Народная литературно-художественная студия «Вертикаль»

(Руководитель студии – Г.Д. Головина)

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие по рисованию

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

(акватипия, монотипия, керосиновая техника,
нитеграфия, чаеграфия, граттаж)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Соавторы:

                                                                                  Головина Галина Демьяновна

                                                                                  Худайбердиева Лилия Васильевна

 

 

 

 

 

 

МАУ ДК «Машиностроитель»

(Директор – Н.А. Дешевых)

г. Калининград, ул. Карташева, 111

Телефоны: 96-82-31 и 96-82-02

Методическое пособие по рисованию

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

(акватипия, монотипия, керосиновая техника,
нитеграфия, чаеграфия, граттаж)

 

            Большое место в декоративном творчестве детей и взрослых занимают нетрадиционные техники. К этому виду творчества относятся разнообразные приёмы, которые способствуют развитию фантазии и воображения, как способ создать нечто новое, необычное, нестандартное – то, что заинтересует многих людей.

            Творческое самовыражение способно вызвать в человеке созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов. Техника акватипия, например,  активно развивает воображение. Она требует особенного умения увидеть нечто в цветовых пятнах. Художник Матисс сказал: «Умение видеть – это уже творческий процесс».

            Для занятий нетрадиционными техниками понадобятся акварельные краски и гуашь, помимо кисти можно использовать разнообразные подручные средства – палочки, тряпочки, восковую свечу, нить, целлофан, стекло, керосин и даже чай и кофе.

            Методическое пособие подробно знакомит с нетрадиционными техниками в рисовании. В нём поэтапно показывается процесс рождения неповторимой картины. Хотите узнать всё о нетрадиционных техниках? Тогда методическое пособие – для вас!

 

Акватипия

            Техника акватипия введена в употребление известным советским гравёром И.Павловым. Это техника водной печати, которой пользуются художники-графики. Акватипия способствует развитию воображения, фантазии и ассоциативного мышления. Всё это относится к работе интуитивного правого полушария мозга.

            Акватипия – это импровизация на тему красочного пятна. Автор в пятне выявляет образ, выбирая его из множества вариантов, и предъявляет его зрителю. Конечно, для импровизации серьёзных сюжетов необходим большой багаж знаний. Образы и сюжеты могут подсказать любимые сказки, легенды, мифы, духовные учения, фантастические рассказы и т.д.

 

            Любое пятно может вызвать в художнике ассоциацию. Наше сознание, обращаясь к внутренним накоплениям, выявляет сходство с теми образами, которые живут в глубине души. Французский художник Ж.Б. Шарден сказал: «Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами».

 Нанести хаотически на стекло жидко разведённые акварельные краски или гуашь (вместо стекла можно использовать пластиковую дощечку, глянцевую толстую бумагу или плёнку). 

На разводы краски сверху положить лист бумаги (альбомной или писчей) и прогладить лист рукой. Поднимать лист можно по вертикали (сверху вниз), по горизонтали (держа за боковые углы) или по диагонали, чтобы получить на оттиске разнообразные линии. 

Когда краска на бумаге подсохнет, следует внимательно, не торопясь, со всех сторон рассмотреть полученный цветовой оттиск. В разноцветных пятнах можно увидеть образы людей, животных, птиц и т.д. В данной работе был найден сказочный образ «Путешествие Нильса». Хорошо творческий процесс сопровождать спокойной музыкой и, как бы медитируя, углубляться в «прочтение» образов.

 

            Полученные картины соответствуют возрастным возможностям детей и взрослых. Каждый художник является творцом своего собственного мира. Если всё же не выявлен ни один образ, тогда этот отпечаток может послужить готовым фоном для последующих композиций натюрморта, пейзажа или портрета. 

Монотипия

 

            Если же на стекле изобразить готовый рисунок, например, осеннее дерево в ярких красках, закат на море, гриб, собаку или рыбу и быстро, пока краска на стекле не высохла, наложить сверху лист бумаги и прогладить его руками, то получится зеркальное отображение рисунка. Такая техника называется монотипия, что означает печать одного единственного рисунка. Печатание таких неповторимых рисунков можно использовать в изготовлении поздравительных открыток и как самостоятельные произведения. 

            По тому же принципу проведён мастер-класс Галины Головиной по созданию  монотипии «Закат на море»:

Керосиновая техника

            Следует жидко (как молочко) развести в отдельных баночках масляные краски уайт-спиритом (это очищенный керосин, он продаётся в хозяйственных магазинах). Затем, макая по очереди палочку (кисточку) то в одну баночку, то в другую, произвольно сбрызгивать краску на воду, налитую в лоток.

            На воде краска причудливо расходится (особенно интересно ведёт себя краплак, разгоняя все краски). На эту разноцветную воду надо положить лист бумаги и тут же поднять его, а затем просушить на газете.

            Таким способом можно заготовить большое количество работ – цветных фонов. Когда листы просохнут, можно их внимательно рассмотреть, чтобы увидеть образы и доработать тонкой кистью, тушью,  гуашью или акварелью, чтобы проявить увиденные образы чётче и донести до зрителя идею произведения.

Нитеграфия

            Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто связано с воображением, оно без него невозможно. Творчество в исходном смысле этого слова – сотворение нового.

            Самые характерные признаки творческого процесса – активизация воображения и мышления человека, а также концентрация внимания на предмете стараний.

            Творчество – очень многогранный процесс, в нём участвует не только воображение, но задействуются и чувства, и эмоции, и воля, и личное восприятие, и накопленный жизненный опыт.

            Способности к творчеству можно развивать как у детей, так и у взрослых. Существует четыре стадии творчества:

1.      Подготовка (зарождение идеи).

2.      Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данному вопросу, добывание недостающих сведений).

3.      Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4.      Результат (то, что удалось выявить, воспроизвести, как конечный результат).

 

Нитеграфия, как и другие нетрадиционные техники в искусстве, способствует развитию воображения, помогая создавать с помощью нити фантазийные образы.

            Такая творческая деятельность заинтересовывает, «захватывает» в свой круговорот новых образов и идей.

            Техника нитеграфия довольно проста в исполнении. Потребуются нитки 30 – 35 см (тонкие катушечные или двойная кручёная нить, которая оставляет рельефный след).

            Итак, надо приготовить чёрную тушь или жидко разведённую гуашь. Опустить туда нить, помогая при этом палочкой, чтобы большую часть нити погрузить в тушь, придерживая конец нити в руке.

Сложенный пополам лист бумаги раскрыть и на одну половину положить окрашенную нить (как сама ляжет). Затем прикрыть чистую половинку листа и сверху прижать лист ладонью.

Свободной рукой потянуть нить, постепенно вытягивая её на себя. На листе останется необычный след – отпечаток нити. Дать ему просохнуть и, вооружившись терпением, внимательно, не торопясь, со всех сторон рассмотреть полученный отпечаток, который, как в зеркале, отобразится на двух сторонах листа.

            Присмотревшись, можно увидеть сюжет или предмет, который следует доработать, проявить полученный образ, донести до зрителя свою идею.

            Ценность такой творческой деятельности – в неповторимости образа, в новизне, в желании творить всё новые, необычные, неповторимые образы. Такие «картины» графичны, силуэтны и поэтому относятся в искусстве к разделу графики.

 

            Важность состоит в том, что через этот творческий процесс человек познаёт самого себя, отображая свой внутренний мир, пробуждая интуитивное мышление. «Фантазия – это история, конца которой нет» (Эхтер Михаэль).   

Чаеграфия

 

            Техника чаеграфия относится к нетрадиционным техникам в народном творчестве. Существует много разнообразных способов, отражающих внутренний мир человека, таких как акватипия, нитеграфия, кляксография, керосиновая техника и т.д. Эти техники отработаны годами, их знают многие творческие люди. Но некоторые способы можно открыть неожиданно в процессе активного поиска. К таким техникам можно отнести чаеграфию.

            Такая новая техника была открыта в студии «Вертикаль», её автором является Дьяконова Лидия. На это открытие её натолкнула техника акватипии, как оттиск со стекла, когда в разных цветовых пятнах человек с развитым образным мышлением может увидеть неожиданные образы.

            Многие люди замечали, что если заварить чай, то на поверхности чая образуется плёнка. Если отснять эту плёнку, наложив на неё бумагу, можно получить отпечаток в охристых тонах. А далее всё зависит от воображения и фантазии, от интеллектуальной подготовки, начитанности человека, ведь образы рождаются спонтанно.

            У людей, читающих сказки, легенды, басни, изучающих духовные учения, более развито образно-ассоциативное мышление. Листы с отпечатками следует исследовать неторопливо, как бы медитируя. Хорошо, если будет звучать тихая красивая музыка. Это своего рода психотерапия, позволяющая погрузиться в свой собственный мир (в глубины подсознания), наполненный различными мыслеобразами, идеями, ассоциациями.

            Погружение в самого себя – это отличный способ самопознания. Поэтому многие подобные нетрадиционные техники создают прекрасные предпосылки для внутренней самореализации. Наряду с традиционными техниками, отражающими живописные законы реального мира, можно научиться проявлять мир скрытых образов, работая по принципу «реализм + интуиция».

Ход работы:

 

  1. В большую тарелку положить пакетик чая (или насыпать горсть сухой заварки) и залить кипятком. Можно заваривать чай и в лотке прямоугольной формы. Чем больше объём лотка, тем больше потребуется чайных пакетиков.
  2. Когда чай остынет, осторожно сверху положить вырезанный круг из бумаги по форме чуть меньше диаметра тарелки. Слегка придавить пальцами поверхность круга и тут же его поднять, положить в перевёрнутом виде на газету или ненужную бумагу, чтобы быстрее просушить.
  1. На поверхности листа (круга) мы увидим  коричневатый фон с трещинками или пятнами.
  2. После высыхания листа, покручивая его, ищем образ (образы). Увиденные образы надо слегка   обрисовать карандашом.
  3. Далее следует проработать эти образы, используя несколько красок, работая акварелью, гуашью или тушью, т.е. в цвете или монохромно (одноцветно в охристо-коричневых тонах).
  4. Готовую работу можно оформить в рамку под стекло и паспорту, чтобы провести новую выставку в столь необычной новой технике – чаеграфии. 

Граттаж

            Слово граттаж происходит от французского «гратте» – царапать. Рисунок процарапывается по покрытой парафином и тушью поверхности.

            Для работы в этой технике потребуются: альбомный лист, чёрная тушь (лучше смешать её с чёрной гуашью), свеча, острый предмет для процарапывания, для этой цели подойдут заострённая палочка, зубочистка, спица, кончик ножа, перо для рисования, пластиковая вилка (вилка зубцами создаёт рельеф волны, дороги и т.д.).

Ход работы:

  1. Способов подготовки бумаги несколько. Можно взять масляную пастель (мелки), закрасить ею лист и сверху закрасить гуашью. Когда высохнет – процарапать рисунок.
  2. Для того чтобы картина получилась яркая и цветная, можно использовать красивую обёрточную бумагу (продаётся в канцтоварах).
  3. Можно закрасить белый лист бумаги цветными карандашами или акварельными красками, а когда высохнет – натереть свечой, держа её плашмя, чтобы не было зазоров, иначе чёрный слой будет очень трудно процарапать. Поверх свечи широкой кистью нанести слой чёрной краски (тушь, гуашь, акрил). Свеча отталкивает краску, поэтому можно покрасить поверхность несколько раз.

4. На просохшем листе выполняется рисунок, это может быть натюрморт, пейзаж, портретный образ, подводный мир, космос, яркий салют, фейерверк, ночной город или животное. Фантазия и воображение подскажут сюжет.
5. По чёрной поверхности начинаем рисовать острым предметом. Чёрная краска с поверхности слезает очень хорошо, под ней остаётся яркий разноцветный след. 

6. Для получения чёрно-белого рисунка следует свечой натереть белый лист бумаги, тогда, как в негативе, можно увидеть белые линии на чёрном фоне. Так можно создавать зимние композиции.
7. Из опыта работы выяснилось, что можно использовать не только чёрную краску, но также синюю и фиолетовую. Так можно создать контрасты: фиолетовый и жёлтый, синий и оранжевый.
8. В итоге можно получить необыкновенные, яркие и красочные рисунки, которые привлекут внимание и вызовут интерес у многих неравнодушных к искусству людей.

 

Граттаж относится к нетрадиционным техникам смешанного типа. Применение чёрной краски делает её «грязной», поэтому удобно (особенно детям) использовать фартуки и нарукавники. В конце работы руки следует отмыть с мылом. Перед процарапыванием рекомендуется подстелить на стол бумагу, газету или плёнку, так как чёрные крошки, отскакивая на стол и на пол, загрязняют их.