог при затруднениях помогает. 



Актуализация знаний учащихся

Просматриваем слайды с видами храмов города Череповца .-   (слайд№6)

 

 

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия?

  

 

- Давайте вспомним, что такое архитектура?

 

 

 

 

 

- Архитектура города Череповца.

  

Дети дают определение архитектуры:

 

Архитектура – это гармония форм, которая отражает духовную жизнь ушедших поколений; гармония, которая составляет эстетическую ценность и оказывает эмоциональное воздействие. 



Самостоятельная работа

Затем педагог предлагает прочитать определение на          (слайде№7)

 

- Напомните мне пожалуйста, чем же наружный вид храма отличается от простого здания? Посмотрите еще раз слайды.

 

Показ на слайдах куполов.

(слайд№8)

  

- Может кто из вас сможет ответить на вопрос чем же отличается храм от часовни?

 

Если учащиеся затрудняются педагог дает ответ сам.

  

Далее педагог предлагает детям найти информацию по теме  «Пейзажи городской архитектуры. Храмы города Череповца» и соотнести ее с уже изученной темой «Древнерусская архитектура храмов Вологодской области».

  

- Скажите, пожалуйста, особенности архитектуры Череповца?

  

 Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос педагог поясняет:

- Особенность заключается в том, что храмовая архитектура представлена только строениями из камня, у нас в городе нет деревянного зодчества.

 

- Сейчас я предлагаю вам найти  название каждого из  увиденных архитектурных объектов, с помощью интернет ресурсов (www.yandex.ru;www.google.ru)

или домашних заготовок.

 

-Скажите, пожалуйста, сколько всего храмов в нашем городе?

 

- Как вы думаете, что же мы сегодня будем рисовать на занятии?

  

- Вы правильно сказали, что сегодня мы продолжим работу над архитектурным ансамблем храмов г. Череповца.

 

- Какие задачи мы сможем решить в процессе работы?

 

Педагог корректирует, затем выводит задачи выводит на экран монитора

-Познакомиться с историей города через историю создания храмов.

-Запечатлеть храмы города для будущего, для показа учащимся, для участия в выставке

(слайд №11)

- Над храмом возвышается купол. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест.

 

 

 

 

 

Предположительные ответы учащихся:

- Внешне не всегда можно отличить храм от часовни. Отличие внутри – в каждом храме есть алтарь, а часовне его нет.

 

 

 

Учащиеся выполняют работу по поиску информации с помощью интернет ресурсов (www.yandex.ru;www.google.ru) по предложенной теме и анализируют ее.

Находят сходства в архитектуре храмов города Череповца и других городов Вологодской области.

 

 

Учащиеся делают вывод по самостоятельной работе:

-основные материалы, использованные при построении храмов – камень, кирпич;

- учет перспективы построения архитектурного сооружения.  

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся.

Дети ищут названия храмов Череповца в домашних заготовках. ( В домашних заготовках имеется: фотографии храмов города с названиями, небольшая историческая справка по каждому храму) Записывают под изображением и переносят в общий компьютер.

 

 

- Пять и одна часовня.

Называют их.

-Воскресенский собор,

- Храм святителя Николая Чудотворца,

- Кафедральный собор препп. Афанасия и Феодосия,

- Храм Рождества Христова,

- Храм иконы Божией Матери Живоносный источник,

- Часовня Филиппа Ирапского.

Используют в работе планшеты, ноутбуки, показывают на слайдах  изображения храмов с  надписями их названий.

(Слайд№ 9-10)

 

 

-Архитектурный ансамбль храмов города, вписанный в городской пейзажа.

 

Дети выдвигают версии.


- Теперь я предлагаю выбрать для себя какой из храмов вы будете изображать в своей работе и рассаживаемся по группам, согласно выбранному храму.

 

- Какие законы композиции мы будем использовать при выполнении работы?

 

- Перечислите средства художественной выразительности, которые потребуются вам при изображении храма.

 

- Давайте подумаем какие особенности изображения вашего храма. Обсудите в группе.

 

 

Педагог помогает при необходимости корректирует ответы детей.

Учащиеся выбирают храм, который будут рисовать.  Рассаживаются по группам.

 

 

- Размер зданий, прорисовка первого плана, заполнение пространства листа.

 

- Цвет, линия, объем, светотень, ритм, форма.

 

 

Каждая группа после обсуждения представляет отличительные особенности своего храма, используя фотографию с изображением храма.

 

Особенности изображения храма:

- композиционное решение,

- основа построения (форма, высота, декоративные детали),

- многокупольность,

-цветовое решение.

- техника выполнения рисунка.



Практическая работа.

-Давайте спланируем свою работу.

 

 

Педагог записывает план работы, уточняя и комментируя отдельные пункты:

- выбрать материалы и инструменты,

-определить технику выполнения,

- выполнить набросок карандашом на листе бумаги,

- подобрать цветовую гамму, (что необходимо учитывать при подборе цветовой гаммы?)

- выполнять работу в цвете.

 

План работы выводится на монитор.

(слайд №12)

 

Педагог отмечает, что необходимо учитывать разновидность храмовой архитектуры, вытекающей из канонов Церкви.  Об этом расскажут Даша П. и Саша М.

(слайд№13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подумайте, на что нужно обратить внимание при изображении храма?

  

Педагог по необходимости помогает во время самостоятельной работы детей.

Наблюдает за деятельностью детей. Включается, если у детей возникают трудности.

Контролирует работу, дает необходимые рекомендации.

Дифференцируемая помощь учащимся, испытывающим трудности в реализации плана.

Дети в группах составляют план работы по изображению храма.

Озвучивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовленное выступление Даши П.

-Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесной. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

(слайд №13)

 

Выступление, подготовленное Сашей М.

-Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой  Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов; девять глав – девять чинов ангельских; тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

 

- Композиционное решение (высокие или широкие)

 

 

 

Самостоятельно работают по плану.



Первичная презентация работы

- Давайте выберем одну работу в группе для создания презентации нашего объединения.

Критерии оценки:

- композиционное решение,

- подбор цветовой гаммы,

- более точная передача внешнего вида храма.

(слайд №14)

 

- Вам необходимо подготовить представление вашей работы по плану

План защиты рисунка выводится на монитор ноутбука:

1.Какой это храм?

2.Почему вы его выбрали?

3.Что необходимо для изображения храма?

4.Назовите архитектурные особенности храма и их отображение в рисунке.

5.Какие знания потребовались при изображении данного храма?

6.Какие средства художественной выразительности использовали при изображении храма в рисунке?

7. Какие (какую) технику использовали в рисунке, почему ее?

8.С какой целью вы его рисовали?

9.Для кого или чего предназначается ваша работа.

Дети обсуждают работы согласно критериям и выбирают лучшую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представитель группы, чья работа признана лучшей, на фоне всех рисунков группы  по плану представляет  свой рисунок.



Рефлексия

Выставка всех работ

Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Получился ли у вас архитектурный ансамбль храмов города Череповца?

- Что нового каждый из вас получил на занятии?

- Комфортно ли тебе было работать в группе?

- Какие эмоции вызывает у вас выполненная работа?

-Какие чувства он вызывает?

Учащиеся делятся своим мнением.



Домашнее задание

- Для того, чтобы создать презентацию виртуальной экскурсии вам необходимо подобрать информацию о храмах Череповца – это я предлагаю вам сделать дома. И составить презентацию о том храме, который вы сегодня нарисовали, взяв за основу план защиты рисунка.

Нашу презентацию мы покажем на мероприятии к Дню города в ноябре.

-Теперь убираем свои рабочие места. Спасибо за работу на занятии!

Просматривают слайд с работами детей

(слайд №15-16).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся прибирают свои рабочие места. Выключают технику.



Литература для педагога:

1.       Бертенев И.А. Архитектурные памятники Русского Севера. М., Просвящение, 1968

2.      Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка.— М., Просвещение, 1982.

Литература для учащихся:

1.      Туркин А.М., Боев М.А. Череповец. Вологодская энциклопедия.гл. ред. Г.В. Судаков. – Вологда: Русь, 2006.

2.      История Череповца. Очерки с древнейших времён до наших дней / Ответственный редактор С. Михалёва — Череповец: Метранпаж, 2006.

3.       Челноков Б.В. «Череповец: История. Современность. Взгляд в будущее», Череповец, ИД «Череповецъ», 2012

 

4.      Череповец. История и современность.ред.кол. Челноков Б.В.- Череповец: ИД «Порт-Апрель», 2015.