ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

 

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением; движение воздуха -это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

 

  1. Удивительный песок.

Учить детей экспериментировать с песком

, соблюдать правила личной гигиены и безопасности. Способствовать снятию напряжения во время адаптации.

Развивать воображение.

  1. «Кораблик» - Учить детей пускать бумажные кораблик .Формировать правильное носовое дыхание. Активизировать речь(плывет, кораблик).
  2. Игры – забавы со светящимися игрушками – учить детей действовать с мячиком, который при ударе о пол начинает светиться.

Воспитывать эмоциональный отклик на общение со взрослым.

  1. «Последнее яблоко»- учить детей различными способами обследовать предметы, учить называть вкус, цвет и форму яблока. Развивать осязание, мелкую моторику рук.

 

Октябрь

1. «Фруктовый салат для куклы»

Цель: Учить с помощью вкуса выбирать сладкие фрукты.

2. «Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

 

  1. «Аквариум»- учить детей играть с плавающими в воде игрушками, наблюдать за ними. Активизировать речь ( плывет по воде). Способствовать закаливанию.
  2. «Поймай мыльный пузырь»-Показать, что мыльный пузырь образуется при выдыхаемом воздухе. Учить соблюдать правила безопасности при перемещении на площадке. Способствовать установлению доверительных взаимоотношений с детьми

 

  1. «Печем пироги»- учить детей пользоваться совочком и формочками, набирать и утрамбовывать песок. Показать, что мокрый песок сохраняет форму, а сухой рассыпается. Способствовать развитию игрового замысла. Развивать мелкую моторику рук.

 

  1. Игры с музыкальными игрушками – Учить детей издавать музыкальный звук с помощью выдуваемого воздуха. Развивать слуховое восприятие. Содействовать развитию эмоционально-комфортной атмосферы и хорошего настроения
  2. «Собери пирамидку» - учить детей устанавливать соотношения предметов по величие, правильно называть знакомые цвета (красный, синий).

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Чаепитие у медвеженка».

Цель: Учить детей определять на вкус соль и сахар.

4. «Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

1. «Горячо- холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (, липкий).

Показать детям, что вата не слипается в комок, а снег липнет и становиться твердым комком.

  1. «Светящиеся предметы»- обратить внимание, что светящиеся игрушки хорошо видны в темноте. Учить находить по источнику света светящуюся игрушку.

Развивать внимание.

  1. «Детские вертушки»- обратить внимание на то, что вертушки вращаются под действием ветра или воздушной струи. Учить делать глубокий вдох и выдох. Развивать органы дыхания.
  2. Игра с песком – Учить различать мокрый и сухой песок (из сухого ничего нельзя слепить и построить, мокрый формируется). Активизировать словарь(мокрый, сухой). Развивать мелкую  моторику рук.
  3. «Первый снег»- Учить детей делать комки из снега, познакомить с сезонными изменениями в природе. Активизировать речь(холодный.)Развивать тактильные восприятия.

 

 

 

  1. «Волчок»- показать детям, что волчок вращается при определенном действии рукой. Содействовать созданию эмоционально комфортной атмосферы. Развивать внимание, мелкую моторику рук.
  2. «Подбери пару»- учить понимать суть задания, применять умение различать основные цвета, собирать предметы в пары по одному признаку. Развивать внимание.
  3. «Светящиеся игрушки»- учить играть со светящимися игрушками, (показать, что при определенном действии игрушка начинает светиться) развивать мелкую моторику рук.
  4. «Найди такой же»- учить обследовать предметы различными способами , сопоставлять их форму со знакомыми геометрическими фигурами. Активизировать речь (квадратный , круглый).
  5. «Горох налево, фасоль направо»- учить различать  бобовые зерна. Познакомить с названиями ,  сортируемых,  бобовых (фасоль, горох). Развивать мелкую моторику рук.

Январь

1. «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

 

  1. «Плавающие заводные игрушки»- показать детям, что если покрутить ключик то игрушка придет в движение. Активизировать речь (плывет вперед). Развивать внимание. Способствовать закаливанию детей.
  2. Опыты со снегом – познакомить детей со свойствами снега – тает в теплом помещении, учить проверять это. Активизировать речь (тает, тепло) .Развивать наблюдательность.
  3. Экспериментирование с песком – Показать, что сухой песок легко пересыпается, а мокрый- нет. Развивать  мелкую моторикурук.
  4. «Волшебный мешочек»- учить узнавать предметы на ощупь и называть их.  развивать тактильные способности.

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»

Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

 

  1. Окрашивание воды– показать, что после добавления в воду краски вода становится цветной, развивать цветовосприятие. Создать у детей хорошее настроение.
  2. «Как спасти утят?»- учить действовать сочком (ловить утят сочком и приводить к маме утке) Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к животным.
  3. Игры с песком – «Угощение для куклы»-  Учить выполнять отдельные игровые действия при ведущей роли педагога, Дать представление о весе песка, закреплять свойства песка (мокрый- тяжелый, сухой –легкий).Развивать тактильный ощущения
  4. «Воздушные шары»- учить регулировать силу удара по шару, направлять его к партнеру, развивать крупную моторику рук

Март

1. «Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы , сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов.

 

 

  1. «Сказка о камешке». Учить детей определять вес предмета с помощью воды. Активизировать речь(легкий, тяжелый) Развивать внимание.
  2. «Солнечные зайчики» Учить детей с помощью зеркала образовывать отражение солнечного цвета и следить за ним. Развивать наблюдательность. Создать хорошее настроение.
  3.  «Собери разлитую воду»-Показать, способы уборки разлитой воды(вытирание, промокание губкой). Развивать мелкую моторику рук.
  4. «Кто разбудил китенка?» показать. Что, при выдуваемом воздухе через блоупен появляется бурление в воде.  Развивать интерес к животному миру.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

 

  1. «коробка форм»- показать, что детали закрывают окошки при совпадении форм.  Развивать внимание мелкую моторику рук.
  2. «Узнай на ощупь»- учить на ощупь узнавать разные предметы, сравнивать их по величине. Активизировать речь (большой, маленький). Развивать тактильные способности.
  3.  «Непослушная водичка». Показать детям что если использовать воронку, то вода не разольется при переливание в другую емкость .Обогащать словарь.

 

«Мыльные пузыри» Показать детям как с помощью выдуваемого воздуха образуется пузыри. Развивать органы дахания.

 

Май

1. «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

 

  1. «Вертушки»- обратить внимание на ветер, который приводит в движение вертушки, познакомить с характеристикой ветра – сильный, резкий, холодный, способствовать профилактике психо-эмоционального напряжения.
  2. «Умные пальчики» - продолжать знакомить со способами обследования, с качествами поверхности игрушек- ровная, гладкая, мягкая
  3. «Рисовальнички» Учить детей рисовать на мокром листе бумаги, выяснить , что краски смешиваются, и получаются новые цвета. Закреплять название цвета. Развивать мелкую моторику рук.
  4. «Раздели на группы»- учить делить предметы на группы по цвету. Закреплять название цветов.(красный, синий, желтый) развивать цветовосприятие и мелкую моторику рук.
  5. «Солнечные лучи»- учить детей сравнивать температуру предметов, в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладонями .Обогащать словарь(холодный теплый) Развивать тактильные ощущения.