Мильто Ирина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ «СШ № 15»

г. Нижневартовск ХМАО – Югра

публикация материала по теме: « Работа над  словами с непроверяемыми написаниями».

 

Работа над  словами с непроверяемыми написаниями.

        Во время проведения уроков русского языка у меня часто возникал вопрос: «Как сделать, чтобы при работе со словами с непроверяемым написанием дети лучше и быстрее запоминали их и не делали ошибки во время диктантов». Проблема действительно сложная, но довольно интересная. Материал по этой тематике встречался довольно интересный. Многие находки я использовала на своих уроках, экспериментировала на разных этапах занятий, записывала свои наблюдения, делала выводы. В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы.    

       Учить словарные слова легко и интересно! – это мой девиз.

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они ещё не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить.      Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

         В этой статье представлены два варианта работы со словарными словами и указаны некоторые хитрости, которые могут быть полезны учителям начальных классов, работающим по различным УМК..

I вариант

     Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

     Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

    Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребёнок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя.

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.

 II вариант

     Словарные слова запоминаются при помощи системы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

      Познавательный интерес - один из главных "двигателей", отвечающих за мотивацию детей к обучению. Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до старшей школы. Интерес и игра тесно связаны между собой. К тому же, с помощью тренингов-игр можно не только формировать определённые учебные умения и навыки, но и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешного, доступного и интересного обучения.
     При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, аккуратности (ребёнку хочется, чтобы его работа получилась правильной и красивой, что стимулирует его выполнять задание крайне аккуратно), умение доводить начатое дело до конца; в групповой работе — умение работать в группах, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиться поставленной цели.
Дидактическая игра способна решить огромный круг учебно-воспитательных задач, и этот факт, по-моему, уже не требует доказательств. Существует большое количество литературы, где предлагаются интересные методики по использованию игры как в начальной школе, так и в средней, даются серьезные комментарии и обоснования компетентных педагогов и психологов.
      В этой статье я хочу поделиться лишь крохотными находками, которые уже неоднократно использовались при работе с детьми. Ученикам такие виды заданий очень нравятся, и качество усваивания того или иного материала значительно возрастает.
Несколько лет назад, занимаясь подготовкой детей к школе, я использовала пособие С.И. Агеевой "Обучение с увлечением" (М.,"Лайда",1994) . В этом пособии автор предлагает "Волшебные картинки" (пока не раскрасишь — не поймешь, что нарисовано) для лучшего запоминания цифр и результатов сложения и вычитания в пределах первого десятка. Я заметили неподдельный интерес к этим заданиям  учащихся начальной школы. "Вот бы нам такие задания давали! Так хочется!" - говорили ученики. И я попробовала адаптировать некоторые картинки С.И. Агеевой под русский язык.
В начальной школе, получив такие задания, дети приходили в восторг. И даже "самые вредные" словарные слова запоминались детьми гораздо быстрее и лучше (ведь не хотелось, чтобы в картинке были ошибки!). К тому же для учеников начальной школы  раскрашивание или штриховка являются полезной гимнастикой для развития мелкой моторики.
     Постепенно появились задания в виде "Волшебных картинок. Эти картинки заставляли учеников лишний раз обратиться к орфографическому или толковому словарю, выписать трудные слова.

     И последнее, о чём хотелось бы сказать. Желательно такие задания давать не очень часто (примерно 3-4 раза в год),  в остальное время можно использовать другие эффективные игровые задания. Лучше предлагать детям не все сразу картинки, а только одну. Тогда она воспринимается как праздник. И конечно, выполненное задание необходимо проверить и оценить (при этом отметка не всегда нужна).

В этой работе предлагается несколько "Волшебных картинок", в приложении — то, что должно получиться.

    Я старалась использовать разные находки, постоянно экспериментировала. Делала всё для того, чтобы ребята лучше запомнили орфограмму. Использовала разные приёмы, целью которых было «усилить орфограмму».

    «Усилить орфограмму» - значит сделать более ярким, или «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается или легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.

    Этапы работы по «усилению».

1)Выделение трудной орфограммы.

2) Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

3) Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».

4) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

5) Выбор каждым учащимся индивидуального  приёма запоминания.

    Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание.

    Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы.


- заучивание обобщённым способом;

- возвращением в забытую этимологию слова.

БОГАТЫЙ – слово связано со словом БОГ. Прежнее значение слова было таково: «наделённый свыше всякими благами счастливец».

     Никогда нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский язык». Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, притче, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. Коротко о последнем. Индивидуальный словарик есть у каждого ученика, только у одного он посолиднее (слов больше), а у другого – потоньше. Откуда записывают ученики слова? Из учебника, из журнала, книги из библиотеки, из любого текста, прочитанного ими, из стихотворений и т.д. Слова можно записывать коллективно и индивидуально, иногда дети могут работать парами или в группах. В нашем классе практикуется работа в библиотеке. Для написаний  сочинений дети собирают материал из детских журналов, выписывают стихотворения, различные образные сравнения. При выполнении такой работы у ребят появляется множество вопросов по поводу объяснения непонятных слов. Все вопросы разбираются, толкование слов записывается или зарисовывается. Главное, чтобы такая работа была систематической или хорошо организованной. Ведь всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

    За индивидуальными словариками всегда слежу, проверяю, иногда поощряю лучших учеников. Один раз в неделю дети обязательно работают с карточкой, на которой написаны слова с пропущенной гласной, взятые из индивидуального словарика.

     При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух. Письмо слова в тетрадях или словариках, разбор слов, этимологический анализ (если есть возможность и необходимо), составление с данными словом словосочетания, предложения (устно или письменно).

    Работу по учебнику увязываю с изучением трудного слова. Сначала ученики под моим руководством, а потом и сами находят в тексте трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения.

     На уроках русского языка ежедневно несколько минут уделяется словарной работе. По мере возникновения трудностей происходит работа, направленная на то, чтобы объяснить детям значение слов. Для этого используются  иллюстрации, материал из словаря.

    Как и другие учителя, широко использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний, обязательно включаются слова изученные ранее.  Диктую или дети сами подбирают слова, словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных:  птицы, овощи, город, магазин, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д.  Например, по теме «Птицы»: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель; по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, классная комната, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, ученица, экскурсия и др.

    В классе есть стенд «Запомни эти слова». На нём помещаются слова, соответствующие теме урока или те слова, в которых дети допускают больше ошибок.

    Для активизации словарной работы использую загадки. Множество загадок принесли для уроков ребята. С помощью совместного творческого труда мы оформили папку, в которую вошли самые интересные. Например:

В сенокос – горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина).

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь).

 

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,  

Самая болтливая. (Сорока).

    Порой на помощь приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово «лимон». На доске – стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

     Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

 

     Можно предложить детям собрать слова:

СОРО                ЯЦ

МЕД                   КА

ЗА                      БЕЙ

ВОРО                 ВЕДЬ

ВОРО                 НА

    Ребята собирают слова, обозначают ударение, определяют безударную гласную, составляют с полученными словами предложения. 

    Чем больше я изучала педагогическую литературу по данному вопросу, тем больше открывала для себя нового и интересного. Это позволяло разнообразить работу над словами с непроверяемыми написаниями. Можно, например, выписать все слова с непроверяемыми написаниями, сгруппировав их по написанию на: о. а, и, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую вышеуказанную букву можно составить (нарисовать) сюжетные картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначенные словами с « о», с «а», с «и», с «е», с «я» и т.д. Все предметы, обозначенные словами, включены в композицию.

    Я старалась, чтобы было охвачено как можно больше слов. Например, в одной из картинок нарисована портниха. С ней связаны слова на «о»: пуговица, портниха, костюм, одежда, косынка, голубая, колени, коричневый. Текст  может быть примерно такой:

Нарисована портниха. На голове у неё голубая косынка. Она в лёгкой одежде, на коленях у неё коричневый костюм. Портниха пришивает к костюму пуговицу.

    Все слова группируются вокруг слова портниха, она для них является как бы главным, но и между собой.

    Считаю, что нет необходимости придерживаться в работе над словами с непроверяемыми написаниями того количества и только тех слов, которые намечены программой в каждом классе. Такой подход будет только препятствовать составлению композиции и, следовательно, развитию речи младших школьников.

    Предлагаемая работа с картинкой развивает у детей наблюдательность, зрительную память, трудолюбие, воспитывает интерес к рисованию, к поиску нового.

    Как же проводить работу с картинкой? По сюжетной картинке, опираясь на зрительную память, дети должны были запомнить расположение предметов и определённое количество слов (количество слов для запоминания устанавливается с учётом уровня подготовленности учащихся). К уроку я приготовила картинку, плакат с напечатанными словами. Учащиеся читали слова из первой части списка слов, помещённых на плакате. После каждого прочитанного слова дети находили на картинке предмет, выраженный этим словом. В начале работы обращала внимание на связь слов (предмет), на то, что является главным. Затем проводилось запоминание слов на плакате и предметов, расположенных на картинке. На это отводилась одна минута.

    После такой работы ученик становился перед классом спиной к картинке и списку слов, называл предметы. При назывании предметов ученик чётко произносил в словах выделенную букву. Все дети внимательно следили за ним. При закреплении учащиеся  свою работу дети заканчивали дома. Эта работа велась в течение всего учебного года.

    Сюжетные картинки и слова к ним висели в классе до конца учебного года. Какие же виды работ я проводила в классе? Приведу их: дети называли слова, писали в тетрадях слова, называющие  данными словами по содержанию картинки, составляли связные  рассказы по картинке, включая в них слова с непроверяемыми написаниями и др.

    При выполнении всех видов работ дети не отклонялись от содержания данной картинки и стремились к тому, чтобы лучше запомнить и содержание, и слова, называющие предметы на картинке.

    На рисунке, например, изображены предметы, обозначенные словами с буквой «я»: заяц, земляника, лягушка, ягнёнок, язык. По картине, используя данные слова, дети составляют рассказ.

Ночь. На небе месяц. Лягушка высунула язык. Она охотится. Заяц испугался. Бродит заблудившийся ягнёнок. В траве растёт земляника.

    Аналогичная работа проводится и по картинке, где изображены предметы, обозначенные буквой «а»: базар, баранина, вагон, галоши, газета, завод, завтрак, запад, канава, календарь, квартира, капуста, карандаш, карман, картинка, картофель, кастрюля, комната, магазин, малина, машина, народ, пальто, пианино, плакат, платок, работа, рабочий, растение, салат, сапоги, стакан, тарелка, трамвай.

 

     Успешность усвоения младшими школьниками правописания словарных слов зависит от того, насколько внимательно учитель относится к орфографической работе в классе, умеет ли он выстроить систему словарно-орфографической работы и своевременно проконтролировать её результативность.

    Я провела систематизацию упражнений, с помощью которых эффективно проводится работа над словами с непроверяемыми написаниями. У меня получился следующий перечень упражнений:

Упражнения на толкование ( или уточнение) значений слова. Чтобы получить желаемый результат, необходимо убедиться, что ребёнок понимает значение изучаемого слова.

Упражнения, направленные на работу с рядами однокоренных (родственных) слов, их толкование и активизацию.

Упражнения, цель которых наблюдение за правильным написанием слова, выявление «ошибкоопасных» мест: чтение, звуко-буквенный анализ, устное проговаривание, комментирование и т.д. Эти упражнения нацелены на создание у учащихся зрительного образа словарного слова.

Упражнения, направленные на запоминание словарных слов: заучивание скороговорок, рифмованных строчек, вставка пропущенных букв, подчёркивание орфограмм, списывание, проверка по словарику и др.

Упражнения с тематическими группами слов, например, названиями дней недели, месяцев года, названия овощей, фруктов и др. Такая работа направлена не только на выработку орфографических навыков, но и развитие логического мышления, расширение лексикона детей.

Упражнения, в которых содержатся грамматические задания ( определить род, число, падеж имён существительных и прилагательных; время, спряжение, число, лицо глаголов).

Отгадывание загадок, отгадками которых являются изучаемые словарные слова, самостоятельная запись этих слов.

Занимательные упражнения в виде кроссвордов, головоломок, ребусов. Такие упражнения помогут оживить, разнообразить уроки, сделать их более интересными, тем самым активизировать внимание учащихся.

Упражнения на исправление неправильных написаний. Учащимся предлагается попробовать себя в роли учителя, найти неправильные написания и исправить их.

Упражнения, направленные на контроль за усвоением учащимися      орфографических навыков.

    Там, где это возможно, широко используются задания на обогащение словарного запаса учащимися различными лексическими средствами русского языка – синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

    Для меня очень важно, чтобы большая часть упражнений носила комплексный характер, т.е. направлена на отработку умения ставить и решать орфографические задачи.

    Обращение к истории слова нередко позволяет мотивировать его современное написание. Этимологическая справка, информация о происхождении слова помогает детям запомнить слова с непроверяемыми написаниями.

    Учителю следует помнить, что умение сознательно, путём рассуждений решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотного письма. Для того, чтобы стать фундаментом речевой деятельности, письмо без ошибок должно достичь автоматизма. Автоматизм навыка формируется в результате многократных повторений действия, другими словами, в результате многократных практических упражнений.

     Выбрав тему для творческого отчёта, я чётко понимала, что работу придётся начинать с «нуля». Если для работы со словами с непроверяемыми написаниями, указанными в конце учебника, у меня был собран определённый материал, то слова православной лексики мы постигали вместе с детьми. Порой, творческие идеи возникали по ходу объяснения значения того или иного слова. Я старалась нарисовать «слово», придумывала свои небольшие хитрости. Буквально по крупицам собирала нужную информацию. В методике работы с православным словарём мало материала, так необходимого учителю. Правда, существуют словари, но информация в них чаще всего рассчитана на взрослого человека. Много новых идей я взяла из детских православных журналов, приходилось много времени проводить в библиотеках. Теперь у меня накопилось немало интересного и полезного, но останавливаться на достигнутом я не собираюсь. 

    Организуя всю эту работу, я преследовала следующие цели: сделать работу над словами с непроверяемыми написаниями основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать её более интересной, привлекательной.

     Систематическая словарно-орфографическая работа в начальных классах, организованная с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, не только обеспечивает повышение орфографической грамотности  детей, но и способствует развитию их словарного запаса, усвоению норм лексической сочетаемости слов русского языка, развивает логическое мышление, прививает интерес к процессу обучения и воспитывает. К такому выводу я пришла в ходе огромной и кропотливой работы по развитию речи в данном направлении.