Выступление по теме: «Использование документ – камеры на уроках и во внеурочной деятельности»

 

 

 

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер.

Слайд №4

            Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной  задачей является необходимость повышения качества современного   образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

 

Слайд№5

                   Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

     Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов и множества других умных и чрезвычайно полезных устройств.

            В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, которое от предыдущих отличается особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Почему ребенок в 3 года уже цитирует рекламу и знает, в какой последовательности  сменяются слайды? Да потому, что это динамично, красочно, лаконично, вызывается непроизвольным вниманием и способствует запоминанию.  Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправдано.

  Слайд№6

   С  2012 года я начала работу с учебно-лабораторным оборудованием, которое получили по программе модернизации Российского образования и введения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

           Чтобы успешно реализовать основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС, необходимо создать современную  информационно-образовательную среду. Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения новых инструментов, которые позволяют обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся. К такому инновационному инструменту относится документ-камера.

 

Слайд№7

Документ-камера - это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов и действий с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию.

Документ-камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение практически любых объектов. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора.

Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использую  возможности  документ-камеры практически на всех уроках.

 

Слайд№8

Функции документ – камеры

ð  функция демонстрации стационарных изображений и объектов, увеличение демонстрируемого объекта

 

Слайд№9

           В первом классе на уроках обучения письму  я ежедневно использовала документ-камеру, чтобы "вывести" страницу прописи на интерактивную доску, чтобы показать ЧТО и ГДЕ писать. Учащиеся на доске работают с буквами, словами и предложениями .Они смело делят слова на слоги, ставят ударение, раскрашивают схемы ,находят и подчёркивают орфограммы, отмечают цветом буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Клонируя элементы письменных букв, которые обводят в Прописи, первоклассники моделируют буквы, тем самым идёт эффективное запоминание образа письменной буквы, а также дети учатся сравнивать, анализировать, синтезировать буквы из одинаковых элементов.

 

Слайд№10

    На уроках математики документ-камера  с сочетании с интерактивной доской даёт возможность работать по страницам учебника – тетради Л.Г. Петерсон. Нет необходимости переносить великое множество рисунков ,схем, таблиц на доску, экономя  время для продуктивной работы как учителя , так и обучающихся.

 

Слайд№11

       С помощью документ-камеры очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить и представить на ИД. На демонстрируемом рисунке можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание учащихся. Например: на уроке окружающего мира по теме «Равнины и горы России» возможно записать фрагменты карты в памяти компьютера и продемонстрировать на определенном этапе работы в увеличенном виде.

Слайд №12

ð  контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы

    Проверка правильности выполнения различных заданий   не обходится на моих уроках без документ-камеры. Беру тетрадь ученика, кладу под документ-камеру и прошу проверить правильность выполненного задания.. Ученики с удовольствием демонстрируют свои странички , все очень желают показать свою работу, поэтому очень  стараются! На данном этапе формируется оценка и самооценка. Рефлексия помогает увидеть продвижение каждого ребенка.

 

Слайд №13

ð  обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания, визуальная работа с текстом

На уроке русского языка удобно применять документ-камеру, например, при вставке пропущенных букв в слова, разбор  слова по составу, работа с предложением и многое другое. В режиме реального времени через камеру проецируются все действия ученика. С одной стороны, эта деятельность имитирует традиционно устоявшуюся работу мелом на доске, с другой, мы применили современные средства ИКТ, что вызывает большой интерес к обучению.

При визуальной работе с текстом  документ- камера  помогает найти определенную информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определенным признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Различного рода выделения, подчеркивания и пометки можно делать  с помощью электронных карандашей.

 

Слайд №14

ð   демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов или операций:

обучение работе на клавиатуре компьютера, вышиванию, накладыванию штриховки, рисованию сложных узоров и пр.

На уроке технологии с применением документ-камеры  проще объяснять и демонстрировать ученикам приемы работы с бумагой, тканью, пластилином. Раньше нужно было бы подходить к каждому ученику и показывать технику его выполнения или выполнять показ фронтально всему классу.  Видео-изображение на экране, спроецированное документ-камерой, создает демонстрацию показа этих приемов (очень часто демонстрируют сами дети) в режиме реального времени так, что все мелкие детали видны ученикам за последними партами.

 При проведении внеурочных занятий с обучающимися использование документ - камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом, документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.

 

Слайд №16

 Основные достоинства документ – камеры.

Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.

            Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников.

            В-третьих, появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога.

            В-четвертых, устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока.

            И в-пятых, позволяет использовать в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

 

Слайд №17

При работе с документ-камерой формируются универсальные учебные действия:

Ø  коммуникативные 

происходит диалог «ученик – камера», «ученик – камера – класс». Развиваются умения обмениваться информацией и мнением  с помощью современных  технических средств.

  Дети учатся выступать перед небольшой аудиторией с устным сообщением  при поддержке средств ИКТ. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Ø  познавательные 

 поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез и классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий;

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, преобразование

 

Ø  регулятивные  (целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция)

Ø  личностные 

формирование положительной мотивации к обучению, осознание важности умения использовать в своей жизни навыка добывать знания с помощью средств ИКТ, в том числе и с помощью документ – камеры

 

Слайд №18

Жизнь в современном мире практически немыслима без информационных технологий, которые  прочно вошли во все сферы нашей жизни. В связи с этим нам, учителям, следует в полной мере использовать современное образовательное оборудование в своей работе для того, чтобы увлечь детей в мир знаний, повысить качество образовательного процесса.

 

Благодарю за внимание!