Праздник «Школа вежливости»

 

         Цель: знакомство учащихся с этическими нормами поведения; формирование при-вычки употреблять вежливые слова.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, песни «Улыбка»,  «Если добрый ты», таблички с «вежливыми» словами, советы – памятки.

 

Домашнее задание: каждому классу оформить «Ромашку добрых слов» (вежливые слова.)

(Звучит песня «Улыбка» (поют все вместе.)

 

Добрый день! Как вы думаете, почему мы начали с песни? Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, значит проявить свое доброе отношение, распо-ложение к другому. От этого и настроение становится лучше.

Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашим помощниками.

Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете по-сле просмотра ролика.

 

(просмотр ролика «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты».)

 

      Как вели себя дети в школе?

      Какие слова употребляли в своей речи?

      О каком дне говорится в ролике?

 

Наш праздник мы посвящаем вежливости.

И мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но это школа необычная. Это – «Школа вежливости».

Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителя-ми?

Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внима-телен с людьми?

(Варианты ответов детей)

Правильно, воспитанным. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного чело-века.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается  с человеком навсегда.

 

Историческая справка

До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто, знает правила приличия.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

 

Игра «Вежливо - невежливо»

 

Если вы считаете, что так поступать вежливо – хлопаете два раза, если не вежливо – один.

1.      Поздороваться при встрече…

2.      Толкнуть, но не извиниться…

3.      Помочь подняться …

4.      Перебивать во время разговора…

Уметь соблюдать на уроке тишину…

Уметь выслушать друга.

Пропустить вперед девочек…

5.      Не встать, обращаясь к учителю …

6.      Не уступить место в транспорте …

7.      Не заметить недовольство мамы …

8.      Сказать, уходя домой «До свидания»…

9.      Громко разговаривать…

10.    Помочь поднять упавшую вещь…

11.    Обозвать обидным словом соседа…

12.    Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках.

Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людь-ми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать

Правила вежливости:

ПАМЯТКА

1.      Надо вежливо обращаться к другим людям.

2.      Правильно вести себя в чужом доме.

3.      Быть гостеприимным хозяином.

4.      Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

5.      Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

6.      Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не под-черкивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

7.      Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

8.      От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

9.      Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

10.    В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

11.    Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.

Помните!

Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.

Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.

«Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра. Слова Дон Кихота). Эти слова Вы должны всегда помнить!

         Ребята, а всегда ли вы в обращении с людьми пользуетесь «волшебными словами»? Сейчас я это и узнаю. Загадки отгадывать умеете.

 

Игра «Вежливые загадки» (презентация)

        

Товарищи!  Твердите

Как  по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Что такое «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

 

(Звучит песня «Если добрый ты» слова Пляцковского М.С., музыка Савельева Б. И.)

 

А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – молчите.

 

Игра  «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

 

Кто из вас, скажите братцы,

Забывает умываться?

 

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

 

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

 

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

 

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

 

         Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен.

Нам нужно выбрать жюри.

Вы готовы?

 

Конкурс «Самый вежливый»

 

Задачи не на сложенье,

Задачи на правила уваженья!

 

1.      Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал три ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обращаться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2.      Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11? (дорогу уступает тот, кто вежли-вее);

3.      Что нужно сделать, прежде, чем войти в чей-либо дом или квартиру? (постучать или позвонить).

4.      Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (поздороваться)

5.      Какие слова произносят при встрече?

6.      Какие слова произносят при прощании?

7.      Кто кому должен уступать место в транспорте?

8.      Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

9.      Если ты съел конфетку, то нужно сделать с фантиком?

10.    Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

11.    Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

 

         В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершать, то или другое волшебство. Давайте вспомним сказки  и персонажа и произнесем нужные слова.

 

1.      С помощью, каких слов можно было варить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек вари!»);

2.      Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? (По щучьему велению, по моему хотенью);

3.      Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они вол-шебные? («Крекс, фекс, пекс»);

4.      помощью, каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»);

5.      В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? (Пожалуйста);

6.      В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим-сим, открой дверь»);

7.      В сказке В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? (дудочка играй);

8.      В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик–Семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнять любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели»);

 

Подведение итогов конкурса «Самый вежливый»

 

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условия игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я вас должна об этом поспросить? Конечно, вежливо. Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.

Поднимите руки.

Будьте добры, похлопайте в ладоши.

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Потопайте, пожалуйста.

Похлопайте.

Садитесь, пожалуйста.         

 

Ребята, вам понравилось жить в школе «Вежливости»?

А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Я надеюсь, что Вы не повторите ошибок наших героев и будете помнить все эти вежливые, волшебные слова, относится друг другу внимательно, по-доброму и умейте дружить.

 

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

                 (автор Н. Тулупова)

 

Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА для ВАС СТА-НУТ ХОРОШИМИ ДРУЗЬЯМИ!

ПУСТЬ ВСЯ ВАША ЖИЗНЬ БУДЕТ НАПОЛНЕНА БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА КАЖДЫЙ ГОД, КАЖДЫЙ МЕСЯЦ, КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ И КАЖДЫЙ ВЗДОХ…

СПАСИБО ВАМ, МОИ ДОРОГИЕ!