Конспект занятия

Тема: «Славянские обереги»

 

Методическая разработка занятия по ФГОС  по изготовлению лаптя-оберега.

Конспект адресован для воспитателей школ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Автор: Мехрякова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД Дома детского творчества «Дар» г. Кунгура Пермского края.

Тема занятия: «Славянские обереги»

Изделие «Лапоть»

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях:

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях при изготовлении оберега «Лапоть», знакомство с народными преданиями по истории оберегов.

Задачи:

1.      приобщить детей к народной культуре и традициям;

2.      заинтересовать детей технологией изготовления оберегов;

3.      научить детей последовательному изготовлению оберега «Лапоть»;

4.      учить сочетать в работе разнообразные материалы;

5.      расширить представление детей об истории оберегов;

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (посредством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельности).

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Тип занятия: комбинированное.

Возраст: дети 10 лет, взрослые

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов оберегов и приемов работы, просмотр презентации; практический; продуктивный.

Оборудование и материалы: 

1.картон, альбомная бумага

2. клей, кисточка для клея

3. ножницы

4.вата или бумага для заполнения пустот

5. пшеничная солома

6. семена подсолнечника и тыквы, несколько фасолин, плоды шиповника, зубок чеснока, маленькая луковичка, мох, по колоску пшеницы и овса, сушеный стручок красного перца

7. искусственный цветок подсолнуха

8. отрезок тесьмы или ленты

9.  Мультимедийное оборудование.

10. Презентация.

 

Ход занятия

1.      Вводная часть занятия

1.      2. Вступительное слово педагога. Просмотр презентации.

 

С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать обереги. Как вы думаете,  что такое оберег? (ответы)

Обереги -  предметы, обладающие по суеверным представлениям, способностью оберегать его владельца от разных бедствий.

 Обереги действительно имели силу и защищали своих хозяев.

И сейчас они ещё сохраняются в наших домах. Почти у каждого есть какой-нибудь оберег. Наверное, некоторые люди даже не понимают, что у них есть обереги, оберегать их может просто какая-то вещь, которая им почему-то нравиться. Во многих домах встречаются подковы, висящие над дверью, на стене в прихожей, или венички, или домовой, из холщёвого мешка упрятанный в укромное место.

Не веря в предсказания и магию, многие люди, тем не менее, очень трепетно относятся к приметам, которые всё же являются языческим представлениям о мире.

Традиция украшать свой дом оберегами – домовушками, разукрашенными вениками, гирляндами, ложками, восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задобрить, иначе он начинает сердиться и вредить обитателям дома. Чтобы умилостивить своего домового,  люди держали в доме домовушку – подарок домовому, чтобы он всегда был доволен и помогал семье в хозяйстве. Наши предки за многие века практических наблюдений и экспериментов узнали сочетание предметов, условий и действий, помогающих в делах и охраняющих от неприятностей.

 Разукрашенный веник вешали в доме как символ, оберегающий от зла, входящего в дом. А яркие венки из цветов и колосьев сулили богатый урожай.

Мы с вами сегодня тоже попробуем своими руками сделать  оберег для дома. Ведь ни для кого не секрет, что предметы, сделанные своими руками, обладают огромным запасом положительной энергии и именно на ней строиться чудесная оберегающая и защищающая сила оберегов.

Наверное, вы все видели в магазинах фигурки домовых, венички, косы. Но то, что продается в магазине, сделано чужими руками просто для продажи, они не являются Оберегами. Но мы же и сами можем приготовить подобное - и вот  тут-то простое, но симпатичное украшение, действительно может стать защитником вашего дома.

2.                  Основная часть занятия. Сегодня мы остановимся на изготовлении лаптя. Наши предки, славяне, считали, что лапоть - место, где живет домовой. При переезде в новый дом для домового готовили старый лапоть и зазывали его туда специальными приговорами: «Вот тебе сани, поезжай с нами». Оберег семейного счастья и уюта. Старые изношенные лапти – верное средство  от сглаза.

Для того чтобы изготовить лаптя, давайте рассмотрим символику предметов.

ЗЛАКИ, БОБОВЫЕ - символ достатка, сытой жизни.

МАК- исполнение желаний

ЛАПТИ - символизируют  домашний уют, семейное счастье.

ШИШКА  – символ трудолюбия и достижения успеха.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ, ЯГОДЫ ШИПОВНИКА – символ крепкого здоровья.

ЯГОДЫ РЯБИНЫ – символ красоты, женской молодости.

КУВШИН – символ воды, полная чаша в дом.

КУКУРУЗА – символ здоровья детей, сплоченной семьи, взаимопонимания.

ОРЕХ – символ умственной силы и здоровья.

ДОМИК – символ семьи.

МОНЕТКА – успех в денежных делах.

СУХОЦВЕТЫ – уют и красота.

 МЕШОЧЕК С МОЖЖЕВЕЛЬНИКОМ – чистота мыслей.

ГОРОХ – мир, дружба.

МЕШОК – богатство.

УЗЕЛОК – оберегает от  скандалов.

БУБЛИК – символ крепкой семьи

ЛУК – оберегает семью от слёз.

БЕЗСМЕРТНИК – символ долголетия.

МЕШКОВИНА – символ изобилия.

ТЫКВА, СЕМЕНА ТЫКВЫ – символ плодородия, женского начала.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА – символ согласия и достатка в доме.

ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ – слава, успех.

ПЛЕТЕНИЕ -  знакомства, дружба с новыми интересными людьми.

СОЛНЦЕ, ЦВЕТОК ПОДСОЛНУХА – главный славянский оберёг. Славяне – дети солнца.

СЕМЕНА ПОДСОЛНЕЧНИКА – здоровье, детей в доме.

2. 1. Знакомство детей с правилами создания оберегов.

Еще  хочу вас обратить внимание на 5 правил для создания оберегов

1.      Обереги не могут быть изготовлены для себя

2.      Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

3.      Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.

4.      Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.

5.      В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

   Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей!

 

2. 2. Технология изготовления оберега «Лапоть»

 

Для начала необходимо подготовить материал для лаптя. В нашем случае это пшеничная солома. Можно использовать мешковину. Выбор зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов. Для работы нам понадобятся 10-15 соломинок длиной 20 см.

1.      Отступая чуть выше узелков на стебле, разрежьте соломинку на фрагменты длиной 10-12 см.

2.      Очистите твердую серединку соломинки от покрова.

3.      Осторожно разрежьте очищенную серединку. Следите, чтобы соломинка не лопнула.

4.      Теперь заготовьте пласты. Для этого кончиками ножниц на твердой поверхности разровняйте разрезанную соломинку. Работайте очень осторожно, поскольку солома – очень хрупкий материал. Чтобы пласт выглядел более гладким, разровняйте его с двух сторон. Не огорчайтесь, если в процессе работы пласты будут сворачиваться – при наклеивании они распрямятся. Главное, чтобы их поверхность была как можно более гладкой.

5.      Сделайте заготовку для лаптя. Для этого вам понадобится картон и обычная альбомная бумага. По шаблону вырежьте из картона подошву нужного размера.

6.      Отметьте горизонтальной чертой ту часть подошвы, которая впоследствии будет скрыта верхом лаптя.

7.      Нанесите клей на внутреннюю часть пласта.

8.      В соответствии с разметкой приклейте первый пласт к открытой части подошвы. Часть подошвы, которую закроет верхняя часть лаптя, заклеивать пластами необязательно, так как ее не будет видно. Приклеив, разгладьте пласт кольцами ножниц. Наклейте остальные пласты.

9.      Выступающие края наклеенных пластов обрежьте ножницами по контуру заготовки.

10.  Чтобы придать изделию аккуратный вид, приклейте пласт по горизонтальной линии. Внутренняя часть подошвы готова.

11.  Приготовьте альбомный лист для верхней части лаптя. Ее можно сделать из картона, но в этом случае она будет менее эластичной. При помощи готовой заготовки подошвы нарисуйте на бумаге шаблон.

12.  Отступив от внешнего края 1 см, наметьте пунктиром линию подгиба и обозначьте места разрезов. Вырежьте шаблон.

13.  Согните шаблон по линиям сгиба и разрежьте в намеченных местах.

14.  На внешнюю сторону заготовки приклейте пласты соломы. Чтобы пласты лучше держались, на несколько минут можно уложить под пресс.

15.  Приклейте верхнюю часть к заготовке подошвы.

16.  Обратную сторону подошвы обклейте, выступающие края обрежьте по контуру.

17.  Основа оберега у нас готова. После окончательного высыхания отогните верхнюю часть лаптя, чтобы придать ему объем с помощью наполнителя.

18.  Наполнителем может служить вата, бумажные салфетки или кусочки бумаги. Поместите выбранный материал внутрь лаптя, предварительно нанеся немного клея, чтобы закрепить его там.

19.  Теперь, когда лапоть готов, украсьте «кармашек» снаружи, наклеив семена тыквы и подсолнуха, веточку мха, тесьму и искусственный цветок.

20.  Чтобы детали лучше держались, наносите клей и на них на  лапоть. Обязательно дайте клею высохнуть.

21.  Вставьте в «кармашек» лаптя перец, луковку, чеснок и колоски. Наклейте плоды шиповника и фасоль. Тщательно продумайте каждый элемент композиции, он должен гармонировать с общим видом изделия.

22.  Чтобы оберег можно было повесить на стенке, с обратной стороны лаптя сделайте петельку из тесьмы. Закрепив петельку с помощью наклеенных сердечек из бумаги.

3. Итоговая часть занятия.

3.1. Подведение итогов занятия. Показ лучших оберегов.

 

Литература

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения.

2. Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России.

3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников»,  «Просвещение»2011.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.,1989.

5. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

6. Шептуля А. Обереги своими руками. ООО ГИК «Новая печать»,2006.