Классный час   «Огонь друг или враг?»

 

Цель: Расширение знаний учащихся в области применения правил пожарной безопасности.

Задачи:

·        формировать потребность в  соблюдении  правил пожарной безопасности;

·        Изучить причины возникновения пожара;

·        закреплять умение ребят работать в группах;

Оборудование: фломастеры,  лист белой бумаги, карточки с пословицами, карточки с ситуациями, карточки с ребусом.

Ход мероприятия

1.Орг.  момент.

- Добрый день,  я рада вас приветствовать на нашем занятии.

2.Мотивация.

А

П

о

ж

а

р

Г

О

Г

С

И

М

У

В

О

Л

О

В

Р

Р

Н

е

ц

и

Д

А

Ь

Р

о

б

а

Г

о

г

н

Е

 - Начнем работу с необычного задания,  на ваших столах карточки, расшифруйте закодированные слова.  На работу  3 минуты.

 

 

 

 

 

 

- Какие слова вы нашли?    (Ответы детей)    

ОГОНЬ, ДРУГ, ВРАГ, ПОЖАР.

- Из этих слов сформулируйте тему  занятия.

- Правильно. «Огонь наш друг или  враг».

- Глядя на тему занятия, определите, о чем мы будем разговаривать?

ØПочему огонь является другом и врагом человека;

ØПричины возникновения пожара;

ØПравила безопасного поведения при пожарах в быту.

3. Новые знания.

- Почему огонь  является другом   человека?   (ответы детей)

С давних пор огонь стал другом человека. Он освещал людям жилище, отапливал дома в холодное время года. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Без него невозможна жизнь на земле.

- Почему   огонь является врагом человека?   (ответы детей)

- Что такое пожар?  Обратимся к толковым словарям.   (ответы детей)

Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

- Выделите  значимые словосочетания   в этом определении. Что они означают?

- Далее работать  предлагаю в группах. На ваших столах  карточки со словами, составьте  пословицу,  прочитайте  и объясните значение.

1.     Пожар снежком не погасишь.

2.     Затопила печку, а сама на крылечко.

3.     Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.

-  Не  всегда  пожары  возникают  от  спичек, обсудите в группе и запишите на листочек,  причины возникновения пожаров.

üВ лесу;            В деревянном доме;               В квартире;

-  На работу 5 минут.

-Время на работу закончилось, обсудим,  какие причины вы знаете.

Обсуждение ответов.

- Каждой команде предлагаю рассмотреть ситуацию и предложить ее решение. На обсуждение  5 минут.

1    В этот вечер родители задерживались на работе. Максим был дома один. Он смотрел телевизор, вдруг телевизор задымился и показалось пламя. Максим не растерялся. Он быстро вынул вилку из розетки. Однако телевизор продолжал гореть. Тогда Максим побежал в ванную, чтобы набрать воды. И тут он вспомнил, что воду уже второй день как отключили.

Вопрос: Что еще должен был сделать Максим в этой ситуации?

2    Как-то раз Вася и Петя решили развести во дворе дома костер. Они собрали листья и хворост, однако костер и не думал загораться. На улице было слишком сыро. Тогда Василий принес бутылку с бензином.   Практически одновременно с листвой загорелись и Васины кроссовки. Еще через несколько секунду огонь перекинулся на брюки. Вася испугался и побежал...

Вопрос: Что должен был сделать Петя? Какими правилами пожарной безопасности пренебрегли мальчики?

Вопрос: Что Саша сделал неправильно? Что надо было сообщить о пожаре?

3    На мамином туалетном столике появился новенький яркий флакон. «Лак для волос», - гласила красочная надпись. «Огнеопасно», - было написано внизу. «Для волос, и вдруг огнеопасно?», - подумал мальчик, - «Не может быть!» Сергей побежал на кухню за спичками...  Через минуту Сергей вернулся. Покрутив в руках баллон, он нажал на пусковой механизм и умудрился поджечь вырвавшуюся наружу жидкость. Баллон загорелся мгновенно. Инстинктивно Сергей бросил его. От баллона загорелась штора. Затем карниз... Сергей испугался, и полез в шкаф. Совсем скоро дым заполнил комнату. Мальчику нечем было дышать.

Вопрос: какие правила пожарной безопасности нарушил Сергей. Что нужно делать?

- Как действовать при возникновении пожара в школе, дома, магазине и т.д? Давайте составим памятку  «Твои действия во время пожара», запишем основные правила поведения при пожаре  на плакат.

Совместное обсуждение ситуаций, запись основных правил  на доску.

- Что же нужно делать, чтобы огонь был человеку только другом?  (ответы  детей)

5.     Итог. Рефлексия.

- Завершить работу, я предлагаю  синквейном по теме  классного часа «Огонь наш друг или  враг»:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему сегодняшнего занятия.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – одно предложение по теме.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

- И так, кто желает озвучить свой синквейн? (ответы детей)

 -  Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать его, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, вы должны знать, как себя вести. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь!

Спасибо всем за работу!

 

 

Пояснительная записка

Ежегодно в России происходит около 250 тыс. пожа­ров, во время которых погибает около 19 тысяч человек и столько же получают травмы и ожоги.  За последние 10 лет число трагедий увеличилось более чем вдвое. 80% всех пожаров и 90% погибших приходится на жилье. И число пожаров в жилье неизменно растет год от года.

Если рассмотреть причины произошедших пожаров, то самая распространенная - неосторожное обращение с огнем – это около половины всех пожаров. В 2 раза реже, то есть 23% пожары полыхают из-за неисправности электрооборудования или неправильной его эксплуатации, далее следует печное отопление- 14% пожаров.

Статистика неумолима: каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости.  Шалость детей с огнем,  приводит не только к пожарам, но и нередко заканчивается, тра­гическими последствиями.  Ежегодно около 150 пожаров (13% общего количества) происходит  по вине детей, как правило, сами они и становятся жертвами огня.

Первое, на чем необходимо заострить внимание Ваших детей, это правила поведения при пожаре.

Не следует:

- оставаться в доме или квартире, прятаться в шкафах, кладовых, под кроватями и т.п. (такое поведение характерно для малолетних);

- заниматься самостоятельным тушением пожара;

- рисковать своей жизнью, спасая имущество;

- распахивать настежь окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);

- спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам;

- выпрыгивать из окон верхних этажей;

- пытаться выйти через задымленную лестничную клетку, если пожар произошел вне квартиры;

- пользоваться лифтом.

 

 

 

Ребенок должен знать номера, по которым можно вызвать пожарных: «01» - со стационарного телефона, «112» - с мобильного. При вызове ему будет нужно назвать точное место пожара, если он произошел дома - точный адрес. Если у ребенка есть возможность покинуть помещение, в котором произошел пожар, он должен ею незамедлительно воспользоваться и привлечь внимание взрослых. Если нет возможности убежать из горящей квартиры и вызвать пожарных, необходимо громко звать на помощь соседей и прохожих из приоткрытого окна.

Дети должны знать, что при пожаре большую опасность представляет не только огонь, но и дым. Перемещаться к выходу нужно пригнувшись или ползком. Если есть возможность, нужно смочить водой одежду, накрыть голову мокрой тканью. Необходимо плотно закрыть дверь в помещение, где начался пожар. Это поможет задержать проникновение дыма.

    Но самое главное, что должны усвоить  дети – это строгое соблюдение правил пожарной безопасности, не допускающее необдуманных поступков и игр с огнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ.

Немедленно покинуть здание, используя для этого основные и запасные выходы.

Оповестить окружающих об опасности.

Сообщить о пожаре в пожарную часть.

Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами.

Сохраняйте самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения.

Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей, через задымлённые помещения двигайтесь ползком  или пригнувшись – меньше вероятность задохнуться в дыму.

Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или, если есть возможность, затушить водой.

 Для защиты от продуктов горения дышите через влажный платок, ткань.

 При выходе из здания по задымлённой лестнице продвигайтесь вдоль стены.

 Если горит электропроводка, обесточьте её, после чего попытайтесь потушить горящие элементы.